Задачи:
- Закрепление знаний об осени. Активизировать словарь по темам "Овощи", "Фрукты", "Грибы", "Деревья. Листья", "Осень. Время года". Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных, использование предлогов)
- Стимулирование памяти и мышления детей (загадки). Развитие общей и мелкой моторики.
- Воспитание любви к природе.
Оборудование: игрушка Лунтик, листья деревьев, волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, две корзиночки, полочка, грибы, сказочный персонаж "Осень" (воспитатель).
Ход занятия
Орг. Момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашей группе очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте!)
А еще у нас в гостях герой вашего любимого мультфильма.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны -
Знают, любят малыши. (Лунтик)
Под музыку из м/ф "Лунтик" появляется сказочный герой.
Основная часть.
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик! А почему ты такой грустный? (развитие речевого слуха)
Лунтик:
Летом к маме я летал,
Долго жил там поживал.
А когда я возвратился,
Очень сильно удивился.Было все вокруг зеленым,
Ярким, красочным, веселым.
А вернулся я назад,
Не узнал ваш детский сад.На деревьях листьев нет,
Птицы не поют в ответ.
Опустели ваши грядки,
Что-то тут не все в порядке?
Воспитатель: Все у нас в порядке, Лунтик. Просто ты очень долго гостил на Луне и кое-что пропустил. Ребята, какое время года пропустил Лунтик? (Осень) Правильно. А что нам делать? (Рассказать об осени)
Звучит магнитофонная запись фрагментов из "Времен года" П. И. Чайковского
Воспитатель: Закрываем глазки, чтоб попасть нам в сказку.
Сказка явью обернись,
Осень в гости к нам вернись.
Осень:
К вам вернулась я ребята.
Лишь всего на полчаса.
Вам помочь всегда я рада
Нужно верить в чудеса.
Воспитатель: Здравствуй, осень! Спасибо, что ты решила помочь ребятам рассказать Лунтику о том, что он пропустил. А что у тебя в корзинке?
Осень: "Волшебный мешочек" (с овощами и фруктами)
Воспитатель: А что же лежит в этом мешочке? Давайте ребята угадаем!
Д/И "Чудесный мешочек" (Закрепление словаря по теме. Развитие тактильных ощущений)
Дети с закрытыми глазами на ощупь отгадывают выбранный овощ или фрукт и складывают в определенную корзину.
Д/И "Четвертый лишний" (Развитие зрительного внимания, мышления, связанной речи.)
По цвету Яблоко - помидор - клубника - груша
По форме Яблоко - апельсин - банан - мандарин
По принадлежности Яблоко - апельсин - морковь - банан
Воспитатель: Вот, Лунтик, тебе подарки от наших ребят: заготовки "Соленая морковка", "Компот из яблок". А что еще в твоей корзинке?
Осень: Грибы.
Воспитатель: А какие грибы вы знаете? (Подберезовик, лисичка, рыжики, волнушки и т.д.)
Д/И "Один-много" (Совершенствование грамматического строя речи)
Подосиновик - подосиновики
Подберезовик - подберезовики
Лисичка - лисички
Мухомор - мухоморы
Волнушка - волнушки
Рыжик - рыжики.
Воспитатель: Давайте соберем грибы и подарим их Лунтику.
Пальчиковая гимнастика "Топ-топ пять шагов" (Развитие тонкой моторики, координация речи с движением)
Топ-топ - пять шагов, Дети "шагают" пальчиками
В кузовочке пять грибов. Показали 5 пальцев правой руки
Мухомор красный - Загибают пальцы на одной руке
Гриб опасный.
А второй - лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб - волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб - сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб - белый,
Ешь его смело!
Воспитатель:А теперь ребята предлагаю вам отгадать загадки (Развитие мышления)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (Листопад )По небу ходила,
Солнышко закрыла.
Только солнце спряталось-
И она расплакалась! (туча)Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ... (дождь)
Физкультминутка: "Осень в гости к нам пришла" - (развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением).
Осень в гости к нам пришла. Дети шагают по кругу
Дождь и ветер принесла,
Ветер дует, задувает, Качают, поднятыми руками из стороны в сторону
Листья с дерева срывает.
Листья на ветру кружатся Кружатся вокруг себя
И под ноги нам ложатся. Садятся на корточки
Ну а мы гулять пойдем Шагают на месте
И листочки соберем. Собирают "листочки"
Воспитатель: А нет ли у тебя, осень, разноцветных листочков?
Осень: Есть.
Воспитатель:Подскажите ребята Лунтику на каких деревьях росли эти листики.
Д/и "С чьей ветки детки" - закрепление знаний о деревьях, найти целое по его части, употребление предлогов.
Это лист кленовый он растет : на клене.
Это лист березовый он растет : на березе.
Это лист кленовый он упал с : клена.
Это лист кленовый он лежит под : кленом.
Воспитатель: Давайте подарим листочки Лунтику.
3. Итог занятия: Наше занятие подошло к концу. Ребята, давайте напомним Лунтику какая бывает осень. (Желтая, дождливая, щедрая, ветреная и т.д.)
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Кто приходил к нам в гости?
- Что вам понравилось больше всего?
Вы очень хорошо сегодня занимались. Молодцы.