Форма занятия: творческая мастерская
Цель:
- Создать условия для развития творческого мышления в процессе выполнения декоративной композиции художественного шрифта с использованием символических связей между значением слов и способом их написания.
- Формирование навыков фантазийного преобразования формы буквы через средства графики.
Задачи:
- Познакомить со способами графического формообразования буквы.
- Учить преобразовывать форму буквы согласно значению слова.
- Развивать фантазию, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук.
- Содействовать воспитанию навыков работы графическими материалами.
- Самореализация личности в процессе творческой работы.
- Осознание значимости преобразования формы буквы, слова в практической деятельности.
Оборудование:
- Интерактивная доска.
- Цветные карандаши.
- Фломастеры.
- Листы из творческой тетради.
- Благодарности.
Ход урока
Орг. момент (слайд- 1)
- Сегодня у нас занятие по развитию творчества. Кажется всё как обычно. Необычно только то, что у нас на занятии присутствуют гости. Оглянитесь по сторонам, чтобы больше не отвлекаться на уроке и чувствовать себя комфортно.
- Предлагаю вам в начале занятия показать своё настроение смайликом.
(использование интерактивной доски)
- Рада, что у вас хорошее настроение.
- В конце урока предлагаю вам ответить на вопрос: “ Где вы сможете применить умения, полученные на занятии”.
2. Сообщение темы (слайд -2)
- Ребята, поднимите руку те, кто любит отгадывать загадки?
- Тогда внимание. На доске записаны загадки, попробуйте их отгадать.
(слайд -2)
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе
Разобраться в них смогу. (Буквы)
(слайд -3)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей. ( Буквы)
(слайд -4)
Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. ( Буквы)
- Правильно, это буквы.
(слайд -5)
- Тема нашего занятия: Шрифтовая композиция. Вы познакомитесь со способами графического формообразования буквы. Будете учиться преобразовывать форму буквы согласно значению слова.
(слайд -6)
- Загадки эти вам загадала не зря. Дело в том, что мы сегодня отправимся в сказочную страну Гномов - Букваешек. Гномы – Букваешки очень любят читать, они читают всё: и сказки, и стишки, а особенно детские журналы.
(слайд -7)
3. Работа по теме урока
- Что необычного вы видите в названиях журналов, которые любят читать Гномы-Букваешки? (обратить внимание на буквы)
- Кто знает, как называется элемент книги или журнала на котором пишется название? (показываю)
(слайд -8)
- Обложка — бумажное покрытие печатного издания (книги, брошюры, тетради), обычно содержащее сведения об издании (чаще всего имя автора и название), а также являющееся элементом внешнего оформления.
- Журналы Гномы очень любят читать, но вот своего журнала у Гномов никогда не было, поэтому они решили создать свой детский журнал с необычным названием.
- Гномы - Букваешки предлагают вам очень интересную роль: роль-художника книжной графики.
(слайд -9)
- Ваша задача изменить форму буквы, преобразовав в необычное название журнала. Или как на рисунках, выполненных ребятами. Здесь важна не только форма но и цвет .
- Думаю, вы не откажитесь помочь Гномам-Букваешкам.
- Но прежде, чем мы приступим к делу, давайте немного отдохнём.
4. Физминутка
- Для глаз.
- Подвижная физминутка.
5. Самостоятельная работа
(слайд -10)
-У вас на столах листы из творческой тетради.
- Давайте прочитаем инструкцию к выполнению.
- Многие слова можно написать так, что они своим начертанием будут напоминать то, что они обозначают.
- Прочитайте первое слово. ( Глаза)
- А что оно обозначает?
- Давайте рассмотрим наши глазки в зеркале.
- Что интересного увидели в глазках?
- Какую букву по форме напоминают глаза?
- Кто увидел, что своим начертанием слово напоминает то, что оно обозначает? (в букве а нарисованы зрачки глаз и подрисованы брови)
- Прочитайте второе слово.
- В каких буквах вы увидели фактуру проволоки?
- Вы обратили внимание, что в рабочей тетради только 3 названия, четвёртое место пустует. Вы можете придумать свое название.
С какого слова вы начнете, это зависит от вашего воображения и умения использовать разные графические материалы.
- Взгляните на предложенные названия. Попытайтесь оживить эти слова?
- Графическими материалами для выполнения задания вам послужат фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки, простой карандаш.
- Нашим гостям мы тоже предлагаем принять участие.
(слайд -11)
6. Итог
- Предлагаю поменяться листами и оценить работу своего одноклассника, используя критерии оценивания.
- если удалось - желтым
- если не удалось - синим
Критерии оценивания:
- компановка в листе (размещение)
- оригинальность формы буквы в написании
- подбор цвета для передачи формы буквы
- Кто оценил, расположите свой лист на доске.
- У вас на столах есть по одному смайлику. Предлагаю пройти к доске и отдать голос тому, чья работа на ваш взгляд самая яркая, выразительная и оригинальная.
- По итогу голосов. Главным редактором журнала становиться...........
- 1 помощником.........
- 2 помощником........
6. Работа с дневником
- Откройте 82 страницу дневника. Кто получил грамоту, то нужно записать это в таблицу.
7. Итог урока
- Подведем итог урока.
- Что необычного было на уроке?
- Какие трудности встретились при выполнении работы?
- Какое настроение после урока? Поставьте смайлик.
- В начале урока я перед вами поставила вопрос: “Где вы сможете применить умения, полученные на занятии?”.
- Как вы ответите на него? (При оформлении реферата, заголовков. Придумать и оформить открытку. Когда вырастем и станем художником какого-нибудь журнала.)
Оценивание на листе самооценки.
- Я благодарю вас за занятие.
- Может наши гости хотят что-то сказать?