Цели:
Образовательные:
- познакомить с новой орфограммой русского языка - парные согласные звуки в середине слова,
- формирование умения определять слабые позиции для парных согласных по звонкости – глухости в середине слова, умения подбирать проверочные слова, сравнивать проверяемые и проверочные слова; дать новое понятие слова “корреспондент”;
Развивающие:
- развитие обще-интеллектуальных умений (операции анализа, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей), приводить примеры, формировать умения работы с алгоритмом;
Воспитательные:
- воспитание чувства любви к Родине, к красоте зимнего времени; гордости за свой край; формирование аккуратности, старательности, коммуникативных навыков, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока:
- презентация,
- микрофон,
- карточки,
- “Схемы-Алгоритм”,
- приложение к уроку,
- учебник А.В.Полякова.
План урока
I. Самоопределение к деятельности.
1. Мотивация.
2. Чистописание.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
III. Постановка учебной задачи.
IV. Способы решения учебной задачи.
1. Исследование слова “берёзка” - составление алгоритма.
VI. Физминутка.
VII. Первичное закрепление.
1.Работа с правилом.
VIII.Самостоятельная работа.
IX. Включение в систему знаний.
1.Работа с текстом.
X. Рефлексия. Итог урока.
XI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
1. Мотивация.
- Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка проведёт у вас корреспондент из Гимназии.
- А зовут меня Татьяна Михайловна.
- Давайте с вами познакомимся. ( спрашиваю несколько детей)
- Спасибо, со всеми вами мы познакомимся в течение урока.
- Ребята, а кто такой “Корреспондент”?
(ответы детей)
- Молодцы.
- А вот как объясняет значение слова “корреспондент” толковый словарь русского языка Ушакова:
“Корреспондент” - сотрудник газеты или другого периодического издания, посылающий в них сообщения.
- Обратите внимание на то, как пишется это слово.
На доске: корреспондент
- Прочитаем это слово хором.
- Корреспондент пришел сегодня к вам для того, чтобы написать статью в школьную газету о вас, о том, какие умные ребята учатся в ЛИЦЕЕ.
2. Чистописание.
- Какое время года у нас за окном? (Зима)
- А какая бывает зима? ( снежная, морозная, холодная, сказочная, загадочная, обворожительная, волшебная, ...)
- Ребята, посмотрите перед вами Уральская зима. СЛАЙД 1 и 2.
- А сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о КРАСАВИЦЕ - ЗИМЕ!!!
- Послушайте как описывает ЗИМУШКУ
поэт Башкортостана АСХАЛЬ АХМАТ – ХУЖА.
Ай да зимушка – зима!
Ты веселье принесла!
Выше горку наметай,
Детвору ты забавляй.
Хорошо – то до чего!
Снегу навалило!
Хорошо бы, чтоб его
До весны хватило!
- А сейчас, сели правильно: спина касается спинки стула, каждый занимает свою половину парты, открыли тетради, положили наклонно и записали число (Сегодня 14 декабря) и Классная работа. СЛАЙД 3.
Четырнадцатое декабря.
Классная работа.
- Ребята, у меня сегодня утром на окне мороз написал такой волшебный узор.
- Давайте и мы с вами попробуем написать такой узор не отрывая руки от своей тетради.
Пишу строчную букву “д” соединяю со строчной буквой “т” в верхнем соединении, веду вверх обвожу букву “т” в полуовал, и начинаю сначала...
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на узор. Волшебница ЗИМА спрятала в него правило русского языка.
- Как вы думаете, какое? (Парные согласные буквы)
- Давайте, вспомним парные согласные буквы. (называют дети)
- Проверим, все парные согласные мы назвали. СЛАЙД 3.
Д - Т Б – П В – Ф Г – К З – С Ж – Ш
- Вот сегодня на уроке с ними мы и будем работать.
- Обратите внимание на следующие слова. СЛАЙД 4.
- с моро... з
- п сугро... б
- т лё... д
- с берё...ка з
- п прору...ь б
- к сне... г
- Прочитайте глазками.
- А теперь прочитаю я вам.... (читаю сама)
- 1 задание – Запишите слова с новой строчки.
- Самостоятельно определите, какую букву надо вставить?
(Даю время на работу.)
- Кто уже может объяснить написание 1 слова?
(В слове “мороз” пишется буква “З”, проверочное слово – “морозы”)
Аналогично разбираются все слова.
- Что общего во всех словах? ( сущ., ед.ч., нариц., во всех словах имеется парный согласный.)
- Посмотрите, какие буквы пропущены? (парные согласные)
III. Постановка учебной задачи.
- Какое из записанных слов можно считать лишним? Почему?
(березка – парный согласный находится в середине слова)
- А вы раньше работали с такими словами? (Нет)
- Тогда определим тему сегодняшнего урока.
- Тема нашего урока: “Парные согласные звуки в середине сова”.
- Сегодня мы будем и писать, и работать со словами с парными согласными в середине слова.
IV. Способы решения учебной задачи.
1. Исследование слова “берёзка” - составление алгоритма.
- Вернемся к слову “березка”. СЛАЙД 5.
- Запишем слово в тетрадь с новой строки.
- Давайте, исследуем это слово и составим алгоритм написания слов с парными согласными звуками в середине слова.
- Что мы должны сделать сначала?
1. Прочитать слово. СЛАЙД 6.
Проводится поэтапная работа над словом “березка”. Постепенно на экране появляется алгоритм: Парные согласные в середине слова.
- Прочитаем слово.
