Урок математики "Вместе с Машей и медведем". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Основная цель:

  • сформировать представление о числе 10, его составе, умение его записывать и графически изображать, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10;
  • закрепить изученные приёмы решения текстовых задач, зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания;
  • закрепить знание двух шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя, формировать опыт выполнения пробного действия, выявления и устранения причин затруднения на основе метода рефлексии;
  • тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
  • развивать внимание, память, речь, логическое мышление, мелкую моторику рук; воспитывать
  • коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Планируемый результат:

  • Знать название и последовательность чисел при счете.
  • Называть и обозначать действия сложения и вычитания.
  • Понимать отношения между числами (больше, меньше, равно).
  • Правильно употреблять в речи математические понятия.
  • Научиться правильно писать цифру 10.
  • Запоминать состав числа 10.

Основные понятия:

  • Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.
  • Сравнение чисел. Понятия “сумма”, “разность”.

Межпредметные связи:

  • Окружающий мир, литературное чтение, русский язык..

Ресурсы:

основные: компьютер, мультимедиапроектор.

дополнительные:

  • конверт, в котором 10 кружков диаметром 2 см и соответствующий по размеру равносторонний треугольник;
  • карточки для пробного действия (см. в разработке урока)
  • карточки с примерами “По лесной дорожке”
  • лист “Эталон состава числа 10 для работы в паре
  • лист для работы в группе с шаблонами схем для решения задач.

 

Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Начнём урок математики. Какую тему мы изучаем?

Слайд – два шага учебной деятельности

Единицы счёта.
- Ребята, как вы думаете, какая работа предстоит на этом уроке?

- Что для этого вы должны будете сделать?

- Готовы?

- Я хочу вам пожелать удачи. Давайте хором прочитаем девиз нашего урока.

На этом же слайде – анимация.

Все получится

- Изучать что-то новое.

- Сначала сами понять, что мы не знаем, а затем самим открыть новое.

- Да!

- С чего мы начнём урок?

- Что мы будем повторять?

- А помогать открывать новое нам сегодня будут герои мультсериала “Маша и медведь”!

(Слайд)

- Вы помните, что в этом году Маша тоже пошла в школу. Вот в её школу мы и отправимся. А попасть туда нам поможет заклинание. Повторяйте за мной: (слайд)

- Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Вели, чтобы мы оказались в лесу у медведя! (музыка)

 

- С повторения.

- То, что нам понадобиться для изучения нового.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Слайд

Итак, каждое утро Маша бежала в гости к Медведю. И мы вместе с ней отправляемся по этой дорожке. Выполните указанные действия. (Время работы 2 минуты)

- Проверим результаты по действиям.

Учащиеся выполняют вычисления по очереди вслух, проверяют промежуточные действия и при необходимости исправляют свои ошибки. Если на слайде и у детей ответ совпадает, они ставят себе “+”, а если нет – исправляют и ставят “?”
Кто сразу сделал все вычисления правильно? Молодцы!

- Кто нашёл свои ошибки? Состав каких чисел вам надо запомнить?

- Все ошибки исправлены? Молодцы! Продолжаем работу.

- Что мы с вами сейчас повторили?

- Почему я выбрала именно это задание?

- Какой наш следующий шаг?

- Мы повторили состав чисел 1-9, правила нахождения “части и целого”

- Это задание поможет нам сегодня учиться узнать новое.

- Пробное действие.

Пробное действие.

Слайд – отрывок мультфильма.

- Маша собралась сама варить кашу. Но в кастрюлю для варки ей надо высыпать только те коробки, значение выражений на которых равно 10.

- Итак, возьмите пробную карточку. Мы решали такие выражения?

- А зачем же пробовать их решить?

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Докажите, что ваше решение верно.

- Значит, что показало пробное действие?

- Что мы теперь должны сделать?

 

 

 

Нет.

- Чтобы понять. Что мы не знаем.

Выполнение пробного действия учащимися.

 

 

 

- Мы не смогли решить эти выражения.

- Разобраться, в чём наше затруднение.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Посмотрите внимательно. Что нам неизвестно в этих выражениях?

- Значит, что нам неизвестно?

 

- Непонятно, причём здесь значение выражений с числом 10 и треугольник с квадратом.

- Нам неизвестен состав числа 10.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Чему мы будем учиться?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Давайте составим план наших действий. С чего мы начинаем знакомство с новым числом?

- Какой будет следующий шаг?

- Это всё или что-то ещё надо сделать в конце?

 

- Нам надо узнать состав числа 10. способы его обозначения и научиться писать число 10.

- Цифра 10. число 10.

- С работы по числовому отрезку.

- Определим, из каких частей состоит число 10

- Надо оформить эталон числа 10.

5. Реализация построенного проекта.

- Итак, начнём с работы по числовому отрезку.

- В гости к медведю приехал его дальний родственник. Кто это?

- Кто знает, где живут панды? (На западе Китая и в Гималаях)

-За время в пути некоторые номера вагонов стёрлись. Восстановите порядок.

- Панда ехал в вагоне, следующим за вагоном 9. Назовите номер этого вагона.

- Составьте выражение к этому рисунку и решите его.

- Сосчитайте от 1 до 10, от 10 до 1.

- На сколько 9 меньше 10? На сколько 10 больше 9?

