Цель:повторить и обобщить изученный материал.
Задачи:
- Закрепить и совершенствовать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные;
- Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;
- Развивать умение делать слого-звуковой анализ слов, соотносить слова и предложения со схемой;
- Учить правильно интонировать предложение;
- Развивать фонематический слух, речь, память, мышление учащихся;
- Формировать объективную самооценку и взаимооценку.
- Воспитывать усидчивость, внимание, интерес к языку и живой природе.
- Воспитывать бережное отношение к птицам, помогать им.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке присутствуют ваши родители. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.
- Сегодня на уроке нам потребуется внимание и память, наши знания, доброе и хорошее настроение и отношение к окружающим людям.
- Садитесь.
II. Постановка темы урока.
- Мы изучили все буквы русского алфавита. Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? (Предположения детей.)
- На уроке мы будем применять полученные знания: составлять звуковые схемы слов, предложений, читать слова с изученными буквами, работать с текстами.
III. Актуализация опорных знаний.
- Повторим, что мы знаем с вами о звуках и буквах.
- Посмотрите на ленту букв. На какие группы делятся все звуки и буквы? (На гласные и согласные.)
- Как отличить гласный звук от согласного? (Когда мы произносим согласный звук, воздух во рту встречает препятствие.)
- На какие две группы можно разделить гласные? (На гласные, обозначающие твёрдость и мягкость предшествующего согласного.)
- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласного звука.([а], [о], [у], [ы], [э]).
- Какие гласные буквы, отличные от других, вы знаете? (е, ё, я, ю – они обозначают два звука.)
- Всегда ли они обозначают два звука? (Эти буквы обозначают два звука, если стоят в начале слова, после другого гласного, разделительного твёрдого и мягкого знаков.)
- На какие группы делятся согласные звуки? (На звонкие и глухие.)
- Назовите звонкие и глухие согласные звуки.
- Чего больше: звуков или букв? Почему? (Звуков больше, так как некоторые согласные буквы обозначают два звука.)
- Какие буквы не обозначают звуков? (ь и ъ.)
IV. Закрепление опорных знаний.
- Отгадайте, кому будет посвящён наш урок.
Ы
(Птицы)
Фонетический разбор слов.
- Откройте тетради для схем.
- Отгадайте загадку (текст читает ученик на доске):
Живет в лесу,
Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)
- Что вы знаете о филине?
(Учитель добавляет:
Филин - это самая крупная на земле сова, известная под названием “ухало” или “пугач”. Длина его около 70 см. Окраска красновато-бурая с тёмными полосами. Над глазами перьевые ушки. Глаза большие, оранжево-красные. Гнездится филин в дуплах, в нишах скал, а в пустынях прямо на земле. Охотится и днём и ночью. Кормится птицами и млекопитающими: мышами, зайцами и куницами.)
- Составьте схему слова в тетради. (Проверка на доске.)
- Прочитайте следующую загадку (текстчитает ученик на доске):
У меня ходули -
Не страшит болото:
Лягушат найду ли -
Вот моя забота. (Цапля)
- Что вы знаете о цапле?
(Учитель добавляет:
Цапля - крупная болотная птица с длинным клювом. Она живётв тёплых краяхна всех континентах, кроме Австралии и http://www.luchiksveta.ru/enziklop_2/zaplja.jpgАнтарктиды. Питается рыбой, водными насекомыми и мелкими змеями. Отлавливает добычу главным образом в воде. Цапли очень полезны. В водоёмах они уничтожают малоценную и больную рыбу. На зиму улетают в Африку.)
- Составьте схему слова в тетради. (Проверка на доске.)
ФИЗМИНУТКА под музыку
Запись слов в тетради, деление на слоги, постановка ударения.
- Напечатайте в тетради слова-названия птиц, которых вы видите на экране.
(На экране: утка, ласточка.)
Для этого отступите вниз 2 клетки, справа тоже две и печатайте первое слово.
- Кто хочет написать на доске?
- Покажите сигнальные карточки, согласны ли вы.
- Подчеркните гласные буквы красным карандашом. Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
- Кто хочет выполнить задание на доске?
- Покажите сигнальные карточки, согласны ли вы.
- Запишите ещё 2 названия птиц.
- Какие названия птиц записали?
Работа со схемой предложения.
- Угадайте, о какой птице я вам сейчас скажу.
Большую часть времени проводят в воздухе, беспрерывно летая в погоне за добычей. Их рот в полёте широко раскрыт, и поэтому в него попадают разные мухи, комары, мошки и другие насекомые. Скорость полёта 50-60 км/ч. Перед http://www.luchiksveta.ru/enziklop_2/lastochka.jpg дождём эти птички летают низко над землёй, поэтому по их полёту можно предсказывать погоду. Осенью улетают в тёплые страны.(Ласточки.)
- Какие ещё птицы так же, как ласточки, улетают на зиму в тёплые края? (Утки, стрижи...)
- Как называют таких птиц? (Перелётные.)
- Группыещё каких птиц вам известны? (Зимующие, кочующие.)
