В разработке и проведении урока принимала участие учитель технологии Акашева Л. Ю.
Цели урока:
- Обучающие:
- дать представление об искусстве оригами; научить учащихся создавать композицию из цветов, сделанных путем складывания бумаги, используя ИКТ.
- дать информацию о книгах по теме урока.
- Развивающие:
- развивать внимание, память, творческие способности учащихся; расширять кругозор, развивать чувство меры в работе, эстетические потребности (мотив, интерес), эстетический вкус; формировать навыки работы с бумагой, проволокой и другим сопутствующим материалом (сетка, зубочистки, декоративная лента).
- развивать навыки поиска информации, стимулировать чтение детей.
- Воспитывающие:
- формирование эстетических и нравственных качеств; формирование положительной мотивации к предмету; формирование умений четко организовать свою практическую деятельность; развитие личностных качеств: глазомера, аккуратности, трудолюбия.
Тип урока: бинарный с применением технологии личностно-ориентированного обучения.
Оборудование: интерактивная доска, программа PowerPoint; цветная бумага, ножницы, клей, проволока, бросовый материал (конфетная коробка), подкладная доска, технологические карты, готовые изделия, музыка.
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности, организация внимания.
2. Объяснение учителя (Л. Ю.): Здравствуйте, девочки. Мы продолжаем цикл уроков по искусству оригами.
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками,
И мир тот чудесный зовут оригами.
Тема нашего урока: “Изготовления цветка розы в технике модульного оригами”. Цель нашего урока: научиться изготавливать из отдельных модулей цветок розы.
Сегодняшний урок я веду совместно с заведующей библиотекой Марией Михайловной.
Объяснение заведующей библиотекой (М. М.): Так, как я библиотекарь школы, и в моих руках находятся информационные ресурсы, то моя задача – сообщить вам интересную информацию об оригами и порекомендовать некоторые книги.
Л. Ю.: Для начала выясним, что вы уже знаете об оригами.
3. Опрос. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
М. М.: Я предлагаю провести опрос в форме игры “Блеф-клуб”. Условия игры таковы: каждый вопрос обязательно начинается со слов: “Верите ли вы, что...”. В вашу задачу будет входить давать ответы: да или нет. И если считаете нужным, можете дать короткий комментарий.
1. Верите ли вы, что японскую бумагу “ваши” можно было использовать в качестве оконного материала?
2. Верите ли вы, что оригами имеет храмовое обрядовое значение?
3. Верите ли вы, что в основе оригами лежит квадрат бумаги?
4. Верите ли вы, что занятия оригами помогает улучшить подчерк?
5. Верите ли вы, что оригами чисто детское занятие?
6. Верите ли вы, что при изготовлении оригами не обойтись без ножниц?
7. Верите ли вы, что самураи занимались оригами?
8. Верите ли вы, что занятия оригами требуют крупных материальных затрат?
9. Верите ли вы, что для работы в технике оригами особого ума не требуется?
10. Верите ли вы, что Родиной оригами является Китай?
М. М.: Родиной бумаги является Китай, а Родиной оригами все считают Японию. Кому не знаком маленький японский журавлик, сложенный из квадрата бумаги? А прилетел журавлик из седой старины 6-го века н.э., издревле почитался японцами как символ надежды, долгой жизни и счастья. В послевоенное время бумажный журавлик стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. Памятник жертвам атомной бомбардировки в Хиросиме усеян гирляндами этих фигурок, присланными со всего света. Одна древняя японская легенда гласит: если из бумаги сложить тысячу журавликов – желание непременно сбудется... Во время Второй мировой войны больная лейкемией японская девочка Садако Сасаки, одна из пострадавших от атомного взрыва в Хиросиме, дала новое рождение этой легенде Она верила, что сложив тысячу бумажных журавликов, она поправится, а на ее родную землю вернется мир. Садако успела сделать только 644 журавлика...
Хиросима и Нагасаки.. Хиросима и Нагасаки!
Город скорби
и атомных страшных руин,
Где стояли дома –
там простые бараки,
Шрам не зажил еще у людей ни один.
Здесь не выветрил ветер
Тот тягостный полдень, -
Бомба с неба
К земле полетела, звеня,
Кто остался в живых,
Кто с ума не сошел,
Тот запомнил
Этот грохот и гром,
Этот гриб над землей,
Этот купол огня.
Не в бою,
не в сраженье,
Не в грозной атаке, -
В страшной муке
Здесь тысячи рядом легли!
Хиросима и Нагасаки... Хиросима и Нагасаки –
Это горькая память земли!
