Краткая аннотация проекта
Данный проект позволит учащимся самим рассмотреть вопросы решаемые в экономических ситуациях, выявить преимущества и недостатки этих ситуаций. Это позволит расширить кругозор ребят, научит работать с дополнительной литературой, а также поможет разобраться с Российской экономикой на современном этапе.
Цель: Показать возможности применение методов проектов в деятельности студентов
Задачи
- Обучающие: Выявить уровень овладения студентами знаний и умений по данной теме. Формировать навыки решения простейших задач и задач повышенной трудности. Показать область применения теоретических знаний на практике
- Развивающие: Способствовать развитию познавательных и исследовательских умений студентов, повысить интерес студентов к экономическим знаниям, формировать эмоциональную активность и самостоятельность, развить логическое мышление, умение работать в малых группах.
- Воспитательная: Воспитать экономически грамотную личность и умение работать в коллективе.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Методическое обеспечение: Презентация, раздаточный материал.
Оборудование: Компьютер с проектором, экран, калькуляторы, листы А4. цветные карандаши, жетоны.
Подготовительная работа: Подготовить жетоны разных цветов для рассадки студентов на четыре группы. Студентам подготовить презентации на выбранные темы с текстом практических упражнений. Подготовить листы для выполнения задания по формулировке правил конструктивного общения, листы для выполнения упражнений, листочки с заданием для рефлексии.
Авторы и участники проекта: Студенты 3 курса группы 021, специальности: менеджмент
Ход мероприятия
I этап. Вводная часть. Сообщение темы проекта Ведущий представляет участников проектов групп, название проектов.
Вопросы направляющие проект
- Может ли каждый быть предпринимателем
- Знаете ли вы законы предпринимательской деятельности
- Что должен знать потребитель
- Какой бизнес вы хотите открыть
- Хотите ли стать предпринимателем
- Как не потерять свой бизнес (т.е. не стать банкротом)
Вступительное слово преподавателя:
“Все из присутствующих в этой аудитории поступили на специальность “Коммерция” по разным причинам: кто-то сделал этот выбор осознанно, а кого-то записали родители, потому что это направление сейчас является модным и у всех на слуху. Но, скорее всего, ни кто из вас даже не задумывался о том, чем вы будете заниматься после окончания учебного заведения, какие должности будете занимать.
На предыдущем занятии мы вместе с вами определили понятие и сущность предпринимательства, а также предпринимательской деятельности, его функции и задачи, таким образом, у вас в голове сложилось определенное представление о будущей сфере деятельности.
Кто мне скажет, изменилось ли ваше представление о будущей профессии?”
Ответы студентов (при необходимости можно прокомментировать)
Преподаватель: “А кто скажет, чем же конкретно вы будете заниматься как представитель данной профессии?”
Ответы студентов (при необходимости можно прокомментировать)
Преподаватель: А кто ответит на мой следующий вопрос: кем вы будете работать, получив данную профессию? Какие должности сможете занимать?”
Возможные варианты ответов студентов: менеджером, начальником, директором, предпринимателем… и т.д.
Преподаватель: “Как видите, мало кто из вас смог дать мне четкий ответ, что именно должен делать предприниматель?. Поэтому сегодняшнее занятие мы с вами посвятим изучению особенностей работы предпринимателя и тема занятия звучит следующим образом: Существует ли позитив в предпринимательской деятельности.
Преподаватель: “Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы (цель занятия – следующий слайд)? кто же такой предприниматель? что такое уровни управления предпринимательской деятельностью и в чем заключаются функции и обязанности предпринимателя на каждом из этих уровней? и, наконец, самое главное, мы с вами рассмотрим, легко ли быть предпринимателем?
Актуализация знаний. Воспроизведение основных положений изученного на предыдущих уроках материала и домашнего задания.
Преподаватель: “Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, мы с вами еще раз вспомним основные положения пройденного ранее материала, который пригодится при ответе на поставленные вопросы”
1 группа. Презентация на тему: “Правовые основы предпринимательской деятельности”
- Блиц-опрос: дайте определения следующих понятий – предприниматель, управление предпринимательской деятельностью, процесс управления предпринимательской деятельностью, субъект и объект управления предпринимательской деятельностью, цель управления – на доске слайд.
- Дополните схему: “Элементы управления предпринимательской деятельностью” - на доске слайд.
- Мини-тест: функции управления предпринимательской деятельностью, принципы и методы управления предпринимательской деятельностью – слайды на доске.
