Цели урока:
- познакомить с государствами- соседями нашей страны;
- рассказать о их местоположении, о культуре, и быте,
- развивать мышление, речь, воображение;
- воспитывать уважение к людям и обычаям разных национальностей;
- развитие толерантности. дать определение понятия “Информация”;
- научить детей сравнивать, анализировать, систематизировать информацию делать выводы.
Оборудование:
- физическая карта России;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал, карточки;
- наглядный материал;
- доклады детей;
- символы государства.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
“Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
(дети садятся)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: мы с вами закончили знакомство с городами Золотого кольца.
- Перечислите города Золотого кольца. (Сергиев Посад, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир.)
- В каком городе находится Троице-Сергиева Лавра? Какая она? (Сергиевом Посаде.)
- Что такое "финифть" и в каком городе его делают? (Красивые эмалевые украшения - броши, серьги, браслеты. Делают в Ростове.)
- Какие города Золотого кольца стоят на Волге? (Углич, Ярославль, Кострома, Плес.)
Приложение 1 (презентация)
Слайд 1. Тема урока: “Наши ближайшие соседи. Информация вокруг нас”.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: В какой стране мы с вами живем? (России)
Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями. Пока мы будем путешествовать, мы узнаем много нового, то есть получим информацию. А что такое “информация”? Термин "информация" означает сведения, разъяснения, изложение. В нашем случае информация — это сведения об окружающем нас мире. О странах, городах, людях. Попробуем путешествуя, собрать разную информацию о наших ближайших соседях.
Тема урока: “Наши ближайшие соседи. Информация вокруг нас”.
IV. Вступительное слово учителя.
Учитель: послушайте загадку и отгадайте, на чем мы будем путешествовать сегодня:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Быстро в небо проплывает.
Что же это? (Самолет)
Слайд 2. Иллюстрация самолета.
У вас на столах лежат карточки, в течение урока, вам необходимо записывать название столиц в таблицу, которую в конце урока мы с вами проверим.
Наше путешествие мы начинаем с северо-запада и дальше полетим на юг, юго-восток, восток и север.
Слайд 3. Карта: “Наши ближайшие соседи”.
Посмотрите на карту, с какими странами Россия граничит на северо-западе? (Норвегия, Финляндия.)
Об этих странах более подробно мы узнаем на следующем уроке, а сейчас летим дальше вдоль западных и юго-западных границ России. Назовите страны, над которыми мы пролетаем. (Эстония, Латвия, Литва)
Ребята, на предыдущем занятии я вам говорил подготовить небольшие сообщения о государствах.
Первая страна в которой мы приземлимся Эстония.
V. Выступление учащихся с сообщениями.
Слайд 4. Эстония.
Ученик: Эстония— государство, , на северо-восточном побережье Балтийского моря, омываемое водами Финского и Рижского заливов. Столица -Таллинн, государственный язык эстонский. Эстонии принадлежат много прибрежных островов. Старинный город Тарту - славится своим университетом. Таллинн это морской порт и промышленный центр Эстонии. Эстонцы - один из древнейших народов, наиболее близких по языку с финнами.
Слайд 5. Латвия.
Ученик: Латвия - расположена на побережье Балтийского моря. Столица - Рига. Государственный язык латышский. На Рижском взморье много курортных городов, куда приезжают люди отдыхать и лечиться. Национальные традиции сохраняются в одежде и в быту.
VI. Психологическая минутка.
Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем.
Слайд 6. Музыкальное сопровождение.
Отдых на море
Учитель: Садитесь удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
VII. Продолжение выступлений учащихся.
Слайд 7. Литва.
Ученик: Литва - столица - Вильнюс. Государственный язык - литовский. В Литве сохранились старинные архитектурные памятники.
“Маленький край - как золотая капелька густого янтаря”. Этот чудесный образ своей Родины создала литовская поэтесса Саломея Нерис. Литву называют янтарным краем.
Я вам на урок принес янтарь. Посмотрите, какой он. Янтарь может использоваться для изготовления ювелирных изделий и в лечебных целях.
Слайд 8. Карта: “Наши ближайшие соседи”.
Учитель: В какие страны мы с вами попадем, двигаясь вдоль границы? (Белоруссия и Украина).
Слайд 9, 10. Белоруссия.
Ученик: Белоруссия – столица - Минск. Страна имеет развитую промышленность. На территории Белоруссии есть единственный в Европе участок леса не измененный человеком - Беловежская Пуща. Здесь водятся редкие животные (например зубр)
Давайте посмотрим на этот прекрасный лес.
Слайд 11.Видеорлик.
Ребята, а кто-то из вас был в Беловежской пуще?
Слайд 12. Украина.
Ученик: Украина - столица - Киев. Территорию Украины омывают с юга Черное и Азовское моря. Вдоль западных границ тянутся Карпаты, а на востоке границы проходят в широких донецких степях. Главной рекой является Днепр. Украина - современная индустриальная держава
Учитель: Мы летим дальше!
