Урок по теме "Число и цифра 0". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать и писать цифру 0.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры в знаковой среде.
• Научить правильно писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Воспитательные (личностные):
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам .
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!

И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.

- Чем мы занимаемся на уроках математики?

- Чему вы уже научились?

- Кто готов показать свои знания?

Девиз нашего урока: “Ум хорошо, а два лучше”

- Как понимаете это высказывание?

2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

- А начнем мы наш урок с математической разминки.

  • счет от 2 до 9, от 8 до 4
  • назовите число, которое следует за числом 7, 4.
  • как получить последующее число?
  • на сколько каждое последующее число больше предыдущего?
  • назовите число, которое стоит перед числом 6, 10?
  • как получить предыдущее число?
  • на сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
  • назовите соседей числа 5, 9.
  • прочитайте по-разному:
    7 + 3 = 10
    9 – 4=5
  • 5 яблок в корзине,
    В вазе – 4.
    У Саши одно.
    Сколько всего? (5+4+1=10)
  • Привела гусыня – мать
    Шесть детей на луг гулять.
    Все гусята, как клубочки,
    Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3)
  • Трое ребят каталось с горки.
    Убежал домой Егорка,
    А потом ушел Вадим
    И Сережа вслед за ним.
    Сколько на горке осталось детей?
    Кто посчитал, отвечайте скорей! (3-3=0)

- Ноль – это сколько предметов?

- Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

- Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.

3. Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

- Назовите тему урока. (Число ноль)

- Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)

- На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Могу назвать его мячом
А хочешь, дыркой назовем,
А может бубликом, почти что кругленьким,
Но как его не назовем,
Он называется .... нулем.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его “сифр”. Спустя несколько веков ему дали название “нуль”, что означает “ничто”.

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. (рисунок)

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.

- Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.

- Где в жизни мы встречаемся с числом 0?

- Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)

- Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10, 100, 500, 2000)

А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

- Где место ноля на числовом отрезке?

- Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?

- 0 – это натуральное число? Почему?

- Как вы думаете, если числа меньше 0? Посмотрите на термометр. Для чего он? Нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз. Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы холода (ниже 0, т. е. меньше 0). Такие числа называются отрицательными и при записи ставят перед ними знак “минус”

Физ. минутка. (“Солнце глянуло в кроватку.... ”)

Цель этапа: Смена вида деятельности

5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель этапа: Сформировать навыки написания цифры 0.

- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

- А для чего нам нужно уметь её писать?

ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.

- Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

- Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

6. Обобщение усвоенного.

Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Работа с учебником. Стр. 70

- Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.

- Ответили?( Да. )

- Рассмотрите картинки ниже.

- Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство? Какое равенство подходит к картинке?

- Составьте рассказы по двум другим равенствам.

3-3=0

8-8=0

- Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько осталось?

- Как записать? Стало листочков больше или меньше?

- Сравните 2 и 3. и т. д.

В ТЕТРАДИ:

3-1=2 2-1=1 1-1=0
2< 3 1 < 2 0 <1

Физ. минутка. Цель этапа: Смена вида деятельности

- Я буду задавать вопросы, а вы ответы будете показывать на пальчиках.

  • Сколько пальцев на 1 руке?
  • Сколько окон в классе?
  • Сколько яблок на дубе?
  • Сколько ног у человека? У змеи?
  • Сколько дедушек учится в нашем классе?
  • Сколько гостей к нам пришло на урок?

7. Самостоятельная работа.

- Вас ждет ещё одно задание.

НЕЗНАЙКА записал числа в порядке увеличения:

4 2 5 0 3 6 9 8 1 7

- Давайте, проверим правильно ли он сделал. А проверять будете в парах.

- Разложите карточки с цифрами в порядке увеличения. Что это значит?

Сравните, что получилось у вас, а что у Незнайки.

Исправьте ошибки Незнайки.

Вы все справились с заданием, ошибок ни у кого не было?

А теперь прочитайте эти числа в порядке уменьшения. Что это значит?

8. Рефлексия учебной деятельности.

ИТОГ: Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

- Кому было трудно? Что?

- А кому легко?

- Кому интересно?

- Кто расскажет дома об уроке?

- Кто хочет получить домашнее задание? (раскрасить картинку с изображением 0)