Цель: учиться делить круглые числа.
Задачи:
- перенести алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0, на большие числа;
- учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических модулей, строить высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы.
- воспитывать умение аргументировано доказывать свою точку зрения и умение эффективно работать в парах.
Оборудование: (на доске) тема урока, домашнее задание.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент.
Доброе утро. Урок математики. Садитесь.
- Ребята, чему учимся на уроках математики?
- Каким хотите вы чтобы был этот урок? (Полезным, интересным)
- Какими вы должны быть на уроке?
Правильно. Активными, внимательными, дружными и аргументировано доказывать свою точку зрения.
Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Обратите внимание на правильное положение тела и тетради при письме.
2. Индивидуальная работа.
Работа с тестовой задачей.
Вычисли скорости легкового автомобиля, автобуса, самолета, если скорость автомобиля в 10 раз больше скорости пешехода, который движется со скоростью 8 км/ч. Скорость автобуса на 20 км/ч меньше скорости автомобиля, а скорость самолета в 100 раз больше скорости автомобиля.
3. Фронтальная работа.
На доске задание:
800:2 840:2 120:3 8000:2 8400:2 1200:3 80000:2 84000:2 12000:3
- Что нужно сделать в этом задании? (Вычислить, найти значение выражений)
- Выражения, какого вида здесь встретились? (Деление круглых чисел)
- Выполните задание в тетради.
II. Постановка учебной проблемы.
Проблемная ситуация с затруднением.
- Ребята, вы смогли выполнить задание?
- Кто решил, поднимите руку.
- А у остальных, в чем затруднение?
- Чем это задание отличается от предыдущих заданий? (Раньше выполняли деление только круглых трехзначных и двузначных чисел)
III. Постановка цели урока и формулирование темы урока.
- Какой возникает вопрос? (Как делить такие круглые числа?)
- Какая цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке? (Учиться делить круглые числа.)
- А отсюда вопрос? Как будет называться тема нашего урока? (Деление круглых чисел)
Тема записывается на доске.
IV. Обобщение существующих у детей знаний
Подведение к самостоятельному формулированию нового алгоритма.
- Так как же делить такие круглые числа?
- Какие есть гипотезы, предположения? Какие еще есть версии? Кто думает иначе?
- Как будем делить?
(Можно вспомнить известный нам алгоритм устного деления многозначных чисел и перенести его на большие числа. Представить делимое в виде разрядного числа и выполнить деление)
800: 2=8 с.: 2=4 с. = 400, значит 8000:2=8 т.: 2 = 4 т. = 4000
- Откройте учебники на странице 49, проверьте, совпадает ли наше предположение с тем, что предлагают нам авторы учебника.
Задание №2.
- Что нам предлагается сделать? (Прочитать и объяснить записи).
Прочитаем.
- Вернемся к заданию на доске и объясним, как найти значения выражений. (Объяснение по цепочке, друг за другом)
- Итак, как можно разделить круглые многозначные числа на однозначное число?
(Представить делимое в виде разрядного числа и выполнить деление)
- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение? (Создали формулировку алгоритма деления круглых многозначных чисел на однозначное число).
Отдохнем.
Физ.минутка. Наклоны головой. Наклоны корпусом. Приседания. Прыжки. (Все по 5 раз)
V. Открытие нового знания.
Фронтальная работа.
Отдохнули. Продолжим работу.
Задание №3.
- Прочитайте. Объясните задание.
- Как будем сравнивать? (Найти значения выражений и сравнить полученные результаты)
- А как еще умеем? (Не выполняя действий)
- Внимательно посмотрите на левую часть, что заметили? (Правило деления суммы на число и правило деления разности на число).
- А сейчас на правую.
- Какой поставим знак? (Равно)
Правильно.
- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение? (Провести аналогию между правилом деления суммы на число и правилом деления разности на число)
- Где это может нам пригодиться? (В следующем задании)
VI. Первичное закрепление
Задание 4а.
- Прочитайте. Объясните.
- Как будем вычислять? (Устно)
Работа в парах.
- Как будете работать в парах, как распределите работу между собой?
- Работаем в парах, затем проверяем.
(Совместное обсуждение и выступление по очереди.)
Оценивание основных результатов работы на уроке.
- Чему учились на уроке? (Делению круглых чисел.)
- Где эти знания могут нам пригодиться? (При решении разных задач и заданий.)
- Необходимость нашей дальнейшей работы? (Поупражняться в решении таких заданий.)
- Вот и сейчас и поупражняемся в решении таких заданий. Закрепим практически наши знания.
- Вычислите.
4800:8 18000:6 5500:5 45000:9 2800:7 81000:9
- Проверьте себя, как вы справились (эталон правильного решения на доске)
4800:8=600 18000:6=3000 5500:5=1100 45000:9=5000 2800:7=400 81000:9=9000
Как легко справились с заданием. Молодцы.
- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение?
Продолжим упражняться.
VII. Самостоятельная работа.
Задание №6.
- Прочитайте. Объясните. (Нужно подобрать несколько решений каждого неравенства.)
500 х Х > 1500
- С какого числа будем подбирать? (С 4, потому что 500 х 3 = 1500. а 1500 = 1500. Не подходит)
- Назовите числа, чтобы неравенство было верным. (4, 5, 6 и т.д.)
- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение?
- Знания полученные на уроке нам пригодились? (Да)
Задание №8.
- Прочитайте. Объясните. (Найти одно истинное высказывание, не делая точных вычислений)
- Как будем работать? (В первом равенстве уменьшаемое приблизительно равно 460000, а вычитаемое – 240000. Очевидно, что их разность не может выражаться в тысячах.)
- Кто уже нашел? (6040 х 4)
- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение? (Учиться проводить грубую прикидку результата)
VIII. Подведение итогов урока.
- Давайте подведем итоги.
- Какая была тема нашего урока?
- Чему учились?
Да, мы учились делить круглые числа.
- Как можно разделить круглое число?
(Представить делимое в виде разрядного числа и выполнить деление)
Где нам в жизни могут пригодиться новые знания (В жизни решаем задачи на покупки или на расход чего-то)
- Кто доволен работой в паре?
IX. Домашнее задание.
Дается дифференцированно
1. Стр. 48 №4б, 5а, 9 (для всех)
2. Стр.49 №10.(для самых любознательных)