2. Найди опасное место. Где оно находится? СЛАЙД 6.
- Где находится парный согласный звук? ( в середине)
3. Подбери проверочное слово. СЛАЙД 6.
- измени слово
- подбери родственное
- Какой мы слышим звук? ( глухой согласный звук [ с ] )
- Произнесите звук.
- А какая буква пишется? Почему?
(потому что проверочное слово – “береза”)
- Как ласково можно назвать “березу”? (березонька)
- Как называется лес, в котором растут одни березы?
(березовый, березняк)
- Как можно назвать записанную группу слов?
(родственными, однокоренными словами)
- Выделим корень во всех словах. (корень - берез)
4. Сравни проверочное слово и проверяемое. СЛАЙД 6.
- Каким должно быть проверочное слово?
(Проверочное слово должно быть таким, чтобы после согласного звука стоял гласный)
5. Напиши слово правильно. СЛАЙД 6.
- И последний наш шаг – написать слово правильно.
Вывод:
- Итак, в ходе исследования слова “березка” мы составили алгоритм правописание парных согласных в середине слова.
VI. Электронная физминутка. СЛАЙДЫ 7 – 12.
- Ребята, а какой праздник у нас приближается? (Новый год)
- Чтобы немного отдохнуть давайте встанем и сделаем интересную зимнюю веселую новогоднюю физминутку.
VII. Первичное закрепление.
1. Работа с правилом.
- Ребята, посмотрите у вас на партах лежат листочки.
- Переверните их.
- Посмотрите на алгоритм.
Алгоритм. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА,
1. Прочитать слово.
2. Найди опасное место. Где оно находится?
3. Подбери проверочное слово.
- измени слово
- подбери родственное чтобы после согласного звука стоял гласный.
4.Сравни проверочное слово и проверяемое.
5. Напиши слово правильно.
- А теперь давайте откроем учебники и проверим себя,
правильно ли мы составили алгоритм?
- Прочитайте глазками правило.
VIII.Самостоятельная работа.
- А вот сейчас проверим правильно ли вы поняли тему урока.
- Давайте выполним упражнение 187 на странице 89, опираясь на составленный нами алгоритм.
Например: Первое слово – травка.
1. Читаю слово “травка”
2. Определяю опасное место. Оно находится в середине слова.
3. Подбираю проверочное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Травка – трава.
4. Значит в середине слова “травка” пишется буква “б”.
Аналогично проводится работа со словами: рыбка.
- Закрыли учебники.
- Сейчас вы попробуете самостоятельно по алгоритму разобрать и записать в тетрадь следующих четыре слова.
- Прочитаем их. СЛАЙД 13.
(лодка, зубки, трубка, ягодка)
(Дети работают самостоятельно)
- А теперь проверим как вы справились. СЛАЙД 13.
- Я хочу послушать вас. ( Ответы детей)
- Ну, надо же как вы справились сами! Молодцы!
- А у нас еще осталось два слова. Давайте поработаем с ними.
(Кружка – кружечка, когти- коготок)
- Молодцы.
Вывод: - Итак, подведем итог.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова?
(Нужно проверять парные согласные)
- ТАК КАК можно проверить парные согласные в середине слова?
Надо изменить слово или подобрать проверочное так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
- Молодцы.
IX. Включение в систему знаний.
1. Работа с текстом.
- Ребята, корреспондент приготовил для вас задание про волшебницу ЗИМУШКУ.
Текст: СЛАЙД 15.
Выпал пушистый снег. Дети надели свои тёплые__________ и __________. Они лепят снеговика. У Ильнура в руках ___________.
Ею он копает снег. А у Юли замерзли руки. Она потеряла свои ___________.
- Поработаем с текстом.
- Прочитайте про себя.
- Охватите глазками текст.
- Задание: вставить слова с парными согласными в середине слова.
- Кто может прочитать предложения?
- Очень хорошо.
- Запишите с новой строчки только слова вместе с проверочными словами.
- А кто может назвать 1 слово?
Выпал пушистый снег. Дети надели свои тёплые шубки и шапки. Они лепят снеговика. У Ильнура в руках лопатка. Ею он копает снег. А у Юли замерзли руки. Она потеряла свои варежки.
- Ребята, посмотрите на меня, подарите мне свою улыбку те, кто не допустил ошибок. МОЛОДЦЫ.
- Ну а тем, у кого были ошибки, не стоит расстраиваться.
Ведь это только первый урок с парными согласными в середине слова. На последующих уроках мы будем закреплять данную орфограмму.
СЛАЙД 16.
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
X. Рефлексия. Итог урока.
- Итак, ребята, какую тему мы изучали на уроке?
(Парные согласные в середине слова)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова?
(Нужно проверять парные согласные)
- ТАК КАК можно проверить парные согласные в середине слова?
Надо изменить слово или подобрать проверочное так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
- А с каким новым словом мы познакомились? (со словом - корреспондент)
XI. Домашнее задание.
Упражнение 189. Страница 99.
- В этом упражнении вы познакомитесь со сказкой русского языка и выпишите слова с парными согласными в середине слова.
- Ребята, корреспондент из Гимназии обязательно напишет статью о вас в школьную газету.
- Встаньте те, кто оценивает свою работу на отлично. Кто считает, что он заслужил, чтобы о нем написал корреспондент?
- Давайте я вас сфотографирую для моей статьи.
- Спасибо за урок.
При создании презентации использовались ресурсы интернет сайта:
- proshkolu.ru›Кабинет›Музыкальнаяфизминутка