Урок окружающего мира: "Принятие Русью христианства". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цели:

  • дать представление о принятии христианства на Руси,
  • познакомить с понятиями «религия», «христианство», «православие»,
  • формировать временные представления,
  • работать над исторической терминологией,
  • обогащать словарный запас детей,
  • развивать память, наглядно-образное мышление,
  • воспитывать патриотическую гордость, любовь к изучению истории.

Оборудование: таблички слов, карточки с вопросами и заданиями, отрывок из «Повести временных лет», презентация по теме урока, отрывок из мультфильма «Князь Владимир», отрывок документального фильма «Крещение Руси».

План урока:

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний. Введение в тему

 

 

 

4. Изучение нового материала:

Постановка проблемы

 

 

Физминутка

Работа с историческим документом


Знакомство с понятием «православное христианство»

Работа с текстом учебника


5. Обобщение.


6. Итог урока. Рефлексия

 

7. Домашнее задание

Эмоциональный настрой.

Работа с кроссвордом. Понятия язычества.  

Понятие «религия». Заполнение таблицы:
основные особенности язычества:
– Сколько богов
– Главный ритуал
– Какому образу поклонялись
– Роль данной религии для государства


Ранжирование имен князей по порядку правления.

Рассказ учителя о правлении Владимира.
Признаки государства.
Оборонительные сооружения.
Недовольства и волнения среди населения.


Обобщение знаний. Вывод: необходима единая вера.

Отрывок из «Повести временных лет». Ответы на вопросы к тексту. Знакомство с названием религий мира.

Просмотр документального фильма о крещении Руси.
Составление сравнительной таблицы: язычество–христианство

Значение христианства для Руси.

Сравнение двух вер.
Почему Владимир решил принять христианство?

– Что такое религия?
– О каком важном событии для Руси мы говорили?

– Как оцените работу класса? Свою?

Прочитать текст учебника. Задание с.108. По желанию: сообщение о православном храме.

 

Слайд
Работа в группах

Фронтальный опрос
Самостоятельная работа

Слайд
Взаимопроверка, проверка с образца

Самостоятельная работа
Слайд
Беседа

 

Просмотр мультфильма

Работа с таблицей
Слайд

Работа в группах.
Слайд
Карточки с названием религий мира

Фильм, слайд

Заполнение последнего столбика таблицы

 

 

Оценка за урок

ХОД УРОКА

1. Эмоциональный настрой

– Сегодня у нас очень много работы, сложной, но интересной. Давайте вспомним кредо нашего класса:
Использовать не только свой ум, но и тот, который можно взять взаймы.

2. Проверка домашнего задания

– На столах лежат карточки (Приложение 1). Первое задание – разгадать кроссворд. Если вы правильно ответите на все вопросы, узнаете ключевое слово урока.

  1. Языческий бог огня, бог грозы у древних славян.
  2. Древнее холодное оружие.
  3. Деревянные или каменные изображения языческих богов.
  4. Люди, которые верили, что богов много.

– Проверим, какие слова вписали. (Отвечает один ученик)

  1. Перун
  2. Секира
  3. Идолы
  4. Язычники

– Какое слово получилось? (РЕЛИГИЯ)
– Оцените работу каждого в группе. У кого «5», «4», «3»?

3. Актуализация знаний. Введение в тему

– Что такое религия? (Система верований, взглядов; поведение людей, ритуалы)
– Какая религия была у древних славян? (Язычество)
– Вспомните все, что мы узнали о язычестве, и заполните таблицу. Каждый работает самостоятельно.

Название веры: Язычество                             
Сколько богов?    
Главный ритуал    
Какому образу поклонялись?    
Роль данной веры для государства    

– Сравните ответы в парах. Оцените работу по образцу.
– В течение урока мы будем возвращаться к этой таблице. В истории есть еще много белых пятен. На доске записана тема урока, в ней есть белое пятно. В нашей таблице тоже есть белое пятно. Вы сможете заполнить их, если будете внимательны на уроке.
– Кто управлял Русью во времена язычества? (Князья)

4. Изучение нового материала

– Расставьте имена князей по порядку их правления на Руси: Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.
– Что вы знаете о Владимире?
– Во времена правления князя Владимира Русь оставалась языческой. Владимир продолжал дело, начатое его бабкой – княгиней Ольгой, отцом – князем Святославом, по объединению племен в единое государство.
– Назовите признаки государства. (Имеет единую территорию и границу, единая власть, составляет законы, собирает налоги и т.д)
– Итак, Русь имела единую территорию, границу, единую власть. Но Владимиру не удалось объединить людей? Как вы думаете, почему?
– Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите отрывок из мультфильма про князя Владимира.
– Что вызвало недовольство и волнения среди населения?
– О чем задумался Владимир? (Язычество – вера неправая)
– Вернемся к таблице.

Владимир понял, что многобожие не позволит объединить население. Другие государства того времени исповедовали одну из религий, некоторые не принимали жестокости жертвоприношения животных и людей и опасались строить с Русью экономические и политические  отношения. Князь решил принять единую веру. Перед ним встал вопрос – какую? Отправил Владимир послов в разные страны, посмотреть, у кого какое богослужение.

Вы, наверное, устали?
Тихо все, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

По возвращении они ему рассказали о том, что увидели. Об этом можно прочитать в историческом документе того времени.

– Прочитайте отрывок из Повести временных лет:

« … И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», – и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и  рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах…» Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Обсудите в группах ответы на вопросы:

1. В какие земли ходили послы?
2. Религии каких стран не понравились послам?

– В Болгарии – ислам, в Германии – христианство каталическое. Христианство имело три направления: католицизм, православие, протестанство. Познакомился князь и с иудаизмом, и с буддизмом.

3. Как послы отозвались о службе в Греческой земле?
– Прочитайте отрывок.

Эта вера называется христианство православное. Князь Владимир принял христианство в 988 году. Какое слово пропущено в названии темы урока?

– Снова вернемся к таблице. Что впишем в первую строку? (Христианство)
– Чтобы заполнить следующие три строки, посмотрите фильм.
– Заполните таблицу в группах. Проверим, что получилось.
– О  роли Крещения Руси вы прочитаете в учебнике. С.107 со второго абзаца. Обсудите в парах, что записать в последней строке. Оцените свою работу.

5. Обобщение

– Сравните две веры. Почему князь Владимир отказался от язычества и принял христианство.

– Все православные государства с тех пор отмечают один из главных праздников православной церкви «Крещение». Кто знает, когда? (19 января) Считается, что в  этот день вся вода имеет волшебную целебную силу.

6. Итог. Рефлексия

– О каком важном событии мы говорили на уроке?
– В каком году произошло крещение Руси?
– Какая работа вызвала наибольший интерес? Какая работа была самой трудной?
– Кому помогла работа в парах и группе?

7. Домашнее задание

– На следующем уроке мы поговорим о древнерусской культуре. На с.108 есть фотографии храмов основных религий мира. Рассмотрите их, выполните задание учебника. По желанию: подготовить сообщение о православном храме.