"Неправда, друг не умирает, лишь рядом быть перестает…"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории земляка – Воина-интернационалиста, погибшего в Афганистане;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Этап подготовки:

1) изучение информации по вопросам: “Афганская война”, письма родным, любимым, близким и друзьям Вячеслава Зимина.

2) диагностика учащихся класса: “Каков он, патриот современной России?”

3) создание мультимедийной презентации, посвященной памяти Вячеслава Зимина

Оборудование: компьютер, диапроектор, фото Вячеслава Зимина (Приложение 1), высказывания великих людей о героизме, благородстве, дружбе:

“О, чувство благородное, чувство освященное!
Обладай вечно сердцами россиян!..” (Ф.Н.Глинка)

“Благородный человек знает только долг,
низкий человек знает только выгоду” (Конфуций)

“Неправда, друг не умирает, лишь рядом быть перестаёт”

Ход мероприятия

I. Организационный момент

II. Определение темы мероприятия

(на доске написано стихотворение)

Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.

Учитель:

- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

(ответ учащихся)

Учитель:

- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество, и какого человека можно назвать мужественным?

(ответ учащихся)

III. Учитель:

- Итак, ребята, как вы уже поняли, сегодня мы с вами поговорим о мужестве и нашем земляке – о Вячеславе Юрьевиче Зимине. Назовите, пожалуйста, с каким событием связано это имя.

Учащиеся:

- Со временем войны в Афганистане.

Учитель:

- Давайте вспомним об этой войне, которая унесла из жизни многих наших молодых парней.

Ученик 1: - 27 декабря 1979 года – тяжёлая и скорбная дата в истории нашей страны. В этот день первый советский десант высадился на землю Афганистана.

За это время столько в обществе переиначилось, переболело, притупилось, отступило. Но только не для тех, кого судьба накрыла роковым крылом.

Выбито на сердце, как на могильной плите: выполнил интернациональный долг. В этом для тысяч участников афганских боёв и их семей – вся, правда, в иной они не нуждаются.

Ученик 2:

- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...” В абсолютном своём большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Эти тяжёлые 10 лет...

Ученик 1: - Среди них был и наш земляк Вячеслав Зимин

Ученик 3: - Славик родился 08 января 1963 года в нашем посёлке.

В 1980 году окончил Верх-Нейвинскую среднюю школу, проработал 2 года на Уральском электрохимическом комбинате и поступил в Харьковский педагогический институт на факультет физической культуры и спорта.

Ученик 2: - 02 июня 1983 года его призвали в ряды Советской Армии, а в октябре этого же года был направлен в Афганистан. Служил он в мотострелковом полку оператором – наводчиком БМП-2.

Ученик 1: - Вот несколько строк из его писем родным, любимым, близким и друзьям -

“Жара очень сильная. Литровая фляга с отваром – норма на день. На полигоне сложнее, многие теряют сознание от солнечных ударов, даже не на многокилометровых кроссах и марш-бросках, а в строю. Несколько дней была жара 600 - 620, а в остальные дни – 450”.

Ученик 2: - Вячеславу к большим нагрузкам не привыкать, сказались постоянные занятия спортом. Дни проходят не заметно. Ребята учатся воевать в горах и пустыне.

День заполнен до отказа, времени свободного не остаётся. И ещё сын сообщает, что

“День рождения справил оригинально – весь день ехал в БМП”.

Ученик 3: В ноябре 1984 года в одном из своих писем домой Славик пишет:

“У них сейчас самое холодное время – снега нет, замерзают по утрам лужи, днём – тепло. Постоянно дует сильный пронизывающий ветер.... Но мы своим взводом выкопали новую просторную землянку. Хоть и мало в ней света (вечером горит коптилка “Летучая мышь”), зато в ней тепло и уютно. Потрескивает печь, и ни какая погода не страшна... Время проходит быстро и интересно. Каждый раз узнаю новое об этой республике. Меня удивляет то, что многие афганцы очень хорошо говорят на русском языке, даже в забытых маленьких кишлаках. И очень дружелюбно к нам относятся. Только нельзя их обижать. Сильно обижаются и сразу уходят. Здесь в горах живут очень бедно: не знают ни радио, ни телевизора, ни электричества, ни печати”.

Ученик 1: - Дни проходят быстро, по службе всё нормально. Встретился Слава с земляками: один – из Ревды, а другой из Новоуральска. Сколько радости было у всех!

Ученик 2: - Но вот однажды завязался трудный бой. Спасая товарищей, Слава вызвал огонь на себя и ... погиб в бою.

Благодаря его подвигу подразделение выполнило боевую задачу. Это случилось 14 марта 1985 года.

До возвращения домой оставался ровно месяц...

Ученик 3: - Похоронили Вячеслава на Родине, в родном посёлке Верх – Нейвинский.

Ученик 1: - Вячеслав Зимин посмертно награждён орденом Красной звезды.

Ученик 2: - 08 мая 1990 года в нашем посёлке были открыты две мемориальные памятные доски –

Одна - на здании средней школы (ныне 1 корпус нашей с вами школы им. А. Н. Арапова), где учился Вячеслав

Вторая – на доме, где он жил

Ученик 3: - Родители Вячеслава - Юрий Петрович и Тамара Павловна Зимины сейчас живут в Екатеринбурге, но ежегодно 23 февраля присутствуют на лыжной гонке, учреждённой в память о друге его друзьями. В этом году она пройдёт в 12 раз.

Ученик 1: - В честь Вячеслава названа детско-юношеская спортивная школа в нашем посёлке Верх – Нейвинский. Её посещают и наши одноклассники.

Ученик 2: - В честь своего друга друзья назвали своих сыновей его именем.

Ученик 3: - Имя героя увековечено на мемориале “Чёрный тюльпан” и в музее “Шурави, которые находятся в городе Екатеринбурге, а так же на мемориале в г. Новоуральске.

Учитель: - Много мы знаем об афганской войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах – как Славик, которых, может быть, кто-то из нас знал, герои этой войны и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Обо всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой...

Внимание на экран.

(идет презентация – Приложение 2, созданная группой учащихся, совместно с классным руководителем в сопровождении песни С. Безрукова “Берёзы”).

Учитель: - Трагична судьба воинов, всех граждан, погибших и умерших от ран, пропавших без вести, раненых и покалеченных. Сражаясь, воин служит одной из величайших ценностей на земле – Миру!

IV. Учитель: - Ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?

(ответ учащихся, включая примеры ребят - героев спасающих сверстников, о которых рассказывают в новостях и на уроках обществознания)

V. Подведение итогов.

Учитель:

- Ребята расскажите, а что вы полезное унесёте с сегодняшнего мероприятия? Какие вы для себя сделали выводы?

(ответ учащихся)

Учитель:

- Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.

- По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.

- Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись -
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что смог...
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

Ученик 1:

- И верность, и мужество,
И скорбь у пожарища
Вы пали за Родину,
Вы с нами, товарищи.
Мы будем такими же
В любом испытании
Клянёмся!
Клянёмся минутой молчания.

Презентация.