Урок русского языка: "Парные согласные в середине слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

Образовательные:

  • познакомить с новой орфограммой русского языка - парные согласные звуки в середине слова,
  • формирование умения определять слабые позиции для парных согласных по звонкости – глухости в середине слова, умения подбирать проверочные слова, сравнивать проверяемые и проверочные слова; дать новое понятие слова “корреспондент”;

Развивающие:

  • развитие обще-интеллектуальных умений (операции анализа, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей), приводить примеры, формировать умения работы с алгоритмом;

Воспитательные:

  • воспитание чувства любви к Родине, к красоте зимнего времени; гордости за свой край; формирование аккуратности, старательности, коммуникативных навыков, положительного отношения к знаниям.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока:

План урока

I. Самоопределение к деятельности.

1. Мотивация.

2. Чистописание.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

III. Постановка учебной задачи.

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Исследование слова “берёзка” - составление алгоритма.

VI. Физминутка.

VII. Первичное закрепление.

1.Работа с правилом.

VIII.Самостоятельная работа.

IX. Включение в систему знаний.

1.Работа с текстом.

X. Рефлексия. Итог урока.

XI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

1. Мотивация.

- Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка проведёт у вас корреспондент из Гимназии.

- А зовут меня Татьяна Михайловна.

- Давайте с вами познакомимся. ( спрашиваю несколько детей)

- Спасибо, со всеми вами мы познакомимся в течение урока.

- Ребята, а кто такой “Корреспондент”?

(ответы детей)

- Молодцы.

- А вот как объясняет значение слова “корреспондент” толковый словарь русского языка Ушакова:

“Корреспондент” - сотрудник газеты или другого периодического издания, посылающий в них сообщения.

- Обратите внимание на то, как пишется это слово.

На доске: корреспондент

- Прочитаем это слово хором.

- Корреспондент пришел сегодня к вам для того, чтобы написать статью в школьную газету о вас, о том, какие умные ребята учатся в ЛИЦЕЕ.

2. Чистописание.

- Какое время года у нас за окном? (Зима)

- А какая бывает зима? ( снежная, морозная, холодная, сказочная, загадочная, обворожительная, волшебная, ...)

- Ребята, посмотрите перед вами Уральская зима. СЛАЙД 1 и 2.

- А сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о КРАСАВИЦЕ - ЗИМЕ!!!

- Послушайте как описывает ЗИМУШКУ

поэт Башкортостана АСХАЛЬ АХМАТ – ХУЖА.

Ай да зимушка – зима!
Ты веселье принесла!
Выше горку наметай,
Детвору ты забавляй.
Хорошо – то до чего!
Снегу навалило!
Хорошо бы, чтоб его
До весны хватило!

- А сейчас, сели правильно: спина касается спинки стула, каждый занимает свою половину парты, открыли тетради, положили наклонно и записали число (Сегодня 14 декабря)  и Классная работа. СЛАЙД 3.

Четырнадцатое декабря.

Классная работа.

- Ребята, у меня сегодня утром на окне мороз написал такой волшебный узор.

- Давайте и мы с вами попробуем написать такой узор не отрывая руки от своей тетради.

Пишу строчную букву “д” соединяю со строчной буквой “т” в верхнем соединении, веду вверх обвожу букву “т” в полуовал, и начинаю сначала...

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на узор. Волшебница ЗИМА спрятала в него правило русского языка.

- Как вы думаете, какое? (Парные согласные буквы)

- Давайте, вспомним парные согласные буквы. (называют дети)

- Проверим, все парные согласные мы назвали. СЛАЙД 3.

Д - Т Б – П В – Ф
Г – К З – С Ж – Ш

- Вот сегодня на уроке с ними мы и будем работать.

- Обратите внимание на следующие слова. СЛАЙД 4.

  • с моро... з
  • п сугро... б
  • т лё... д
  • с берё...ка з
  • п прору...ь б
  • к сне... г

- Прочитайте глазками.

- А теперь прочитаю я вам.... (читаю сама)

- 1 задание – Запишите слова с новой строчки.

- Самостоятельно определите, какую букву надо вставить?

(Даю время на работу.)

- Кто уже может объяснить написание 1 слова?

(В слове “мороз” пишется буква “З”, проверочное слово – “морозы”)

Аналогично разбираются все слова.

- Что общего во всех словах? ( сущ., ед.ч., нариц., во всех словах имеется парный согласный.)

- Посмотрите, какие буквы пропущены? (парные согласные)

III. Постановка учебной задачи.

- Какое из записанных слов можно считать лишним? Почему?

(березка – парный согласный находится в середине слова)

- А вы раньше работали с такими словами? (Нет)

- Тогда определим тему сегодняшнего урока.

- Тема нашего урока: “Парные согласные звуки в середине сова”.

- Сегодня мы будем и писать, и работать со словами с парными согласными в середине слова.

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Исследование слова “берёзка” - составление алгоритма.

- Вернемся к слову “березка”. СЛАЙД 5.

- Запишем слово в тетрадь с новой строки.

- Давайте, исследуем это слово и составим алгоритм написания  слов с парными согласными звуками в середине слова.

- Что мы должны сделать сначала?

1. Прочитать слово. СЛАЙД 6.

Проводится поэтапная работа над словом “березка”. Постепенно на экране появляется алгоритм: Парные согласные в середине слова.

- Прочитаем слово.

2. Найди опасное место. Где оно находится? СЛАЙД 6.