Слайд 13. Карта: “Наши ближайшие соседи”.
Посмотрите, какие страны расположены вдоль южных границ России? (Грузия, Азербайджан.)
Слайд 14, 15. Грузия.
Ученик: Грузия – столица - Тбилиси. Грузия - одно из древнейших государств мира. В стране много исторических памятников. Государственный язык - грузинский. Это многонациональное государство. В Грузии есть минеральные источники, в том числе лечебные (например “Боржоми”).
Слайд 16. Азербайджан.
Ученик: Азербайджан - столица - Баку. Это очень красивый город. В стране проживают люди разных национальностей. История Азербайджана тесно связана с Арменией и Грузией. Расположена страна на берегу Каспийского моря. Где добывают не только рыбу, но и нефть. Население выращивает различные фрукты и овощи, а так же добывает природные ископаемые.
Мы с вами летим далее вдоль южных границ России. ( Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея.)
Слайд 17, 18. Казахстан.
Учитель: Казахстан - столица - Астана. Язык - казахский, русский. На территории Казахстана находится знаменитый космодром Байконур, с которого совершил первый полет Юрий Гагарин в 1961 году.
Слайд 19. Монголия.
Учитель: Монголия - столица Улан-Батор. На востоке, юге и западе граничит с Китаем, на севере - с Россией. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. Монголия - малонаселенная страна с многовековыми традициями кочевничества. В широких межгорных котловинах располагаются великолепные пастбища. Поэтому население занимается животноводством.
Слайд 20,21. Китай.
Ученик: Китай - столица Пекин. Китай – самая большая по населению страна в мире, это значит, что почти каждый пятый житель Земли – китаец. Сегодня, Китай – одна из самых быстро развивающихся стран мира. Здесь достигли больших успехов в развитии легкой промышленности. Китай превратился в обувную и швейную мастерскую для всего мира. Здесь бурно развивается компьютерная промышленность, ведутся активные космические исследования. Китай очень древнее государство. Древнейшие памятники искусства на территории Китая восходят к 3-му тысячелетию до н. э.
Слайд 22. Северная Корея.
Учитель: Северная Корея или Коре'йская Наро'дно-Демократи?ческая Респу'блика. С запада омывается водами Жёлтого моря, с востока — Японским морем. Столица — город Пхеньян. Пхеньян является административным, культурным и историческим центром страны. В стране существует множество заповедников, национальных парков, гор, лесов, рек, водопадов.
VIII. Физкультминутка.
Слайд 23,24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31,32. Музыкальная.
Слайд 33. Карта: “Наши ближайшие соседи”.
IX. Проверка усвоенного материала.
Учитель:
- Какие страны располагаются между Черным и Каспийскими морями? (Грузия и Азербайджан.)
- В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? (Казахстан.)
- В какую страну мы переедем из Казахстана, двигаясь по границе? (в Монголию.)
- Назовите государство, в котором самая большая численность населения. (Китай.)
- Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны? Где они расположены? (Япония, США.)
Слайд 34, 35. Япония.
Ученик: Япония - столица - Токио. Япония является страной восходящего солнца - Ниппон. После войны в результате реформ Япония начала бурно развиваться и стала одной из богатейших стран мира. Во всем мире известны японские автомобили, телевизоры и видеомагнитофоны, другая техника. Но эта суперсовременная страна тщательно сохраняет старинные обычаи и культуру.
Слайд 36.США.
Учитель: Соединенные штаты Америки - столица- Вашингтон. Занимает четвертое место в мири по территории и третье мест по численности населения. Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Жителей США называют американцами, а к самим США применяется общее название Америка. США - одна из крупнейших мировых держав.
X. Рефлексия.
Пролетая над странами мы с вами заполняли таблицу. Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание.
Слайд 37. Страны- Соседи России.
Слайд 38. Иллюстрация самолета.
XI. Итог урока.
Что вам понравилось во время нашего путешествия? Вы получили много новой информации? Так что такое “информация”? О чём эта информация? Вы заполняли карточки и даже не задумывались, что записываете информационные данные. Впервые как научное понятие термин “информация” стал применяться в теории журналистики в 30-х гг. нашего века, хотя в исследованиях по библиотечному делу он появился еще раньше. Под информацией понимались разнообразные сведения, сообщения. Придя домой, вы сможете рассказать родителям об узнанном сегодня на уроке, то есть сообщить информацию. Информацию можно записывать, сообщать, сравнивать, кодировать, хранить. Информация, полученная на этом уроке, должна помочь вам лучше узнать соседей нашего государства.
XII. Оценка знаний учащихся.
Домашнее задание. cтр. 100-107
Слайд 39. Тема урока: “Наши ближайшие соседи”.