Цель урока: Изучение особенностей природы Индийского океана.
Задачи урока:
- Познакомить с особенностями природы Индийского океана и причинами их обуславливающие.
- Развивать умения выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний, умение выделять главное, анализировать.
- Воспитание положительной мотивации учебной деятельности, формирование коммуникативных навыков при работе в парах; научного мировоззрения.
Формы организации деятельности учащихся:
- Фронтальная.
- Индивидуальная
- Работа в парах.
Оборудование: физическая карта мира, карта океанов атласы, контурные карты.
Тип урока: комбинированный урок.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учащихся. |
2. Работа с картой. Повторение | Называет географические объекты по Тихому океану. | Работа с картой атласа |
3. Сообщение темы урока и целей, актуализация знаний | Сегодня все чаще отправляются туристы
на отдых на острова Индийского океана. Всех манит
природа, климат. И мы попытаемся узнать все об
Индийском океане. И волнует еще один вопрос
“Безопасно ли отдыхать на островах Индийского
океана?” Задачи нашего урока, как мы достигнем цель урока? - Мы будем исследователями, аналитиками в достижении нашей цели. - Сегодня мы с вами должны еще провести совместное исследование по проблеме "Индийский океан: современные проблемы " - Что вы знаете про Индийский океан? |
Учащиеся отвечают на вопрос,
формулирует собственные цели на занятие.
- Изучить особенности природы Индийского океана. Запись темы урока в тетрадь. - Я знаю.... |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | Изучение Индийского океана будет
проводиться по плану:
Работа с классом. 1. Особенности географического положения и история исследования Индийского океана. Каждый ряд получает задание. Работает над заданием 10 минут. Сообщают результаты.
1 ряд 2. Климатические условия Индийского океана. Свойства вод океана.
2 ряд 3. Рельеф дна. Происхождение островов Индийского океана.
3 ряд Природные богатства. Основные виды хозяйственной деятельности. Основные грузоперевозки по Индийскому океану;районы (страны) дефицита пресной воды: Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Катар, Израиль; промысловые ресурсы - рыболовство в Аравийском море, Аденском заливе, прибрежные воды Индостана, Шри-Ланки;
Полезные ископаемые:
Рекреационные ресурсы - пляжи и курорты на Сейшельских островах, на о. Маврикий, Красное море. |
Географические задачи: 1. Пользуясь картами географического атласа, определите главные особенности ГП океана. 2. На побережье океана находятся районы древних цивилизаций – назовите их. 3. Воды океана омывают крупные страны азиатские, африканские и др. Назовите. 4. Береговая линия океана слабо изрезана, но на севере больше всего изрезана. Докажите. Географические задачи: 1. Индийский океан называют океаном нагретых вод. Докажите. Является ли это следствием его ГП. 2.Особенность климата - сезонные ветры в северной части океана. Какие ветры и как оказывает влияние. 3. Этот океан самый соленый, средняя соленость океана выше уровня Мирового океана. Докажите и почему? Географические задачи: 1.Почти 1/4 ложа океана - СОХ. Каковы особенности расположения СОХ океана. 2. В Индийском океане мало глубоководных желобов - наиболее крупный – Зондский. Определите его глубину и место нахождение. Объясните почему мало глубоководных желобов. 3. В океане островов сравнительно мало, но по происхождению разные. Назовите острова:
4. В чем особенность материкового шельфа. Географическая задача: 1.Органический мир сходен с видовым составом западной части Тихого океана Чем представлен органический мир. 2. Океан богат природными ресурсами, объясните какими и почему. 3. основные грузоперевозки по Индийскому океану в северной части, почему. Укажите наиболее крупные порты. 4. Морская вода служит для получения пресной воды и химических веществ. В каких районах Индийского океана, и в каких странах в основном ведется опреснение воды. 5. Назовите виды хозяйственной деятельности человека. Природные ресурсы: Минеральные: циркон - вдоль побережья Австралии, Индии, олово- Тайланд, Индонезия, нефтегазоносные месторождения- нефти 42 месторождения Персидский залив, Саудовская Аравия Биологические ресурсы. Рекреационные ресурсы - пляжи и курорты на Сейшельских островах, на о. Маврикий, Красное море. |
5. Первичная проверка понимания. Подведение итогов работы |
Давайте подведем итог нашей работы.
Сделаем вывод о природе океана.
- Можно ли сегодня спокойно отправиться отдыхать на берега Индийского океана? Какие сегодня существуют проблемы в Индийском океане? |
Индийский океан расположен в теплых
климатических поясах. Живописная природа. Острова – курорты и пляжи. Океан богат минеральными ресурсами. Акулы — людоеды. Экологические проблемы. Угроза жизни и безопасности - пиратство. Цунами |
6. Итог урока | Достигли ли вы сегодня той цели, какую поставили в начале урока? | Проводят рефлексию. "Я - знаю, узнал, научился". |
7. Домашнее задание | Домашнее задание записано на доске:
Параграф 18. Работа с атласами и контурными картами: номенклатура по Индийскому океану (отметить моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, хозяйственное использование). Найти интересные факты о природе Индийского океана. Буклет – рекламный проспект с точки зрения туристической фирмы. Исследование океана. |
Записывают в дневники. |