Программа работы кружка "Волшебные ручки"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит,
что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению”.
Л.С. Выготский

Пояснительная записка

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок развивается всесторонне, активная творческая деятельность дошкольника воздействует на ум, душу обогащает его духовный мир. Чем раньше мы будем развивать его эмоциональный и духовный мир, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Без освоения ребенком изобразительной деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности.

Для развития творческой личности ребенка я использую различные нетрадиционные техники в рисовании, (гратаж, рисование солью, кляксография, рисование мелками и акварелью.) работу с бросовым материалом, пластилинографию и тестопластику.

Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, при условии системного и планомерного обучения. При подборе я руководствовалась следующими принципами: учет эмоционально- интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизнедеятельности в детском саду и семье и принцип помощи, а именно овладение способами, средствами достижения цели (надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог свободно изобразить любой предмет, явление, воплотить любой свой замысел). Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня по подгруппам. На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков детей, эмонациональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.

Целью своей программы я считаю формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления.

Руководствуясь личностно ориентированным подходом в воспитании творческой личности, на занятиях я ставлю перед собой следующие задачи:

- побуждать детей к художественному творчеству, путем постановки разнообразных творческих заданий;

- развивать навыки и умения работы с различными материалами;

- развивать умение замысливать образ;

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- формирование творческого склада ума, развитие воображения, эмоциональной впечатлительности;

- научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели.

Программа составлена с учетом межпредметных связей:

- развитие речи: использование художественного слова, описание картин художников, описание своих работ;

- ознакомление с окружающим миром: наблюдение, посещение выставок.

Программа охватывает средний и старший дошкольный возраст:

- две средних группы от четырех до пяти лет;

- старшая группа от пяти до шести лет;

- подготовительная группа от шести до семи лет.

В программе “Волшебные ручки” я использую следующие методические приемы:

- познавательные беседы: знакомство детей со свойствами нового материала либо новой техникой рисования;

- целевые прогулки, экскурсии с целью получения новых знаний и наблюдений;

- непосредственно само рисование: иллюстрации к сказкам, орнаментов;

- работа с родителями: выставки, проведение ярмарок.

Средства обучения:

- музыкальный центр;

- ноутбук;

- телевизор;

- художественные принадлежности.

Наглядный материал, используемый при работе с программой:

- иллюстрации художников;

- детские работы;

- бумага различной плотности и текстуры;

- мелки разных видов;

- цветные карандаши разной твердости;

- различные краски;

- кисти разных размеров и структуры;

- бросовый материал.

Программа кружка “Волшебные ручки” разделена на четыре блока:

Блок 1 - нетрадиционные художественные техники

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Для детей среднего дошкольного возраста я использую более простые техники, такие как кляксография, обрывание бумаги, жесткую кисть. Для детей старшего дошкольного возраста техники усложняются, так как рисунки дополняются более сложным художественным образом. Такие техники как гратаж, монотипия, рисование по мокрой бумаге.

Блок 2 - бросовый материал

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы с различными инструментами, развивает мелкую моторику рук. Работая с различными материалами, дети знакомятся с их свойствами, структурой.

Так как бросовый материал относится к отработанным материалом, при его подборе предъявляются определенные требования:

- материал должен быть не токсичен;

- безопасен;

- промытым;

- для работы с инструментами должен быть проведен инструктаж, разработаны инструкции.

Блок 3 - пластилинография.

Понятие пластилинография имеет два смысловых корня “графия” создать, изобразить. Пластилин - материал, при помощи которого осуществляется замысел. Принцип данной техники в том, что изображение получается полуобъемным с рельефным изображением. Работа с пластилином доступна в любом дошкольном возрасте. Работа по программе кружка ведется от простого к сложному. В среднем дошкольном возрасте дети осваивают простые способы лепки, различные приемы которые в дальнейшем помогут выполнять картины из пластилина. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими как настоящий, если он вылеплен, а не нарисован.

Блок 4 - тестопластика.

Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Детей привлекает возможность слепить “настоящие” орешки и кормить ими белку.

Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащает жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Игровой мотив в лепки - один из ведущих в деятельности дошкольника, и нужно поддерживать его, чтобы не прекратился процесс творчества. Тесто - единственный живой материал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка “подходит” и выравнивает форму вылепленной вещи.

Работая по программе, мной систематизирована работа по блокам для старшего дошкольного возраста:

Месяц Блок 1
Рисование
Блок 2
Брос. материал
Блок 3
Пластилиногр.
Блок 4
Тестопластика
сентябрь 1 занятия 1 занятие   2 занятия
октябрь 2 занятия   2 занятия  
ноябрь 1 занятия 1 занятие   2 занятия
декабрь 1 занятие 2 занятия   1 занятие
январь 1 занятие 1 занятие 2 занятия  
февраль 1 занятие 2 занятия   1 занятие
март     2 занятия 2 занятия
апрель 2 занятия 2 занятия    
май     3 занятия 1 занятия

Девять занятий по каждому блоку. Тематический план по месяцам (приложение 1).

Работа по блокам для старшего дошкольного возраста.

