Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы “родители-ребёнок”, взаимным отчуждением детей и родителей. Недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательного воздействия родителей, которые чаще всего воспитывают ребёнка так же, как воспитывали их, либо пытаются это делать полностью противоположным образом, часто становятся причинами серьёзных проблем в детско-родительских отношениях.
Как свести к минимуму затруднения родителей и повысить уровень сотрудничества семьи и образовательного учреждения, создать вокруг подростков общее педагогическое “поле”? Предлагаем программу, которая поможет родителям повысить их воспитательскую компетентность посредством участия в тематических встречах родительского клуба “Моя семья”. Гарантом эффективности работы клуба с родителями являются:
- установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
- доброжелательное отношение к ребёнку и родителям;
- заинтересованность педагогов в решении проблем подростка;
- системный характер работы с родителями.
Тематика родительского клуба должна учитывать современные подходы к воспитанию подростков в семье. Главная задача – заинтересовать родителей и дать им возможность понять то, что им действительно необходимо: педагогические, медицинские, правовые, культурно-просветительские или сексуальные знания.
Мотивы и потребности у родителей могут быть различными, но все они требуют определённого подхода и владения неуклонными принципами работы, такими как:
- отказ от критики участников клуба;
- обеспечение свободы мнений;
- уважение жизненных позиций и семейных традиций;
- удовлетворение жизненного интереса и интеллектуального спроса.
До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия с ребёнком, сомнений по поводу значимости собственного жизненного опыта у него не возникает. Новые же знания вводят взрослого человека в другую социальную реальность, дарят новое видение подростковых проблем.
Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.
Задачи:
- наладить взаимодействие между педагогами, родителями и подростками;
- помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения;
- вовлечь родителей в жизнь образовательного учреждения на принципах сотрудничества.
Продолжительность реализации: в течение двух учебных лет (на период обучения в ПУ)
Участники: родители учащихся, объединённые в группы согласно их запросам по образовательным темам. Формирование группы осуществляется на добровольной основе (по возрасту детей, по актуальным темам), количество участников от 5-10 человек до 20 человек и более при расширенных заседаниях.
Работа клуба предусматривает 1 заседание в месяц, продолжительность встречи 1,5 – 2 часа
Формы занятий:
- семинар;
- лекция;
- вечер вопросов и ответов;
- совместный досуг взрослых и детей;
- круглый стол;
- кинопросмотр;
- мини-тренинг.
Форма общения - свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия в клубе. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.
Методические средства, используемые на занятиях:
- групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
- анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
- информирование-это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
- тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия
- диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т.д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.
Рекомендуемое оборудование и оснащение:
- фотоаппарат или видео;
- проектор, компьютер;
- канцелярские принадлежности;
- наглядные пособия;
- раздаточный материал.
Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (7-10 человек) и обсуждении определённых тем целесообразно устраивать чаепитие.
Прогнозируемый результат:
В процессе встреч в родительском клубе родители становятся более внимательными к своим детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности.
У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное признание необходимости автономии подростков, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.
Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.
В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
Мониторинг эффективности данной программы осуществляется на всех этапах её реализации: через анкетирование участников (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1), тест родительского отношения А.Столина-А.Варги, а также в ходе индивидуального консультирования детей и родителей, при получении информации от классных руководителей, психолога, социального педагога. Путём открытого обсуждения совместной деятельности организаторов и родителей осуществляется поиск оптимальных форм и методов воспитания в семье (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)
Этапы реализации программы:
- Формирование групп, знакомство.
- Тематические занятия.
- Итоговое занятие, рефлексия.
Тематическое планирование работы клуба “Моя семья”
№ п/п | Тематика | Форма проведения |
1. | Прежде всего мы родители | Круглый стол |
2. | Я и мой ребёнок: поиск взаимопонимания | Семинар-практикум |
3. | Мир детский и мир взрослый | Психологическая гостиная |
4. | Путь доверия. Все мы чем-то похожи | Мини-тренинг |
5. | Воспитание без наказания | Ток-шоу |
6. | Если дороги вам ваши дети - проблема детской алкоголизации | Душевный разговор |
7. | Самооценка в старшем подростковом возрасте | Проблемная лекция |
8. | Компьютер ребёнку друг?! | Круглый стол |
9. | Роль отца в воспитании детей | Конференция пап |
10. | Неразлучные друзья: взрослые и дети | Психологическая игра |
11. | Невидимая связь | Деловая игра |
12. | Изменение стереотипов | Вечер вопросов и ответов |
13. | Права детей и родителей | Брейн-ринг |
14. | Семья года | Конкурсная программа |
15. | Умеем ли мы общаться | Тренинг |
16. | Копилка родительских советов | Аукцион |
17. | Родители меня не понимают | Просмотр социальных роликов |
18. | “Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье” | Вечер семейного отдыха |
Положение о родительском клубе “Моя семья”
1. Общие положения
- Настоящее положение направлено на реализацию целей и задач деятельности клуба и образовательного учреждения.
