Цели:
- дать представление о принятии христианства на Руси,
- познакомить с понятиями «религия», «христианство», «православие»,
- формировать временные представления,
- работать над исторической терминологией,
- обогащать словарный запас детей,
- развивать память, наглядно-образное мышление,
- воспитывать патриотическую гордость, любовь к изучению истории.
Оборудование: таблички слов, карточки с вопросами и заданиями, отрывок из «Повести временных лет», презентация по теме урока, отрывок из мультфильма «Князь Владимир», отрывок документального фильма «Крещение Руси».
План урока:
Этапы урока |
Содержание урока |
Примечание |
1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Актуализация знаний. Введение в тему
4. Изучение нового материала: Постановка проблемы
Физминутка Работа с историческим документом
Работа с текстом учебника
7. Домашнее задание |
Эмоциональный настрой. Работа с кроссвордом. Понятия язычества. Понятие «религия». Заполнение таблицы:
Рассказ учителя о правлении Владимира.
Отрывок из «Повести временных лет». Ответы на вопросы к тексту. Знакомство с названием религий мира. Просмотр документального фильма о крещении
Руси. Значение христианства для Руси. Сравнение двух вер. – Что такое религия? – Как оцените работу класса? Свою? Прочитать текст учебника. Задание с.108. По желанию: сообщение о православном храме. |
Слайд Фронтальный опрос Слайд Самостоятельная работа
Просмотр мультфильма Работа с таблицей Работа в группах. Фильм, слайд Заполнение последнего столбика таблицы
Оценка за урок |
ХОД УРОКА
1. Эмоциональный настрой
– Сегодня у нас очень много работы, сложной, но
интересной. Давайте вспомним кредо нашего
класса:
Использовать не только свой ум, но и тот, который
можно взять взаймы.
2. Проверка домашнего задания
– На столах лежат карточки (Приложение 1). Первое задание – разгадать кроссворд. Если вы правильно ответите на все вопросы, узнаете ключевое слово урока.
- Языческий бог огня, бог грозы у древних славян.
- Древнее холодное оружие.
- Деревянные или каменные изображения языческих богов.
- Люди, которые верили, что богов много.
– Проверим, какие слова вписали. (Отвечает один ученик)
- Перун
- Секира
- Идолы
- Язычники
– Какое слово получилось? (РЕЛИГИЯ)
– Оцените работу каждого в группе. У кого «5», «4»,
«3»?
3. Актуализация знаний. Введение в тему
– Что такое религия? (Система верований,
взглядов; поведение людей, ритуалы)
– Какая религия была у древних славян? (Язычество)
– Вспомните все, что мы узнали о язычестве, и
заполните таблицу. Каждый работает
самостоятельно.
Название веры: | Язычество | |
Сколько богов? | ||
Главный ритуал | ||
Какому образу поклонялись? | ||
Роль данной веры для государства |
– Сравните ответы в парах. Оцените работу по
образцу.
– В течение урока мы будем возвращаться к этой
таблице. В истории есть еще много белых пятен. На
доске записана тема урока, в ней есть белое пятно.
В нашей таблице тоже есть белое пятно. Вы сможете
заполнить их, если будете внимательны на уроке.
– Кто управлял Русью во времена язычества? (Князья)
4. Изучение нового материала
– Расставьте имена князей по порядку их
правления на Руси: Игорь, Ольга, Святослав,
Владимир.
– Что вы знаете о Владимире?
– Во времена правления князя Владимира Русь
оставалась языческой. Владимир продолжал дело,
начатое его бабкой – княгиней Ольгой, отцом –
князем Святославом, по объединению племен в
единое государство.
– Назовите признаки государства. (Имеет единую
территорию и границу, единая власть, составляет
законы, собирает налоги и т.д)
– Итак, Русь имела единую территорию, границу,
единую власть. Но Владимиру не удалось
объединить людей? Как вы думаете, почему?
– Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите
отрывок из мультфильма про князя Владимира.
– Что вызвало недовольство и волнения среди
населения?
– О чем задумался Владимир? (Язычество – вера
неправая)
– Вернемся к таблице.
Владимир понял, что многобожие не позволит объединить население. Другие государства того времени исповедовали одну из религий, некоторые не принимали жестокости жертвоприношения животных и людей и опасались строить с Русью экономические и политические отношения. Князь решил принять единую веру. Перед ним встал вопрос – какую? Отправил Владимир послов в разные страны, посмотреть, у кого какое богослужение.
Вы, наверное, устали?
Тихо все, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
По возвращении они ему рассказали о том, что увидели. Об этом можно прочитать в историческом документе того времени.
– Прочитайте отрывок из Повести временных лет:
« … И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», – и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах…» Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».
Обсудите в группах ответы на вопросы:
1. В какие земли ходили послы?
2. Религии каких стран не понравились послам?
– В Болгарии – ислам, в Германии – христианство каталическое. Христианство имело три направления: католицизм, православие, протестанство. Познакомился князь и с иудаизмом, и с буддизмом.
3. Как послы отозвались о службе в Греческой
земле?
– Прочитайте отрывок.
Эта вера называется христианство православное. Князь Владимир принял христианство в 988 году. Какое слово пропущено в названии темы урока?
– Снова вернемся к таблице. Что впишем в первую
строку? (Христианство)
– Чтобы заполнить следующие три строки,
посмотрите фильм.
– Заполните таблицу в группах. Проверим, что
получилось.
– О роли Крещения Руси вы прочитаете в
учебнике. С.107 со второго абзаца. Обсудите в парах,
что записать в последней строке. Оцените свою
работу.
5. Обобщение
– Сравните две веры. Почему князь Владимир отказался от язычества и принял христианство.
– Все православные государства с тех пор отмечают один из главных праздников православной церкви «Крещение». Кто знает, когда? (19 января) Считается, что в этот день вся вода имеет волшебную целебную силу.
6. Итог. Рефлексия
– О каком важном событии мы говорили на уроке?
– В каком году произошло крещение Руси?
– Какая работа вызвала наибольший интерес? Какая
работа была самой трудной?
– Кому помогла работа в парах и группе?
7. Домашнее задание
– На следующем уроке мы поговорим о древнерусской культуре. На с.108 есть фотографии храмов основных религий мира. Рассмотрите их, выполните задание учебника. По желанию: подготовить сообщение о православном храме.