- Какое число левее 10 на 2 единицы?

- На сколько 8 меньше 10?

- Какое число надо увеличить на 3, чтобы получить 10?

- Сколько единиц дополняет число 6 до 10?

- Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 10?

- Итак, что мы сейчас определили?

- Для того, чтобы разбить число 10 на части, я предлагаю вам поработать в паре. Вспомните правила работы в паре. (Слайд)

- Найдите на своем столе карточку “Эталон”. Вспомните, как мы составляли эталоны предыдущих чисел. Один работает синим карандашом, другой красным. Не забудьте заполнить окошки домика. Время работы – 3 минуты.

- Давайте проверим ваше открытие. Посмотрите на доску и встаньте те, у кого получилось так, как у меня.

Проверка по слайду.

- Давайте вместе назовём части числа 10.

- Молодцы! Состав числа мы выяснили. Кто обратил внимание, чем число 10 отличается от остальных чисел?

- Верно. А как бы вы назвали числа, в значении которых имеются 2 цифры? (двузначные) – Слайд

- Мы определили состав числа 10. Давайте вернёмся к пробному заданию и проверим, справились ли мы с затруднением?

- Что выяснили?

 

- Это медведь – панда.

 

 

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

- вагон № 10.

- 9 + 1 = 10

На 1.

Число 8.

На 2.

Число 7.

4

5

- мы определили место числа на числовом отрезке.

 

 

 

Работа в парах по составлению эталона состава числа 10.

 

 

 

 

10 – это 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.

- В нём 2 цифры, а в остальных – одна.

 

 

- Не совсем.

- Сумма двух квадратов – это, наверное, 5 и 5, так как числа зашифрованы одинаковые А что значит треугольник?

Практическая работа.

- Что значит треугольник, мы выясним в ходе практической работы. Найдите на ваших столах конверты. В них один треугольник и 10 кружочков-точек. Разложите кружочки так, чтобы они все вместились в треугольник.

- Получилось? Так вот, 10 называют ещё треугольным числом, вы поняли почему? С этого урока при работе с десятками мы будем пользоваться треугольной моделью числа 10.

- А что в нашей жизни и окружающем мире мы считаем десятками?

- Итак, мы справились с затруднением?

- Так крупу из каких коробок Маша высыплет в кастрюлю для каши?

- После завтрака, Миша стал учить Машу записывать число 10 в тетради. И мы присоединяемся к ним. Откройте учебник-тетрадь на с. 39, нашли внизу клетки. Кто объяснит, как пишется число 10? Какое правило нужно помнить?

- Посмотрите на экран и проследите за электронным пером. Мы правильно объяснили? Слайд

- Потренируйтесь в записи числа.

 

 

 

 

- 10 пальцев у человека, десяток яиц.

- Да.

- Из всех!

 

 

- Каждой цифре своя клетка.

 

Письмо числа 10.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Давайте ещё раз проговорим состав числа 10 и потренируемся находить взаимосвязь части и целого. Найдите задание 3 на с. 38.

Проговаривание по цепочке.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Запомнили вы состав числа 10 и его расположение на числовом отрезке?

- Чтобы это проверить, предлагаю самостоятельно выполнить задание 5 на странице 39. Сравните числа и выражения и поставьте знаки >, <, =.

- Проверим. Сравните свою работу с эталоном для самопроверки.

(Проверяем по шагам).

- Кто не смог сам верно выполнить задание – поднимите руку. Сделайте вывод.

- У кого нет ошибок? Молодцы! Поставьте себе “+”.

 

 

 

 

Надо ещё потренироваться.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Если вы помните, Маша с мишкой-пандой всё никак не могли поделить. И тогда Миша придумал, как направить их соперничество в полезное русло.

- Итак, сейчас вы будете работать в группе. Каждый ряд – это группа. Вспомните правила работы в группе. (Слайд)

- Каждой группе я выдаю лист с шаблоном схемы.

Группа 1- Маша - решает задачу 7(а).

Группа 2 – Панда - решает задачу 7 (б).

Группа 3 – Миша - решает задачу 7 (в).

- Побеждает группа. которая быстро и верно решит задачу.

- Проверка по слайду.

 

 

 

 

Если задача решена верно – “+”, если нет – “?”

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Какие же трудности у вас ещё встречаются?

- Где можно над ними поработать?

- Нарисуйте в своей тетради лестницу успеха и оцените свою деятельность на уроке.

- Если у вас 3 “+”, поставьте себя на верхнюю ступеньку.

- Если у вас “+” больше, чем “?” - на среднюю ступеньку..

- А если у вас только “?” - на первую ступеньку.

- Кто поставил себя на среднюю ступеньку? О чём это говорит?

- Кто поставил себя на верхнюю ступеньку? Значит, вы уже сейчас чувствуете себя уверенно и можете браться за более трудные задания.

- Спасибо за хорошую работу на уроке. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

- на надо ещё потренироваться.

Приложение 1

Приложение 2

Литература.

  1. Петерсон Л.Г. Математика “Учусь учиться”, 1 класс. Издательство “Ювента”, 2011.
  2. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 1 класс. – М.: “Школа 2000+…”, 2003.
  3. Васильева О.Е. Решаем примеры. 1 класс – М.: Эксмо, 2012.