- Положение регулирует деятельность родительского клуба.
- Положение определяет направление деятельности родительского клуба и взаимодействие всех участников.
- Клуб обеспечивает оказание психолого–педагогических услуг, руководствуясь законом РФ “Об образовании”, Семейным кодексом, потребностями и интересами родителей с учётом традиций семейного воспитания.
2. Основные функции клуба
- Обеспечение условий для обмена педагогическим опытом.
- Содействие развитию педагогической компетентности родителей.
- Создание условий для неформального общения родителей и педагогов.
- Взаимодействие педагогов с семьёй для полноценного развития подростка.
3. Организация деятельности.
- Клуб организуется при наличии санитарно-гигиенических условий в месте проведения собраний, соблюдений правил пожарной безопасности, а также психолого-педагогических требований к этому виду работы, определяемых нормативными документами о деятельности психолога в образовании.
- Клуб для родителей создаётся на основе социального заказа, по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
- Режим работы клуба определяется условиями и возможностями учреждения, участников клуба, потребностями родителей.
- Руководителем клуба может быть социальный педагог, педагог-психолог либо другой компетентный, прошедший специальную подготовку педагог образовательного учреждения.
- Длительность встреч регулируется программой, тематикой, условиями работы и составляет 1,5 – 2часа 1 раз в месяц.
- Зачисление в клуб осуществляется руководителем клуба на основании устной заявки родителей.
- Наполняемость (численность участников) от 5 до 20 человек (в зависимости от содержания, тематических встреч).
- Содержание работы клуба регулируется через тематические встречи различных форм согласно перспективному планированию и программой, утверждённой руководством сетевого клуба, запросами участников клуба.
- Деятельность клуба может быть прекращена по инициативе администрации образовательного учреждения или в связи с отсутствием социального заказа.
4. Функции руководителя родительского клуба.
- Руководящая – ведущийосуществляет методическое обеспечение, предлагает программу;
- Экспертная – ведущий помогает участникам провести анализ работы, происходящего, конкретной ситуации;
- Аналитическая – ведущий обобщает и комментирует происходящее;
- Посредническая – организация общения родителей друг с другом
- Мобилизующая – ведущий мобилизует усилия родителей на решение проблем, создаёт в группе условия для эффектного взаимодействия;
- Консультативная – обеспечение родителей необходимо информацией, ответы на их вопросы.
5. Финансирование.
- Деятельность клуба осуществляется при финансовой поддержке из фонда образовательного учреждения исходя из содержания и тематики встреч.
- Участники клуба могут оказывать спонсорскую помощь на основании договора дарения.
6. Права и обязанности сторон.
- Участниками клуба являются родители и другие члены семьи подростка, посещающего данное учреждение.
- При необходимости права и обязанности определяются Уставом клуба.
7. Контроль.
- Контроль работы родительского клуба осуществляется руководителем клуба при поддержке администрации образовательного учреждения.
Алгоритм организации мероприятий с родителями.
Время проведения | Действия социалистов ОУ |
За месяц до мероприятия | Проведение анкетирования по выявлению актуальных вопросов воспитания, ознакомление родителей с результатами анкетирования, целевое наблюдение в группах, собеседование, установление профессиональных контактов с помогающими специалистами (психологом, врачом и пр.) |
За неделю | Объявление о мероприятии согласно правилам реклам. Планирование мероприятия совместно с другими специалистами, дополнительное информирование по телефону отдельных родителей, анализ продуктов деятельности детей по теме. Подготовка раздаточного материала, выставка книг по теме и пр. |
За день | Составление развёрнутого плана мероприятия, дополнительное информирование отдельных родителей по телефону, подготовка раздаточного материала, дополнительная реклама. |
За час | Подготовка места проведения
(обеспечение физического комфорта, соблюдения
этических норм). Настрой ведущих на предстоящую работу. |
Проведение мероприятия | |
Через час | Обработка отзывов, самоанализ. |
Через день | Изготовление фотогазеты с использованием отзывов, наглядная информация по прошедшей теме, “ящик вопросов” и пр. |
Через неделю | Обновление наглядной информации по теме встречи, ответы на вопросы родителей, индивидуальные консультации. |
Через месяц | Анкета для участников по изменению семейной роли, наблюдение заявленной ситуации психологом и пр. |
Клубные правила
- Стараемся слушать и слышать друг друга.
- Кратко, чётко, аргументированно высказываем свои мысли, не забывая при этом об основной теме.
- Обсуждаем проблему, а не личность.
- Реализуем правило “здесь и сейчас”.
- Говорим только от своего имени.