Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный, практический.
Оборудование: таблицы "Схема строения органов пищеварения", "Зуб", "Формула зубов", накрахмаленный бинт, блюдце со слабым раствором йода, палочки с ватой, зеркала, портрет И. П. Павлова.
Цели урока:
- раскрыть процесс пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в процессе пищеварения, а также его регуляцию;
- разъяснить меры, необходимые для профилактики зубных болезней.
Задачи урока.
Образовательные. Обеспечить усвоение знаний о:
- механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
- строении и типах зубов.
- свойствах ферментов;
- рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
Развивающие. Продолжить работу над формированием у учащихся:
- осмысления учебного фактического и дополнительного материала;
- навыков частично-поисковой деятельности;
- умение применять полученные знания в собственной жизни;
- умения работать в должном темпе.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
- формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
- познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.
Ход урока
- Организационный этап - 1 мин.
- Актуализация опорных знаний 8 мин.
- Целевой этап - 3 мин.
- Этап формирование и закрепления новых знаний - 20 мин.
- Подведение итогов урока, выставление оценок - 6 мин
- Домашнее задание - 2 мин
1. Организационный.
Здравствуйте. Приятно снова видеть вас на уроке.
Вступление.
"Сырой материал, поступающий на завод, проходит длинный ряд цехов и учреждений, в которых он подвергается известной обработке. В начале пути это главным образом механической и частично химической обработке. Через главные ворота поступает на временный склад, где сортируется, видоизменяется и переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждения, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала".
Я начала сегодня урок со слов известного физиолога И.П. Павлова, ибо данные слова отражают какой-то процесс, происходящий в организме человека.
Как вы думаете, о каком процессе идет речь? (пищеварение)
На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка знаний пройдет в виде игры "Пирамида"
Вызывается пара учащихся. Начинающая пара выбирает себе поле игры
1 "Что это такое?" |
||
2 "Да -нет" |
3 "Тренажер" |
|
4 "Узнай меня" |
5 "Третий лишний" |
6 Расскажи мне, расскажи" |
1. Один участник объясняет другому термин так, чтобы партнер его узнал
-печень, зубы, пищевод, желудок.
2. Найти правильные утверждения и сказать "да. На неправильное ответить "нет".
-сыр, масло, молоко - это питательные вещества
-глотка- это часть пищеварительного тракта
-поджелудочная железа - самая крупная железа организма
-в состав эмали зубов входят соли кальция
-питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию
-в глотке пищеварительный путь пересекается с дыхательным.
3. Тренажер (один уч-ся выполняет- другой проверяет)
4. Один участник называет - другой проверяет и наоборот (достаточно по 3 органа)
5. Третий лишний (один зачитывает группу терминов - другой называет лишний и наоборот)
-белки, жиры, углеводы, сыр.
-функции пищеварительной системы: строительная, секреторная, двигательная, всасывающая.
-продукты животного происхождения: яйца, молоко, творог, сахар.
-пищеварительный канал состоит из пищевода, желудка, печени, кишечника.
6. Необходимо ответить на большее количество вопросов
-чем пища отличается от питательных веществ?
-почему необходимо беречь зубы?
-почему после горячего нельзя есть холодное?
-какие вы знаете функции питательных веществ?
-каково значение пищи?
-какие вы знаете типы зубов?
-что такое пищеварение?
Ну что же на начальном этапе изучения данной темы ваши знания вполне удовлетворительные. А те, кто сегодня давал слабые ответы, должны сделать для себя выводы. Оценки за этот этап работы.
3. Формулирование темы и целей.
Я опять вас адресую к словам Павлова. Если вы внимательно слушали, то в тексте есть несколько вопросов, на которые нам предстоит ответить в процессе изучения новой темы.
Что такое:
1. Завод-?
2. Начало пути-?
3. Механическая и химическая обработка-?
4. Химические фабрики-?
Итак, где же начинается пищеварение?
Сегодня у нас пойдет конкретно разговор о пищеварении в ротовой полости. (слайд с темой урока)
Давайте, вместе с вами определим цели и задачи: чем же мы будем конкретно заниматься? Что бы вы хотели узнать?
Ученики. :изучить процессы, протекающие в ротовой полости, строение и функции органов ротовой полости.
Как происходит пищеварение в ротовой полости? Обратите внимание (Механическая и химическая обработка . Кто этим занимается?) зубы, железы. А кто в организме все контролирует?
Как это регулируется нервной системой?
Итак, наши цели:
1. Знать процесс пищеварения в ротовой полости.
2. Знать строение и функции органов ротовой полости.
3. Знать механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.
Скажите, зачем нам необходимы эти знания? (МОТИВАЦИЯ)
4. Изучение нового материала:
Ещё в Древней Индии применяли "испытание рисом". На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. (Слайд 5)
Что необходимо знать для решения поставленной проблемы?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы знания о том, как протекает пищеварение в ротовой полости
Изучение материала мы начнем с просмотра видеоматериала.
1. Ваша задача заключается в отборе информации об органе, который первым встречается с пищей.