- Где находится парный согласный звук? ( в середине)

3. Подбери проверочное слово. СЛАЙД 6.

  • измени слово
  • подбери родственное

- Какой мы слышим звук? ( глухой согласный звук [ с ] )

- Произнесите звук.

- А какая буква пишется? Почему?

(потому что проверочное слово – “береза”)

- Как ласково можно назвать “березу”? (березонька)

- Как называется лес, в котором растут одни березы?

(березовый, березняк)

- Как можно назвать записанную группу слов?

(родственными, однокоренными словами)

- Выделим корень во всех словах. (корень - берез)

4. Сравни проверочное слово и проверяемое. СЛАЙД 6.

- Каким должно быть проверочное слово?

(Проверочное слово должно быть таким, чтобы после согласного звука стоял гласный)

5. Напиши слово правильно. СЛАЙД 6.

- И последний наш шаг – написать слово правильно.

Вывод:

- Итак, в ходе исследования слова “березка” мы составили алгоритм правописание парных согласных в середине слова.

VI. Электронная физминутка. СЛАЙДЫ 7 – 12.

- Ребята, а какой праздник у нас приближается? (Новый год)

- Чтобы немного отдохнуть давайте встанем и сделаем интересную зимнюю веселую новогоднюю физминутку.

VII. Первичное закрепление.

1. Работа с правилом.

- Ребята, посмотрите у вас на партах лежат листочки.

- Переверните их.

- Посмотрите на алгоритм.

Алгоритм. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА,

1. Прочитать слово.

2. Найди опасное место. Где оно находится?

3. Подбери проверочное слово.

  • измени слово
  • подбери родственное чтобы после согласного звука стоял гласный.

4.Сравни проверочное слово и проверяемое.

5. Напиши слово правильно.

- А теперь давайте откроем учебники и проверим себя,

правильно ли мы составили алгоритм?

- Прочитайте глазками правило.

VIII.Самостоятельная работа.

- А вот сейчас проверим правильно ли вы поняли тему урока.

- Давайте выполним упражнение 187 на странице 89, опираясь на составленный нами алгоритм.

Например: Первое слово – травка.

1. Читаю слово “травка”

2. Определяю опасное место. Оно находится в середине слова.

3. Подбираю проверочное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Травка – трава.

4. Значит в середине слова “травка” пишется буква “б”.

Аналогично проводится работа со словами: рыбка.

- Закрыли учебники.

- Сейчас вы попробуете самостоятельно по алгоритму разобрать и записать в тетрадь следующих четыре слова.

- Прочитаем их. СЛАЙД 13.

(лодка, зубки, трубка, ягодка)

(Дети работают самостоятельно)

- А теперь проверим как вы справились. СЛАЙД 13.

- Я хочу послушать вас. ( Ответы детей)

- Ну, надо же как вы справились сами! Молодцы!

- А у нас еще осталось два слова. Давайте поработаем с ними.

(Кружка – кружечка, когти- коготок)

- Молодцы.

Вывод: - Итак, подведем итог.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова?

(Нужно проверять парные согласные)

- ТАК КАК можно проверить парные согласные в середине слова?

Надо изменить слово или подобрать проверочное так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

- Молодцы.

IX. Включение в систему знаний.

1. Работа с текстом.

- Ребята, корреспондент приготовил для вас задание про волшебницу ЗИМУШКУ.

Текст: СЛАЙД 15.

Выпал пушистый снег. Дети надели свои тёплые__________ и __________. Они лепят снеговика. У Ильнура в руках ___________.

Ею он копает снег. А у Юли замерзли руки. Она потеряла свои ___________.

- Поработаем с текстом.

- Прочитайте про себя.

- Охватите глазками текст.

- Задание: вставить слова с парными согласными в середине слова.

- Кто может прочитать предложения?

- Очень хорошо.

- Запишите с новой строчки только слова вместе с проверочными словами.

- А кто может назвать 1 слово?

Выпал пушистый снег. Дети надели свои тёплые шубки и шапки. Они лепят снеговика. У Ильнура в руках лопатка. Ею он копает снег. А у Юли замерзли руки. Она потеряла свои варежки.

- Ребята, посмотрите на меня, подарите мне свою улыбку те, кто не допустил ошибок. МОЛОДЦЫ.

- Ну а тем, у кого были ошибки, не стоит расстраиваться.

Ведь это только первый урок с парными согласными в середине слова. На последующих уроках мы будем закреплять данную орфограмму.

СЛАЙД 16.

Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

X. Рефлексия. Итог урока.

- Итак, ребята, какую тему мы изучали на уроке?

(Парные согласные в середине слова)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова?

(Нужно проверять парные согласные)

- ТАК КАК можно проверить парные согласные в середине слова?

Надо изменить слово или подобрать проверочное так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

- А с каким новым словом мы познакомились? (со словом - корреспондент)

XI. Домашнее задание.

Упражнение 189. Страница 99.

- В этом упражнении вы познакомитесь со сказкой русского языка и выпишите слова с парными согласными в середине слова.

- Ребята, корреспондент из Гимназии обязательно напишет статью о вас в школьную газету.

- Встаньте те, кто оценивает свою работу на отлично. Кто считает, что он заслужил, чтобы о нем написал корреспондент?

- Давайте я вас сфотографирую для моей статьи.

- Спасибо за урок.

При создании презентации использовались ресурсы интернет сайта:

  • proshkolu.ru›Кабинет›Музыкальнаяфизминутка