Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать и писать цифру 0.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
• Сформировать мотивационную основу учебной
деятельности, положительное отношение к уроку,
понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры в знаковой
среде.
• Научить правильно писать цифру 0 и соотносить
количество предметов с цифрой.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного
действия – поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с
учителем своих действий в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника
контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать,
сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Развивать умение работать с разными видами
информации.
• Работать над использованием
знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего
мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия
ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
• Работать над самооценкой и адекватным
пониманием причин успеха или неуспеха в учебной
деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным
ситуациям.
• Способствовать проявлению познавательной
инициативы в оказании помощи соученикам .
• Способствовать проявлению самостоятельности
в разных видах деятельности.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!
И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
- Чем мы занимаемся на уроках математики?
- Чему вы уже научились?
- Кто готов показать свои знания?
Девиз нашего урока: “Ум хорошо, а два лучше”
- Как понимаете это высказывание?
2. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
- А начнем мы наш урок с математической разминки.
- счет от 2 до 9, от 8 до 4
- назовите число, которое следует за числом 7, 4.
- как получить последующее число?
- на сколько каждое последующее число больше предыдущего?
- назовите число, которое стоит перед числом 6, 10?
- как получить предыдущее число?
- на сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
- назовите соседей числа 5, 9.
- прочитайте по-разному:
7 + 3 = 10
9 – 4=5 - 5 яблок в корзине,
В вазе – 4.
У Саши одно.
Сколько всего? (5+4+1=10) - Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3) - Трое ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка,
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним.
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей! (3-3=0)
- Ноль – это сколько предметов?
- Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?
- Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.
3. Постановка цели урока. Открытие нового.
Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
- Назовите тему урока. (Число ноль)
- Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)
- На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Могу назвать его мячом
А хочешь, дыркой назовем,
А может бубликом, почти что кругленьким,
Но как его не назовем,
Он называется .... нулем.
Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его “сифр”. Спустя несколько веков ему дали название “нуль”, что означает “ничто”.
Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. (рисунок)
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.
- Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.
- Где в жизни мы встречаемся с числом 0?
- Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)
- Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10, 100, 500, 2000)
А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.
Вам они встречались?
(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)
- Где место ноля на числовом отрезке?
- Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?
- 0 – это натуральное число? Почему?
- Как вы думаете, если числа меньше 0? Посмотрите на термометр. Для чего он? Нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз. Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы холода (ниже 0, т. е. меньше 0). Такие числа называются отрицательными и при записи ставят перед ними знак “минус”
Физ. минутка. (“Солнце глянуло в кроватку.... ”)
Цель этапа: Смена вида деятельности
5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.
Цель этапа: Сформировать навыки написания цифры 0.
- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.
- А для чего нам нужно уметь её писать?
ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.
- Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)
Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
- Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.
6. Обобщение усвоенного.
Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.
Работа с учебником. Стр. 70
- Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.
- Ответили?( Да. )
- Рассмотрите картинки ниже.
- Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство? Какое равенство подходит к картинке?
- Составьте рассказы по двум другим равенствам.
3-3=0
8-8=0
- Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько осталось?
- Как записать? Стало листочков больше или меньше?
- Сравните 2 и 3. и т. д.
В ТЕТРАДИ:
3-1=2 2-1=1 1-1=0 2< 3 1 < 2 0 <1
Физ. минутка. Цель этапа: Смена вида деятельности
- Я буду задавать вопросы, а вы ответы будете показывать на пальчиках.
- Сколько пальцев на 1 руке?
- Сколько окон в классе?
- Сколько яблок на дубе?
- Сколько ног у человека? У змеи?
- Сколько дедушек учится в нашем классе?
- Сколько гостей к нам пришло на урок?
7. Самостоятельная работа.
- Вас ждет ещё одно задание.
НЕЗНАЙКА записал числа в порядке увеличения:
4 2 5 0 3 6 9 8 1 7
- Давайте, проверим правильно ли он сделал. А проверять будете в парах.
- Разложите карточки с цифрами в порядке увеличения. Что это значит?
Сравните, что получилось у вас, а что у Незнайки.
Исправьте ошибки Незнайки.
Вы все справились с заданием, ошибок ни у кого не было?
А теперь прочитайте эти числа в порядке уменьшения. Что это значит?
8. Рефлексия учебной деятельности.
ИТОГ: Сформировать личную ответственность за результаты деятельности
- Кому было трудно? Что?
- А кому легко?
- Кому интересно?
- Кто расскажет дома об уроке?
- Кто хочет получить домашнее задание? (раскрасить картинку с изображением 0)