Предмет: литературное чтение, комбинированный урок.
Продолжительность: 1 урок.
Технологии: компьютерная презентация
Цели:
- воспитание любви к русской поэзии
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину
- обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста
- пополнение словарного запаса
- развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности
- знакомство с понятием “риторический вопрос”
Задачи:
- формировать понятия о тоне, темпе, ритме стихов
- учить выделять логические ударения, указывать паузы для выработки навыка выразительной речи
- ввести понятие о содержании стихов (мысли и чувства поэта)
- учить сравнивать темы и интонационные рисунки стихов
- расширять круг чтения учащихся
Оборудование: компьютер, информационная доска, портреты русских поэтов 19 века, раздаточный материал для работы в парах.
План урока
I. Повторение
Игра “Вспомни и назови”. Детям предлагается вспомнить изученные стихи русских поэтов.
Работа в парах. Заполнить схему:
Проверка выполненной работы. (Слайды 3, 4)
- Что объединяет стихи русских поэтов? (Общая тема – природа России.)
- Через изображение природы авторы показывают любовь к Родине
II. Знакомство с поэтом И.С. Никитиным. (Слайды 5, 6, 7)
Автобиография поэта
Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. (Слайд 5)
Творчество поэта
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина “Русь” принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. (Слайд 6)
Учитель может обратиться к гиперссылке, чтобы дети имели возможность послушать песню “Ухарь-купец” в исполнении Павла Бабакова (муз. - Я. Пригожий, сл.- И.Никитин)
Память о поэте. (Слайд 7)
III. Работа над стихотворением И.С. Никитина “Русь”
Постановка цели урока.
–Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?
– Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения “Русь”. Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.
Словарная работа.
- Перед тем как мы с вами начнём читать стихотворение И.С. Никитина “Русь”, давайте познакомимся с некоторыми значениями слов. (Слайды 8, 9)
Первичное восприятие.
– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?
Читает учитель. (Слайды 10-29)
Проверка первичного восприятия.
– Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)
– Какие важные слова сказал поэт о своей Родине? (Русь державная, родина православная, стать за честь твою.)
Вторичное чтение. Анализ.
– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню)
– Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню? (Поэт писал его былинным стихом)
– Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение. (Слайд 30)
– На какой слог от начала строки падает ударение? На какой слог от конца строки падает ударение? (На третий слог от начала и на третий слог от конца)
– Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.
– Есть ли в стихотворение рифма? (Нет.)
– В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение “Русь”.
–Неслучайно, чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии.
Начиная со четвертого четверостишия выделите устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами (снег, что белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая...)
Работа над выразительным чтением стихотворения.
Выделение логических ударений, расстановка пауз (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).
Повторное прочитывание стихотворения.
Деление стихотворения на части.
1 часть – природа Руси (10 строф) (Учитель ещё раз может обратиться к слайду 8)
– Как поэт описывает природу Руси? Прочитайте.
– Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси?
2 часть – риторические вопросы (4 строфы)
К кому обращены эти вопросы? (К Родине)
– По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.
3 часть – сила Руси (9 строф) (Учитель ещё раз может обратиться к слайду 9)
– О каких победах Руси вспоминает поэт? (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)
Как называет он врагов? (Туча чёрная, гость незваный, гроза, гости)
– Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)
– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
4 часть заключительная (6 строф)
Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.
– Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)
– Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)
IV. Итог урока
– С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор?
– Какова основная мысль этого произведения? (Поэт пишет о Родине) Прочитайте. (Последние 2 строфы)
– Какие пословицы о Родине вы знаете? Игра “Восстанови пословицу” (Слайды 31, 32, 33)
– Какими словами-синонимами Никитин заменяет слово “Русь”? (Родина, мама) Какие вы знаете слова-синонимы? (Отечество, Россия, отчизна). Послушайте, что пишет об этом Константин Дмитриевич Ушинский: “Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное. А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, Выучила своему языку. Как мать, она защищает нас от всяких врагов.” (Слайд 34)
V. Домашнее задание
- Выразительное чтение стихотворения
- Выучить наизусть первые девять строф стихотворения
- По желанию проиллюстрировать данное стихотворение (Слайд 35)