- Составьте предложение о ласточке по схеме:
(Ласточки летают быстро. Ласточки питаются насекомыми. Ласточки предсказывают погоду.)
- Поднимите сигнальные карточки.
ФИЗМИНУТКА
Подвижная игра “Зимующие и перелетные птицы”
Учитель: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете около своего места, а когда перелетных - садитесь на корточки. Будьте внимательны.
(Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)
- Послушайте, голос какой птицы вы сейчас слышите? (Соловья).
- Что вы можете рассказать о соловье?
- Откройте стр. 62 “Азбуки”. Найдите последний текст на странице. Прочитайте.
(Чтение предложений текста “по цепочке”.)
- Что вы узнали о соловье из текста?
- Прочитайте этот текст ещё раз и подумайте, как вы его озаглавили бы.
- Как вы озаглавили бы текст? Почему?
- Поднимите сигнальные карточки.
- Составьте в тетради схему к последнему предложению.
- Выберите на доске схему, которая подходит к этому предложению. Покажите карточку с номером предложения.
(На доске – три варианта схем.)
- Почему вы так думаете?
- Прочитаем стихотворение о соловье.Найдите вверху страницы стихотворение Антона Антоновича Дельвига(1798 — 1831), русского поэта, который вместе с А.С. Пушкиным учился в лицее и был его другом.
(Чтение стихотворения в парах, затем вслух.)
- Это стихотворение написано в духе русских народных песен. Композитор Александр АлександровичАлябьев(1787-1851) написал музыку. Так появился романс “Соловей мой, соловей”. В русской народной лирике соловей — вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласковости и нежности. Послушайте отрывок из романса.
(Слушают часть романса А. Алябьева на слова А.Дельвига “Соловей мой, соловей”)
- Как называется романс, который вы слушали?
- Кто его написал?
- Послушайте голос ещё одной птицы. Может быть, кто-то узнает её. (Слушают голос птицы.)
- Можете назвать эту птицу?
- Попробуйте узнать её по фотографии. (Показ.)
- Найдите изображение этой птицы на странице 63. Назовите, что это за птица. (Чибис.)
- Прочитайте стихотворение о чибисе и подумайте, почему птица получила такое название. (Сначала читают про себя, потом вслух.)
- Почему птицу так назвали?
- Прочитаем стихотворение по ролям в парах.
(Чтение стихотворения по ролям в парах, 2 пары читают вслух.)
- Как вы думаете, почему чибис волнуется и кричит: “Зачем идёте вы сюда?” (Предположения детей.)
- Прочитайте текст о чибисе по цепочке в парах и ответьте на этот вопрос.
(Чтение по заданию.)
- Прочитай текст, ... (1 ученик читает текст.)
- Почему же волнуется чибис?
- Послушайте песню “У дороги чибис...” (Слушают песню, слова М. Иорданского, муз.А.Пришельца))
- Какие хорошие слова у этой песни:
“Видишь - мы ребята,
Мы друзья пернатых...”
Сейчас зима, холодно. Трудно птицам. Почему им тяжело зимой? (Трудно добывать себе пищу.)
- Что страшнее для птиц и зверей зимой: холод или голод?(Голод.)
- Послушайте, как об этом пишет в своём рассказе “Кто сыт, тому холод не страшен” В. Бианки:
У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где её взять – пищу?
- Что мы можем сделать для того, чтобы птицам легче было пережить зиму?(Вешать кормушки и насыпать в них зёрна, крупу, крошки хлеба.Если люди живут за городом, они могут специально заготавливать осенью семена растений, чтобы зимой ими подкармливать птиц.)
- Правильно. Птицы очень благодарные. Они летом остаются жить в том саду, где зимой висела кормушка, и уничтожают вредных насекомых.
- Как можно сделать кормушку для птиц? (Рассказ учащихся, дополнение учителя.)
- Какие птицы зимой прилетают к кормушке? (Ответы учащихся.)
V. Итог урока. Рефлексия.
- Что мы сегодня повторили? В чём упражнялись?
- Как Вы думаете, где нам могут пригодиться эти умения? (Правильно читать слова, переносить слова с одной строки на другую, понимать смысл прочитанного.)
- О каких птицах вы запомнили что-то интересное?
- Что вас заставило задуматься на уроке?
- Что на уроке у Вас хорошо получалось?
- Над чем надо поработать?
- У Вас на столе лежат домики-кормушки трёх цветов. Я прошу Вас выбрать цветовую карточку, оценивая свою работу на уроке:
- зелёная – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;
- жёлтая – допустил неточность;
- красная – надо постараться, и успех придёт.
- Намажьте домики клеящим карандашом с изнаночной стороны и приклейте к нашему “Дереву успеха”. (По колонкам прикрепляют.)
VI. Рекомендации для самостоятельной работы.
- По желанию предлагаю вам выполнить следующие задания самостоятельно или вместе с родителями:
- сделать кормушку;
- найти, прочитать и рассказать что-то интересное о других птицах;
- найти и выучить загадку о птице;
- нарисовать птицу;
- выучить стихи о птице со стр. 62 или стр. 63 “Азбуки”