Цели:
- Образовательная: дать понятие об односоставных предложениях, группах односоставных предложениях по способу выражения главного члена.
- Развивающая: развитие учебно-информационных навыков (работа с предложениями), учебно-логических умений (умений сравнивать), развитие коммуникативной компетенции (умение вести монологическую речь), совершенствовать навыки самостоятельной работы.
- Воспитательная: формирование готовности делать осознанный выбор.
Оборудование: презентация к уроку MicrosoftPowerPoint
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы станем следопытами и примем участие в розыске. (Слайд 2) Пропал главный член у некоторых предложений.
II. Новый материал.
У нас есть фотодокументы. (Слайд 3)
Вопрос: Как называются предложения, в которых один главный член предложения?
Вопрос: Глядя на слайд, скажите, сколько групп односоставных предложений можно выделить?
Подсказка учителя: У трёх подлежащее, у одного – сказуемое.
У пропавших подлежащих есть приметы. На них указывают сказуемые.
Записать в тетради примеры. (Слайд 4) Определить лицо, число, время сказуемого. (Самостоятельная работа).
Вопрос: Какие местоимения можно подставить к этим сказуемым в качестве подлежащих? (Запись в тетрадь) Слайд 5
Вопрос: Почему нет в предложениях подлежащих?
Ответы учащихся.
Вывод: Подлежащие необязательны, так как сказуемое определённо указывает на лицо и число местоимений. Эта группа называется определённо-личные предложения. Мы всегда можем подставить местоимение IиII лица в качестве “пропавшего” подлежащего. И лицо на фотографии в графе №1 вам хорошо известно. Это хоккеист Александр Овечкин. (Слайд 6)
Слайд 7. Не так легко отыскать подлежащее, которое символизирует фотография этих людей. Вряд ли кто-нибудь из вас их знает. Но мы уверены, что делают нужное дело. Нам известных их дела, но мы не знаем, кто они. В предложениях, которые вы запишите, важно само действие, а не то, кто его производит.
Записать в тетради предложения и определить лицо, число, время сказуемого. (Слайд 8)
Вопрос: Какое местоимение можно подставить в качестве подлежащего в неопределённо-личное предложение? (Слайд 9).
Вывод: Лица, которые производят действие, мыслятся неопределённо, поэтому такие предложения называются неопределённо-личные.
Слайд 10. Там, где должна быть следующая фотография, пусто. Мы не найдём пропавшее подлежащее. Сказуемое здесь такое неуживчивое, что при нём не может быть подлежащего. Такие предложения называются безличными. И всё-таки попытаемся найти подлежащее по сказуемому.
Записать в тетради примеры предложений и определить, чем выражено сказуемое. Слайд 11.
Вопрос: Можно найти подлежащее по сказуемому? Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении?
Слайд 12.
Записать небольшой текст под диктовку:
Зимнее утро. Январь. Яркое солнце. Искристый снег.
Вопрос: Чего нет в этих предложениях? А можно ли обойтись без сказуемого?
Вывод: Эти предложения сообщают, что какое-либо явление (предмет) существует. Это назывные предложения.
III. Обобщение.
Подведём итоги нашего розыска.
1. Беседа.
- Как называются предложения, в которых нет одного главного члена предложения?
- Сколько групп односоставных предложений вы знаете? Перечислите их.
- Чем различаются группы односоставных предложений, в которых нет подлежащего? (Лицом, числом, временем глагола-сказуемого, местоимением, которое можно подставить как подлежащее).
- Почему в односоставных предложениях нет главного второго члена? (В определённо-личных окончания глагола указывают на лицо и число местоимений, поэтому подлежащее необязательно.В неопределённо-личных – важно само действие, а не лицо, которое его производит. В безличных – нет, и не может быть подлежащего. В назывных предложениях сообщается, что предмет (явление) существует в настоящем.
- В каком стиле могут употребляться односоставные предложения? (Назывные при описании в книжной речи, остальные группы – в разговорной речи). Слайд 13.
Блиц-опрос. Взаимопроверка по готовым ответам. (Слайд 14, 15)
2. Работа над ошибками.
3. Домашнее задание. (Слайд 16) Подобрать по 3 примера односоставных предложений из литературных текстов.