Урок математики в начальной школе по теме "Деление круглых чисел"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель: учиться делить круглые числа.

Задачи:

  • перенести алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0, на большие числа;
  • учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических модулей, строить высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы.
  • воспитывать умение аргументировано доказывать свою точку зрения и умение эффективно работать в парах.

Оборудование: (на доске) тема урока, домашнее задание.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

Доброе утро. Урок математики. Садитесь.

- Ребята, чему учимся на уроках математики?

- Каким хотите вы чтобы был этот урок? (Полезным, интересным)

- Какими вы должны быть на уроке?

Правильно. Активными, внимательными, дружными и аргументировано доказывать свою точку зрения.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Обратите внимание на правильное положение тела и тетради при письме.

2. Индивидуальная работа.

Работа с тестовой задачей.

Вычисли скорости легкового автомобиля, автобуса, самолета, если скорость автомобиля в 10 раз больше скорости пешехода, который движется со скоростью 8 км/ч. Скорость автобуса на 20 км/ч меньше скорости автомобиля, а скорость самолета в 100 раз больше скорости автомобиля.

3. Фронтальная работа.

На доске задание:

800:2 840:2 120:3
8000:2 8400:2 1200:3
80000:2 84000:2 12000:3

- Что нужно сделать в этом задании? (Вычислить, найти значение выражений)

- Выражения, какого вида здесь встретились? (Деление круглых чисел)

- Выполните задание в тетради.

II. Постановка учебной проблемы.

Проблемная ситуация с затруднением.

- Ребята, вы смогли выполнить задание?

- Кто решил, поднимите руку.

- А у остальных, в чем затруднение?

- Чем это задание отличается от предыдущих заданий? (Раньше выполняли деление только круглых трехзначных и двузначных чисел)

III. Постановка цели урока и формулирование темы урока.

- Какой возникает вопрос? (Как делить такие круглые числа?)

- Какая цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке? (Учиться делить круглые числа.)

- А отсюда вопрос? Как будет называться тема нашего урока? (Деление круглых чисел)

Тема записывается на доске.

IV. Обобщение существующих у детей знаний

Подведение к самостоятельному формулированию нового алгоритма.

- Так как же делить такие круглые числа?

- Какие есть гипотезы, предположения? Какие еще есть версии? Кто думает иначе?

- Как будем делить?

(Можно вспомнить известный нам алгоритм устного деления многозначных чисел и перенести его на большие числа. Представить делимое в виде разрядного числа и выполнить деление)

800: 2=8 с.: 2=4 с. = 400, значит 8000:2=8 т.: 2 = 4 т. = 4000

- Откройте учебники на странице 49, проверьте, совпадает ли наше предположение с тем, что предлагают нам авторы учебника.

Задание №2.

- Что нам предлагается сделать? (Прочитать и объяснить записи).

Прочитаем.

- Вернемся к заданию на доске и объясним, как найти значения выражений. (Объяснение по цепочке, друг за другом)

- Итак, как можно разделить круглые многозначные числа на однозначное число?

(Представить делимое в виде разрядного числа и выполнить деление)

- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение? (Создали формулировку алгоритма деления круглых многозначных чисел на однозначное число).

Отдохнем.

Физ.минутка. Наклоны головой. Наклоны корпусом. Приседания. Прыжки. (Все по 5 раз)

V. Открытие нового знания.

Фронтальная работа.

Отдохнули. Продолжим работу.

Задание №3.

- Прочитайте. Объясните задание.

- Как будем сравнивать? (Найти значения выражений и сравнить полученные результаты)

- А как еще умеем? (Не выполняя действий)

- Внимательно посмотрите на левую часть, что заметили? (Правило деления суммы на число и правило деления разности на число).

- А сейчас на правую.

- Какой поставим знак? (Равно)

Правильно.

- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение? (Провести аналогию между правилом деления суммы на число и правилом деления разности на число)

- Где это может нам пригодиться? (В следующем задании)

VI. Первичное закрепление

Задание 4а.

- Прочитайте. Объясните.

- Как будем вычислять? (Устно)

Работа в парах.

- Как будете работать в парах, как распределите работу между собой?

- Работаем в парах, затем проверяем.

(Совместное обсуждение и выступление по очереди.)

Оценивание основных результатов работы на уроке.

- Чему учились на уроке? (Делению круглых чисел.)

- Где эти знания могут нам пригодиться? (При решении разных задач и заданий.)

- Необходимость нашей дальнейшей работы? (Поупражняться в решении таких заданий.)

- Вот и сейчас и поупражняемся в решении таких заданий. Закрепим практически наши знания.

- Вычислите.

4800:8 18000:6
5500:5 45000:9
2800:7 81000:9

- Проверьте себя, как вы справились (эталон правильного решения на доске)

4800:8=600 18000:6=3000
5500:5=1100 45000:9=5000
2800:7=400 81000:9=9000

Как легко справились с заданием. Молодцы.

- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение?

Продолжим упражняться.

VII. Самостоятельная работа.

Задание №6.

- Прочитайте. Объясните. (Нужно подобрать несколько решений каждого неравенства.)

500 х Х > 1500

- С какого числа будем подбирать? (С 4, потому что 500 х 3 = 1500. а 1500 = 1500. Не подходит)

- Назовите числа, чтобы неравенство было верным. (4, 5, 6 и т.д.)

- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение?

- Знания полученные на уроке нам пригодились? (Да)

Задание №8.

- Прочитайте. Объясните. (Найти одно истинное высказывание, не делая точных вычислений)

- Как будем работать? (В первом равенстве уменьшаемое приблизительно равно 460000, а вычитаемое – 240000. Очевидно, что их разность не может выражаться в тысячах.)

- Кто уже нашел? (6040 х 4)

- С какой целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение? (Учиться проводить грубую прикидку результата)

VIII. Подведение итогов урока.

- Давайте подведем итоги.

- Какая была тема нашего урока?

- Чему учились?

Да, мы учились делить круглые числа.

- Как можно разделить круглое число?

(Представить делимое в виде разрядного числа и выполнить деление)

Где нам в жизни могут пригодиться новые знания (В жизни решаем задачи на покупки или на расход чего-то)

- Кто доволен работой в паре?

IX. Домашнее задание.

Дается дифференцированно

1. Стр. 48 №4б, 5а, 9 (для всех)

2. Стр.49 №10.(для самых любознательных)