Занятие по внеурочной деятельности "Занимательная математика" по теме "Считай, отгадывай, смекай". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;
  • способствовать развитию таких качеств, как взаимовыручка, доброта;
  • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками;
  • формировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Формируемые умения: формирование интереса к математическим знаниям, умения решать задачи. Развитие чувства коллективизма.

Оборудование: “острова”, карточки с заданиями, наборы “рыбалка”, карандаши, ноутбук.

Ход занятия

I. Организационный момент

(Самомассаж)

Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)

Да! (Cмотрят в “бинокль”)

Вы готовы, ушки?

Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Вы готовы, ручки? Да! (Хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (Притопывают)

Вы готовы?

Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)

- Для проведения сегодняшнего занятия, вам необходимо разделиться на две команды. Вы видите “острова”. Один из них желтый, другой - зеленый. Сейчас вы по цепочке будете подходить к моему столу и брать полоску бумаги. Перевернув ее, вы определите, какой из двух “островов” вас ждет. Класс делится на две команды.

II. Постановка темы занятия

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, которое называется “Считай, отгадывай, смекай”. Нам предстоит пройти всем вместе интересный путь. Каждый правильный ответ поможет заработать жетончики для своих команд. Посмотрим, кто же победит?

III. Конкурсы

У. Итак, команды поселились на необитаемых островах. Что нужно, для того чтобы выжить под жарким солнцем и тропическим ливнем? (Нужно построить дом). У вас есть полоски. Из них вы должны сложить домик. (Количество деталей дома зависит от количества игроков в команде). Победит та команда, которая сделает это раньше.

Игроки подбегают по очереди к столу и кладут одну полоску.

- Сколько полосок понадобилось для строительства?

- Понадобилось 8 полосок

- Почему же на доске есть полоска под номером 9?

- Пропущено число 7.

- Что еще нужно человеку для выживания?

- Огонь.

Разгорелся огонь, вы должны ответить на вопросы, (Прикрепляю на доску два основания для “костра”)

Вопросы (использую презентацию 1)

К1

Ск. хвостов у двух котов? Какое число следует за числом 7? Какое число больше 3 на 2? Назови соседей” числа 5.

Что значит прибавить 1?

К2

(Использую презентацию 1)

Сколько носов у пяти псов?

- Какое число стоит перед числом 6?

- Какое число меньше 8 на 2?

- Назови “соседей” числа 9.

- Что значит: отнять 1?

- После каждого правильного ответа прикрепляю к костровицу “язычок” пламени.

Выслушиваются ответы детей.

- Огонь есть, теперь можно приготовить пищу. Нужно на рисунках соединить все точки по порядку, и вы узнаете, что у вас сегодня на обед. Учитель раздает командам рисунки.

- Что сегодня будет готовить команда “желтого” острова?

Д. Грибы.

У. А что у “зеленого” острова?

Д. Рыба.

У. Как готовят эти продукты?

Д. Их варят или жарят.

У. Молодцы! А теперь, команды, поменяйтесь трофеями. Что вы сейчас совершили?

Д. Обмен.

У. В науке экономике говорят, что вы произвели бартер, то есть обмен товарами без денежных расчетов. Запомните это слово. Учитель прикрепляет на доску карточку со словом “бартер”.

- Чтобы приготовить рыбу на обед, сначала надо ее поймать. Что для этого необходимо?

Д. Нужны удочка, червячки, ведерко, в которое будем опускать пойманную рыбу.

У. Правильно. Отправляемся на “рыбалку”. (Учитель прикрепляет на доску рисунки рыб с записанными на них примерами и готовит удочки с магнитными крючками.)

Ваша задача вдвоем поймать одну рыбку, а потом решить пример. Дети решают примеры и набирают “улов”.

- Мы с вами будем варить рыбный суп. Кто знает, как он называется?

Д. Уха.

У. Пока варится уха, я бы хотела узнать следующее: названия каких рыб вы знаете? Вы должны по очереди называть рыбу. Будьте внимательны — повторяться нельзя!

Дети отвечают.

- Ребята, а как вы думаете, сколько рыбок можно поймать, чтобы не нанести ущерб природе?

Д. Столько, сколько сможешь съесть.

У. Ну вот, уху сварили, сил набрались. Пора отправляться на поиски сундучка с заданиями. Перед вами три дорожки. (Использую презентацию 2)

Вспомните, как называются такие линии?

На доске. (Слайд 1)

Д. Ломаная, прямая, кривая.

- Как вы думаете, по какой лучше пойти, чтобы путь стал короче?

Д. По прямой.

У. (Слайд 2)

Какая высокая гора! Одолеет ее тот, кто правильно сосчитает количество отрезков (лучей) на чертеже.

На доске.

Д. На рисунке 3 луча.

- На рисунке 2 отрезка.

- Злые пираты понастроили ловушки. Для того чтобы их обойти, найдите ошибки в записях.

Дети находят ошибки, исправляют их и дают объяснения.

А теперь вам предстоит сравнить числа.

На доске.

6<5 3 = 4 8>2 5>6...

- Ура! Мы преодолели препятствия! Подходит к концу наша игра. Скоро мы узнаем имя последнего героя. Посчитайте, сколько у вас “жетончиков ”. Остаются игроки, получившие больше жетонов. Они вынимают задания из сундучка и решают задачи. Примеры заданий.

- Саша нашел 4 гриба и Дима нашел 3 гриба. Сколько всего грибов они нашли?

- В команде было 10 человек. Двое выбыло. Сколько осталось?

- В лесу ползали кобры, гадюки, полозы. Сколько всего змей?

- На яблоне было 8 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько яблок росло на иве?

- У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?

Если осталось 2 игрока с равным количеством жетонов, то предлагается задание, выявляющее победителя.

- Победит тот игрок, который вставит недостающую букву быстрее.

А 1 2 Б
? 4 5 Д

IV. Итог занятия

V. Вот и закончилась наша игра.

Но посмотрите: всё ещё горит костер. О чем забыли игроки команд?

Д. Нужно убирать за собой мусор, когда возвращаешься домой.

У. (Слайд 3)

Что же помогло нам вернуться с островов, вы узнаете, выделив первые звуки из названий обитателей природного мира: “дерево, радуга, улитка, жук, бабочка, арбуз.

Д. Дружба.

У. Молодцы! Вы очень хорошо и дружно работали сегодня.