Горькая память земли и наш семипалатинский полигон. Книга Кеширима Бозтаева “Семипалатинский полигон”, выпущенная в Алма-Ате издательством “Казахстан” в 1992 году посвящена ядерному полигону. Впервые в документальном повествовании искренне и взволновано прозвучал рассказ о большой трагедии века, впервые обнажились тайны засекреченного объекта. Очень впечатляет и потрясает и повесть Роллана Сейсембаева “День, когда рухнул мир”: “И пришла беда к людям Чингисских гор летом 53 года. В единый час пришла...”
В 1991 году Нурсултан Назарбаев принял волевое решение об отказе от четвертого по размерам в мире ядерного потенциала, находившегося на территории Казахстана, а также закрытии Семипалатинского испытательного полигона, действовавший на территории Республики в период с 1949 по 1989 год. 29 августа 1991 года указом президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева полигон был закрыт.
С 11 по 13 октября в Казахстане прошел Форум за безъядерный мир, посвященный 20-летию со дня закрытия одного из крупнейших ядерных полигонов мира в городе Семипалатинске. Закрытие ядерного полигона стало важнейшей вехой в истории страны, являясь одновременно радостным днем победы над экспериментами с ядерным оружием и днем скорби и поминовения около полутора миллионов загубленных жизней и искалеченных судеб в результате последствий семипалатинских испытаний. Ведь за 40-летний период существования полигона в Казахстане было проведено около 500 взрывов, последствия которых продолжают проявляться уже в третьем поколении рожденных. Именно поэтому день закрытия полигона, по словам Президента республики Н. Назарбаева, стал днем победы над злом. Один мудрец сказал: “Порой, чтобы проводить политику мира требуется в десять раз больше мужества, чем вести войну”. Так что и в наши дни журавлик остается символом избавления мира от атомной угрозы. Благодаря политике нашего президента, мы живем в атмосфере стабильности, мира и согласия. И в этот солнечный майский день будем своими руками творить красоту - создавать бумажную розу. (Показывает готовую бумажную розу).
Л. Ю. (берет розу у библиотекаря): Эта роза выполнена в технике модульного оригами, изготовлением которого мы будем сегодня заниматься. В конце урока вы представите свои работы.
Модульное оригами возникло в Китае. Техника складывания такого вида оригами использует несколько листов бумаги. Каждый лист складывается в отдельный модуль, а затем модули соединяются между собой, путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Это сложный, но очень красивый вид оригами. Создание объёмных фигур из треугольных модулей, так называемое 3D оригами. Оказалось, что маленький бумажный треугольничек таит в себе фантастические возможности. Наверное, более правильно было бы назвать эту технику модульный конструктор. Ведь, освоив несколько приемов соединения, можно создавать самые разные поделки — животных, растения, людей, сооружения и т. д.
4. Усвоение новых знаний. Практическая часть урока.
Объяснение учителя.
Л. Ю.: Перед работой повторите правила безопасности. У вас на столе лежат памятки, прочтите эти правила.
Памятка
1. Во время работы быть внимательным и аккуратным.
2. Быть осторожным с режущими инструментами. Передавать ножницы только ручкой вперед.
3. Инструменты применять только по назначению и в соответствии с правилами.
4.Тюбик с клеем установить надежно на рабочем месте
5. Приступать к работе только после инструктажа и разрешения учителя.
6. Во время задания работать спокойно, без резких движений.
7. Не мешать рядом сидящим товарищам.
8. Не вытирать глаза грязными руками.
Л. Ю.: Как же изготовить один модуль 3Д? Возьмите в руки один из листочков, лежащих перед вами. Это прямоугольник размером 7 см на 5 см.
М. М.: Для того чтобы получить прямоугольники нужного размера надо лист формата А4 разрезать на 16 равных частей.
Л.Ю.: Согните этот прямоугольник пополам как на слайде.
Л. Ю.: Для изготовления розы нам понадобятся 9 таких модулей.
Практическая часть. Звучит музыка. Учитель дает рекомендации, проверяет работу.
Л. Ю.: Я думаю, каждая группа идёт к завершению своей работы, кто первый начнёт презентацию? Пожалуйста, группа жёлтые розы.
5. Закрепление нового материала.
Каждая группа проводит презентацию своей работы.
М. М.: Сейчас вы познакомитесь с тем, какие книги можно прочитать об оригами.
6. Подведение итогов урока.
Л. Ю.: Продолжите предложение: “Оригами – это ...”
М. М.: Я хочу сказать словами Сухомлинского: “Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота”. А сейчас обменяйтесь розами, подарите друг другу кусочки рукотворной красоты.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.
Домашнее задание: составить план к будущему творческому проекту по оригами.
При подготовке к уроку использованы материалы http://stranamasterov.ru