Первым с пищей встречается кто? Что мы запишем в ваши инструктивные карты об этом органе?
2. Загадка про зубы с кем мы сейчас познакомимся?
1. Строение и функции зубов. Стр. 162-163 учебника и заполнение инструктивной карты
Итог по этому вопросу
Зубы - это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб - живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество - дентин, Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью - пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями.
Объясните крылатую фразу: "Кто долго жует - тот долго живет".
Для того чтобы зубы дольше выполняли свои функции в процессе пищеварения необходимо знать, как за ними правильно ухаживать.
Какие правила ухода за зубами вы знаете?
В дополнение к вашим знаниям предлагаю памятку ухода за зубами
Физкультурная минутка.
1. На расслабление глаз. Движение по восьмерке.
2. На раскрепощение мышц тела.
Зарядка у нас будет проходить следующим образом: я вам называю утверждение, вы если согласны со мной, то на счет 1, 2, 3, 4 опускаете поочередно голову то вперед, то назад, а если не согласны, то на такой же счет наклоняете голову вправо, влево:
*Пищевые продукты состоят из питательных веществ.
*Белки - основной источник энергии для организма.
Теперь тоже самое, но наклоняем туловище:
*Жиры могут быть только животного происхождения.
*Углеводов содержится больше в пище растительного происхождения.
Молодцы! Садитесь, продолжайте работать.
Учитель.
Реализовывать след. этапы урока мы будем через отчеты исследований в группах. Для этого мы с Вами предварительно разделились на три группы: "Анатомы", "Практики" и "Теоретики". Каждая группа получила свое задание. Итак, внимание: отчет о проделанной работе.
Но прежде, чем мы приступим, осмыслите следующий факт. В Древней Индии применяли "испытание рисом". На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Хотите узнать, почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы знания о том, как протекает пищеварение в ротовой
Кому первому предоставить слово.
Анатомы (слюнные железы, их местоположение и состав слюны.)
После выступления - вопрос группе
Можно ли проглотить сухую пищу?
Почему ранки в полости рта быстро заживают?
Практики.
Очень ответственную и важную миссию взяла на себя контрольная группа, ведь опыты они проводили на себе.
- Итак, представляем им слово.
Выполняли лаб. работу "Действие слюны на крахмал" формулировали выводы
После выступления подводим итог по сводной таблице
Теоретики.
Регуляция пищеварения в ротовой полости и глотание (после отчета - подведение итога)
Регуляция слюноотделения:
- нервная: - безусловный слюноотделительный рефлекс (продолговатый мозг - центр слюноотделения); возникает при наличии пищи во рту);
- условный слюноотделительный рефлекс (вид и запах пищи).
- гуморальная: гормоны гипофиза, поджелудочной железы, щитовидной железы, половых желез.
Вопросы группе.
1. Почему пища подвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой?
Ответ: пищевод имеет мышечные стенки, которые сокращаются и не пропускают комок пищи назад.
Возвращаемся к вопросу в начале урока. Почему же в Древней Индии считали, что если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?
Ученик: При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить не возможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.
Если учащиеся не могут ответить, ответ сообщает учитель
5. Подведение итогов.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Давайте подведем итог. В этом вам помогут вопросы путеводителя урока. Просмотрите их. На все ли вопросы вы можете ответить?
Достигли ли мы поставленной цели?
Ученики
- Пища начинает перевариваться в ротовой полости, подвергаясь двум видам обработки: механической и химической.
- Механическая обработка осуществляется зубами, а химическая - слюной.
- Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела.
- Выделение слюны - это рефлекс.
- Пищу необходимо долго и тщательно жевать.
- Ежедневно ухаживать за ротовой полостью.
Закрепление
Выполните итоговый тест. Выполнение задания поможет вам понять, насколько хорошо вы усвоили тему. Проверьте и поставьте себе отметку сами.
Выставление оценок. Отметок у нас сегодня много: за исследовательские работы отметки выставляют консультанты в группах + отметки за ваши тесты.
Домашнее задание
"5" - приготовить презентацию (5-6 слайдов на выбор)
"Жизнь и творчество И. П. Павлова",
"Уход за полостью рта",
"Заболевания зубов".
"4" - Рабочая тетрадь № 127, 130
"3" - Учебник стр. 161-165 пересказ, ответы на вопросы путеводителя урока.
Рефлексия
Учитель: У вас на парте лежит лесенка с кружочками разного цвета. Каждая ступенька лестницы указывает на вашу активность на уроке. Нижняя ступенька означает, что вы на уроке были не активны, урок вам не понравился. Последняя ступенька - что вы активно работали, урок был для вас интересен. А кружки означают ваше настроение. Приклейте кружок соответствующий вашему настроению на ту ступеньку, которая соответствует вашей активности на уроке. Я тоже оценю наш урок. Покажите ваши результаты. Я вижу, что у всех хорошее настроение, все работали на уроке замечательно. Молодцы! Учитель оценивает после оценки учащихся. Заберите с собой хорошее настроение и памятки с правилами ухода за ротовой полостью для сохранения здоровья всего организма. Урок окончен. До свидания!