Месяц Блок 1
Рисование
Блок 2
Брос. материал
Блок 3
Пластилинограф.
Блок 4
Тестопластика
сентябрь 2 занятия     2 занятия
октябрь   2 занятия 2 занятия  
ноябрь 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие
декабрь 2 занятия 1 занятие   1 занятие
январь   1 занятие 2 занятия 1 занятие
февраль 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие
март 2 занятия     2 занятия
апрель 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие
май   2 занятия 2 занятие  
Итог: 9 занятий 9 занятий 9 занятий 9 занятий

Ожидаемый результат по программе кружка для старшего дошкольного возраста:

- свободный выбор детьми техники рисования;

- самостоятельно выбирать художественный материал для создания выразительного образа;

- лепить динамичные выразительные образы;

- самостоятельно выбирать способы лепки;

- повышения уровня творческих способностей;

- расширение и обогащение художественного опыта;

- развитие самоконтроля.

В своей работе я уделяю особое место, прежде всего эмоциональному настрою детей, поэтапным открытиям, широким ассоциациям, воображаемым экскурсиям и путешествиям, поиску собственных решений.

Важным моментом в моей работе является взаимосвязь работы кружка с организацией и содержанием других видов деятельности- как в группе , так и в семье .В детском саду удобно объединить несколько видов деятельности, одной общей темой, из которой можно черпать разнообразное содержание для детской деятельности как вовремя совместной деятельности воспитателя с детьми, так и в не ее. Одним из важнейших аспектов работы я считаю, что при анализе детских работ должна быть только положительная оценка их творчества.

Приложение 1
Тематический план работы кружка “Волшебные ручки” на год для старшего дошкольного возраста

№ занятия
блок
Техника Тема занятия Задачи занятия
1
Рисование
Мелки + Акварель Летняя полянка Выявить знания детей в этих техниках.
2
Рисование
Кляксо графия Бабочки Познакомить детей с новой техникой, с понятием симметрия. Умение видеть образ в кляксе, дорисовывать ее. Развивать воображение.
3
Лепка
Тестопластика Патиссоны Познакомить детей с новым материалом т новыми способами лепки листьев по шаблону
4
Лепка
Тестопластика Клубника Продолжать знакомить детей с различными способами лепки листьев. Передавать характерные особенности ягоды
1
Бросовый материал
Коллаж Осеннее дерево Познакомить детей с новой техникой. Показать способы лепки ствола. Учить делать полуобъемные изображения из пластилина, работать с гафрированной бумагой
2
Бросовый материал
Коллаж “У Лукоморья дуб зеленый” Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов и способами работы с ними. Уметь выделять главные характеристики в произведении
3
Лепка
Пластилинография Сова Познакомить детей с новой техникой. Учить делать полуобъемные изображения, передавать характерные особенности
4
Лепка
Пластилинография Жар-птица Продолжать знакомить детей со способами полуобъемной лепки
1
Рисование
Пастель Осенний день Продолжать развивать умение рисовать постелью, передавать характерные особенности пасмурной погоды. Развивать фантазию
2
Бросовый материал
Рисование. Бросовый материал Первый снег Познакомить детей с работой с пенопластом. Учить клеить его и делить на шарики. Развивать фантазию
3
Лепка
Пластилинография Теремок Учить совмещать две техники, работать с инструментами. Развивать воображение
4
Лепка
Тестопластика Снеговик. Подсвечник Учить детей делать объемные игрушки на каркасе, закреплять способы лепки
1
Рисование
Гратаж Космический пейзаж Показать новый способ заготовки для этой

Техники. Развивать умение получать четкий контур от нажима

2
Аппликация
Бросовый материал Открытка к 23 февраля Учить делать полуобъемную аппликацию.

Сгибать картон в ролл. Развивать эстетический вкус

3
Лепка
Пластилинография Карета для Золушки Продолжать учить выделять из текста характерные особенности образа, знакомить со способами работы с пластилином
4
Лепка
Тестопластика Букет для мамы Познакомить с новым способом лепки цветов. Развивать эстетический вкус, воображение
1

Рисование

Пастель + восковой мелок Подснежники для мамы Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на опущенную головку цветка. Учить с помощью постели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие
2
Рисование
Тесто Матрешки Продолжать знакомить с народными промыслами, с различными способами лепки из теста
3
Лепка
Тесто Маски Развивать умение передавать эмоции человека в объемной лепке, развивать фантазию
4
Рисование
Гратаж Космос Развивать умение работать в этой технике.

Развивать воображение, цветовосприятие

1
Лепка
Тесто Скоро Пасха. Сладости Познакомить с традициями праздника,

развивать гостеприимство, продолжать учить лепить из теста

2
Бросовый материал
Пластиковая бутылка, бумага Подставка под яйцо Продолжать развивать умение крутить роллы, приклеивать их к пластику. Развивать чувство композиции
3
Лепка
Пластилинография Черемуха Продолжать развивать умение делать полуобъемные композиции, передовая характерные особенности растений
4
Рисование
Батик Березка Познакомить с новой техникой, с разными способами рисунка на ткани, научить изображать конкретное дерево с характерными признаками
1-2
Бросовый материал
Пластик, бумага Оформление баночек для рассады Учить видеть в обычных вещах образы, работать с бумагой, пластиком. Развивать эстетический вкус
3-4
Лепка
Пластилинография “Мой детский сад” Учить изображать здания, их характерные особенности. Развивать эстетический вкус