Внеклассное занятие по развитию творческого мышления "Шрифтовая композиция"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Форма занятия: творческая мастерская

Цель:

  • Создать условия для развития творческого мышления в процессе выполнения декоративной композиции художественного шрифта с использованием символических связей между значением слов и способом их написания.
  • Формирование навыков фантазийного преобразования формы буквы через средства графики.

Задачи:

  • Познакомить со способами графического формообразования буквы.
  • Учить преобразовывать форму буквы согласно значению слова.
  • Развивать фантазию, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук.
  • Содействовать воспитанию навыков работы графическими материалами.
  • Самореализация личности в процессе творческой работы.
  • Осознание значимости преобразования формы буквы, слова в практической деятельности.

Оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Цветные карандаши.
  • Фломастеры.
  • Листы из творческой тетради.
  • Благодарности.

Ход урока

Орг. момент (слайд- 1)

- Сегодня у нас занятие по развитию творчества. Кажется всё как обычно. Необычно только то, что у нас на занятии присутствуют гости. Оглянитесь по сторонам, чтобы больше не отвлекаться на уроке и чувствовать себя комфортно.

- Предлагаю вам в начале занятия показать своё настроение смайликом.

(использование интерактивной доски)

- Рада, что у вас хорошее настроение.

- В конце урока предлагаю вам ответить на вопрос: “ Где вы сможете применить умения, полученные на занятии”.

2. Сообщение темы (слайд -2)

- Ребята, поднимите руку те, кто любит отгадывать загадки?

- Тогда внимание. На доске записаны загадки, попробуйте их отгадать.

(слайд -2)

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе
Разобраться в них смогу. (Буквы)

(слайд -3)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей. ( Буквы)

(слайд -4)

Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. ( Буквы)

- Правильно, это буквы.

(слайд -5)

- Тема нашего занятия: Шрифтовая композиция. Вы познакомитесь со способами графического формообразования буквы. Будете учиться преобразовывать форму буквы согласно значению слова.

(слайд -6)

- Загадки эти вам загадала не зря. Дело в том, что мы сегодня отправимся в сказочную страну Гномов - Букваешек. Гномы – Букваешки очень любят читать, они читают всё: и сказки, и стишки, а особенно детские журналы.

(слайд -7)

3. Работа по теме урока

- Что необычного вы видите в названиях журналов, которые любят читать Гномы-Букваешки? (обратить внимание на буквы)

- Кто знает, как называется элемент книги или журнала на котором пишется название? (показываю)

(слайд -8)

- Обложка — бумажное покрытие печатного издания (книги, брошюры, тетради), обычно содержащее сведения об издании (чаще всего имя автора и название), а также являющееся элементом внешнего оформления.

- Журналы Гномы очень любят читать, но вот своего журнала у Гномов никогда не было, поэтому они решили создать свой детский журнал с необычным названием.

- Гномы - Букваешки предлагают вам очень интересную роль: роль-художника книжной графики.

(слайд -9)

- Ваша задача изменить форму буквы, преобразовав в необычное название журнала. Или как на рисунках, выполненных ребятами. Здесь важна не только форма но и цвет .

- Думаю, вы не откажитесь помочь Гномам-Букваешкам.

- Но прежде, чем мы приступим к делу, давайте немного отдохнём.

4. Физминутка

- Для глаз.

- Подвижная физминутка.

5. Самостоятельная работа

(слайд -10)

-У вас на столах листы из творческой тетради.

- Давайте прочитаем инструкцию к выполнению.

- Многие слова можно написать так, что они своим начертанием будут напоминать то, что они обозначают.

- Прочитайте первое слово. ( Глаза)

- А что оно обозначает?

- Давайте рассмотрим наши глазки в зеркале.

- Что интересного увидели в глазках?

- Какую букву по форме напоминают глаза?

- Кто увидел, что своим начертанием слово напоминает то, что оно обозначает? (в букве а нарисованы зрачки глаз и подрисованы брови)

- Прочитайте второе слово.

- В каких буквах вы увидели фактуру проволоки?

- Вы обратили внимание, что в рабочей тетради только 3 названия, четвёртое место пустует. Вы можете придумать свое название.

С какого слова вы начнете, это зависит от вашего воображения и умения использовать разные графические материалы.

- Взгляните на предложенные названия. Попытайтесь оживить эти слова?

- Графическими материалами для выполнения задания вам послужат фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки, простой карандаш.

- Нашим гостям мы тоже предлагаем принять участие.

(слайд -11)

6. Итог

- Предлагаю поменяться листами и оценить работу своего одноклассника, используя критерии оценивания.

- если удалось - желтым

- если не удалось - синим

Критерии оценивания:

  • компановка в листе (размещение)
  • оригинальность формы буквы в написании
  • подбор цвета для передачи формы буквы

- Кто оценил, расположите свой лист на доске.

- У вас на столах есть по одному смайлику. Предлагаю пройти к доске и отдать голос тому, чья работа на ваш взгляд самая яркая, выразительная и оригинальная.

- По итогу голосов. Главным редактором журнала становиться...........

  • 1 помощником.........
  • 2 помощником........

6. Работа с дневником

- Откройте 82 страницу дневника. Кто получил грамоту, то нужно записать это в таблицу.

7. Итог урока

- Подведем итог урока.

- Что необычного было на уроке?

- Какие трудности встретились при выполнении работы?

- Какое настроение после урока? Поставьте смайлик.

- В начале урока я перед вами поставила вопрос: “Где вы сможете применить умения, полученные на занятии?”.

- Как вы ответите на него? (При оформлении реферата, заголовков. Придумать и оформить открытку. Когда вырастем и станем художником какого-нибудь журнала.)

Оценивание на листе самооценки.

- Я благодарю вас за занятие.

- Может наши гости хотят что-то сказать?

Дополнительные материалы к занятию.