Тип урока: закрепления и систематизации полученных знаний.
Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком решения уравнений.
Образовательные задачи урока:
- Повторить понятия уравнения и корня уравнения;
- Повторить решение простых уравнений;
- Закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия;
- Закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.
Развивающие задачи урока:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать культуру умственного труда;
- воспитывать культуру коллективной работы;
- воспитывать упорство в достижении цели.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация1, презентация2.
Описание презентаций:
1) Первая презентация используется при проведении устной работы.
Данная презентация использует макросы, поэтому для работы необходимо изменить настройки уровня безопасности.
Для 2003 Office. После запуска PowerPoint открываем меню Сервис - Макрос - Безопасность и выставляем в открывшемся окне флажок в строке Средний уровень безопасности. При переходе в режим показа появится всплывающее окно “Параметры безопасности”. Дайте команду “Включить это содержимое”.
Для 2007 Office: Office - Параметры PowerPoint - Центр управления безопасности. В блоке Параметры макросов рекомендуется установить режим “Отключить все макросы с уведомлением”. В режиме “Отключить все макросы с уведомлением” при открытии файла с макросами появляется сообщение с кнопкой позволяющей разрешить применение макросов.
На слайдах с 5 по 10 отключена возможность перехода по щелчку. Возврат на общий слайд осуществляется по управляющей кнопке.
По триггеру с 3 слайда ученики переходят на слайд с макросами (волшебная поляна) либо слайд с выбором вопросов (в гостях у Знайки). Вопросы выбираются последовательно. Перейдя на слайд с вопросом и ответив на него, ученики выбирают следующий вопрос.
Слайды 5 содержат встроенный макрос для выполнения задания. В случае показа презентации на экране необходимо передать управление мышкой игроку, при наличии интерактивной доски – игрок выполняет задание у доски. Чтобы активировать макрос, необходимо щелкнуть один раз по объекту (в данной презентации это бабочки с ответами) и перетащить его на нужный объект (цветок с уравнением). Если цветок выбран неправильно бабочка вернется на свое первоначальное место.
При выходе из презентации НЕ сохраняем в ней изменения.
2) Вторая презентация используется в конце урока при ознакомлении учащихся с историей развития уравнений.
Управление презентацией осуществляется с помощью стандартной опции “Смена слайдов по щелчку мыши”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2. Постановка целей урока.
Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.
Ребята. Сегодня мы с вами будем решать уравнения. Это уже не ново для вас. Сегодня во время нашего урока мы проверим свои знания и умения по решению уравнений и задач с помощью уравнений.
Запишите в тетради тему урока: “Решение уравнений”.
3. Устная работа.
Цель:
- подготовить учащихся к деятельности на основном этапе урока;
- развивать логическое мышление, умения обобщать, классифицировать, строить умозаключения.
Устная работа проходит с сопровождением презентации1, в которой используется макрос Drag and Drop . С помощью беспроводной мыши, любой учащийся может поучаствовать выполнении задания.
Слайд 1.
К нам в гости зашел Незнайка. Он хочет проверить, готовы ли вы к изучению нового материала.
Слайды 2, 3.
В гостях у Знайки. Проверка теоретического материала.
Слайды 6, 7, 8, 9.
- Что называется уравнением?
Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
- Что такое корень уравнения?
Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.
- Что значит решить уравнение?
Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
Волшебная поляна. Помогите бабочкам вернуться в свои домики. Для этого решите уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.
а) х + 15=40; в) 8 – х = 2; д) х : 20 = 3; б) у – 10 = 32; г) 60 : у =5; е) 25х = 100.
Слайды 4, 5.
4. Проверка навыков решения уравнений, задач с помощью уравнений.
Цель:
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- воспитывать культуру коллективной работы;
- вырабатывать навык анализа условия задачи на необходимость и достаточность данных для решения;
- развивать творческие способности школьников.
Сейчас мы проверим навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.
{Работа в тетрадях и у доски}
Задание 1. Решите уравнения.
138 + х + 57 = 218;
248 – (у + 123) = 24;
(24 – х) + 37 = 49;
Решение уравнений.
1) 138 + х + 57 = 218, 2) 248 – (у + 123) = 24, 3) (24 – х) + 37 = 49, х + (138 + 57) = 218, у + 123 = 248 – 24, 24 – х = 49 – 37, х + 195 = 218, у + 123 = 224, 24 – х = 12, х = 218 – 195, у = 224 – 123, х = 24 – 12, х = 23. у = 101. х = 12. Ответ: х = 23. Ответ: у = 101. Ответ: х = 12.
Задание 2. Решите задачу.
Поле площадью 24 га разделили на два участка. Найдите площадь каждого участка, если известно, что один из участков на 8 га больше другого.
Разбор задачи.
- О чем говориться в задаче? (Предполагаемый ответ: в задаче говорится о поле)
- На какие части можно условно разделить поле в задаче? (I участок, II участок)
- Какая величина характеризует поле? (Площадь поля)
- В чем она измеряется? (Гектарах)
- Какова площадь поля? (24 га)
- Какова площадь первого участка? (Неизвестна)
- Какова площадь второго участка? (Неизвестна)
- Какова зависимость между неизвестными величинами? (Площадь первого поля на 8 га больше площади второго участка)
Если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решать с помощью составления уравнения. Для этого необходимо ввести переменную и составить уравнение.
Решение.
Пусть х га площадь второго участка, тогда х + 8 площадь второго участка. Зная что, площадь всего поля 24 га, составим уравнение.
х + х + 8 = 24
х + х = 24 – 8
2х = 16
х = 16 : 2
х = 8
Значит 8 га площадь второго участка.
8 + 8 = 16 (га) площадь первого участка.
Ответ. 8 га и 16 га.
5. Физкультминутка.
Цель: предупреждение нарушений осанки, профилактика заболеваний.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
6. Тестовая работа.
Цель: проверка навыков решения уравнений
А теперь садитесь за компьютеры и выполните тест “Решение уравнений”.
7. Историческая справка.
Цель: развивать интерес учащихся к предмету.
Мы уже много знаем об уравнениях, умеем их решать. А как же они появились? Это мы узнаем из рассказа Насти.
Презентация 2.
8. Рефлексия.
Цель: способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность по достижению поставленной цели.
Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
- Я узнал...
- Я почувствовал...
- Я увидел...
- Я сначала испугался, а потом...
- Я заметил, что ...
- Я сейчас слушаю и думаю...
- Мне интересно следить за...
9. Домашнее задание.
Цель: продлить творческий “порыв” учащихся.
1) Для обязательного выполнения № 614, 618
2) Для выполнения по желанию учащихся (на карточке).
По тропинке вдоль кустов
Шли 11 хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, вам привет.
10. Конец урока.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Использованная литература.