- Электронный кроссворд: на закрепление названных определений – слайд на доске и раздаточный материал.
2 группа. Презентация на тему: “Предпринимательство и бизнес”
Проверка домашнего задания: вам было необходимо просмотреть различные газеты и другие СМИ с объявлениями о работе и выписать, какие работники требуются из сферы управления предпринимательской деятельностью и какие требования к ним предъявляются.
Ответы студентов, обсуждение.
Организация деятельности по изучению нового материала.
Вступительное слово преподавателя:
“Слово “предприниматель” пришло к нам из английского языка. Сегодня смысл этого понятия трансформировался и наиболее точно может быть передан на русский язык термином “руководитель”.
Жизнь предпринимательству дала промышленная революция XVIII-XIX вв., послужившая толчком к образованию крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить разросшимся “хозяйством” и вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляющих – менеджеров.
Это было вполне естественно. Ведь собственники были, прежде всего, предпринимателями. В их задачу входило создание фирмы, определение основных направлений ее деятельности и развития, обеспечение необходимыми ресурсами. Для этого нужны были особые свойства характера: активность, смелость, напористость, изобретательность, творческий подход, независимость и т.п. Однако для повседневной работы по управлению действующим предприятием они не годились.
Здесь требовалось иное, что у самых талантливых предпринимателей обычно отсутствовало: методичность, пунктуальность, аккуратность, исполнительность, общительность, высокая личная дисциплина. Именно такими чертами и обладают предприниматели.
Далее студенты должны самостоятельно просмотреть предложенный материал и попытаться сформулировать определение понятия “предприниматель” в сегодняшнем понимании.
Затем несколько студентов предлагают свои варианты. Обсуждение. Выбор наиболее лучшего, записывают определение в тетрадь.
Далее выступают докладчики (3 студента) 3 группа Презентация на тему: “Легко ли быть предпринимателем”. По итогам их выступления студенты должны заполнить таблицу “Сравнительная характеристика уровней управления предпринимательской деятельности”
Таблица “Сравнительная характеристика уровней управления предпринимательской деятельности”
Уровень управления | Виды руководителей | Представители | Требования к руководителям | Решаемые задачи | Особенности работы |
Вопросы для обсуждения (к докладом): какие должности могут занимать представители тех или иных уровней управления? какие задачи выполняет предприниматель каждого уровня? выделите схожие функции предпринимателя каждого уровня? в чем отличия выполняемых ими задач? какие требования предъявляются к каждому предпринимателю и почему? Далее работа в группах по 4 человека.
Задание: разработать “модель предпринимателя” - какими характеристиками должен обладать человек, стремящийся стать предпринимателем. (профессиональные и личностные качеств)
Проверка качества, закрепление и обобщение изученного, выводы.
Далее студенты презентуют свою модель, давая обоснование каждому, на их взгляд, самому важному качеству предпринимателя. Особое внимание обращается на чувство долга и морали по отношению к сотрудникам организации; нравственные аспекты взаимоотношения между руководителем и подчиненным; чувство справедливости; и терпимость; уважение мнения и чувства других людей; чувство ответственности за другого человека и др.
Задача преподавателя – направить студентов на самостоятельный поиск нравственных истин, Каждая модель активно обсуждается. Группа выбирает лучшую модель по предложенным критериям (критерии даются вместе с заданием и отображаются на доске для наглядности).
Делаем выводы к уроку.
Что вы узнали полезного для себя? сложилось ли у вас более четкое представление о том, кто такой предприниматель, в чем заключается его работа, каким он должен быть? достигли ли мы поставленных целей?
Подведение итогов, выставление отметок, оценивание участников.
Задание на дом.
Домашнее задание:
1. Разработать более подробную модель предпринимателя с презентацией.
2. Написать эссе на тему “ Профессия предприниматель в моем понимании”.
Завершающий этап
Ответы на возможные вопросы по теме или по домашнему заданию.
III этап. Подведение итога мероприятия. Ведущий благодарит участников проекта, подводит итог, оценку мероприятия. Студенты дают самооценку подготовленным проектам, формулируют основные выводы, выставляют оценки участникам.
Результаты выполнения проекта
1. Начинание - определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы,
2. Планирование - анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде,
3. Принятие решения - сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (“мозговой штурм”), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности,
4. Выполнение проекта,
5. Оценка результатов - анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели,
6. Защита проекта - подготовка презентации - обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка.
Оценочные критерии проекта
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Вывод
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в аудитории, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.