Цель: развивать речевые способности и интеллект детей.
Задачи:
- развивать образное мышление;
- обобщить знания по лексическим темам: речные рыбы, дикие животные средней полосы, деревья;
- стимулировать познавательную активность детей;
- познакомить детей с глобусом – моделью Земли;
- познакомить детей с названиями планет Солнечной системы;
- закрепить знания детей о флоре и фауне планеты Земля;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: глобус; костюм инопланетянина, мольберт, картинки с изображением животных средней полосы, шапочка(костюм) щуки, корзина, 2 обруча, грибы, ягоды, мусор (бумага, фантики, пустые бутылки и т. д.), мультимедийное оборудование; презентация: слайд№1 – планета Земля, Слайд №2 - Солнечная система, слайд №3 – река, слайд №4 – рыбы, слайд №5 – лес, слайд №6 – береза, слайд №7 – дуб, слайд №8 – елка, слайд №9 – клен, слайд №10 – физкультминутка “ Выросли деревья в поле”, слайд №11 – “ Что нельзя делать в лесу”, музыкальное сопровождение “ Космическая музыка”, “Журчание реки”, “Шум леса”.
Подготовительная работа: разучиваются роли и стихи с детьми.
Ход досуга
Логопед входит в зал с глобусом.
Логопед: - Здравствуйте ребята, а вы знаете, что у меня в руках?
Ответы детей.
Логопед: - Это макет нашей планеты. Такой видят нашу планету космонавты. Нашу планету называют “голубой”, почему?
Ответы детей.
слайд№1 – планета Земля
слайд №2 - Солнечная система
Логопед: - Посмотрите на экран, наша планета в космосе не одна. В нашей Солнечной системе много планет. Может быть, вы знаете названия других планет.
Ответы детей.
Логопед показывает названные планеты на экране.
Логопед: - Наша система называется Солнечной, почему?
Ответы детей.
Логопед:
Ответы детей.
Под космическую музыку в зал входит инопланетянин.
Логопед: - Ребята, кто это?
Ответы детей.
Инопланетянин: - Я космический путешественник, прилетел посмотреть на вашу планету.
Логопед: - Расскажем гостю про нашу планету.
Ребенок 1:
Наш дом родной, наш общий дом, -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут – речка, там – зеленый луг.
Ребенок 2:
Чудес нам всех не перечесть
Одно у них название есть –
Леса, и горы, и моря,
Все называется Земля!
Логопед: - Отправляемся в прогулку по нашей планете. Закрывайте глаза. Где мы оказались?
слайд №3 – река, музыкальное сопровождение “Журчание реки”
Логопед: - В реке живут рыбы, все рыбы дружат друг с другом. Но одна раба не дружит ни с кем, это хищная рыба. Как она называется?
слайд №4 – рыбы
Ответы детей.
Подвижная игра “Караси и Щука”
Логопед: - Какие еще рыбы живут в реке?
Дети называют рыб и находят картинку с изображением на слайде.
Логопед: - Теплое солнышко играет своими лучиками на водной глади реки и в реке как в зеркале отражаются деревья. Ребята, а как называется место, где много деревьев?
Ответы детей.
слайд №5 – лес, музыкальное сопровождение “Шум леса”
Логопед: - Сейчас мы посмотрим названия, каких деревьев вы знаете.
слайд №6 – береза, слайд №7 – дуб, слайд №8 – елка, слайд №9 – клен
Физкультминутка:
слайд №10 – физкультминутка “ Выросли деревья в поле”
Логопед: - Кого мы можем встретить в лесу?
Ответы детей.
Дидактическая игра “Назови семью”.
На мольберте картинки с изображением животных. Ребенок подходит к мольберту, берет картинку и называет маму, папу и детеныша.
Логопед: - Почему про лес говорят: “Возле леса жить – голодному не быть”, “Что в лесу родится – дома пригодится”.
Ответы детей.
Логопед: - Мы были в лесу, и набрали целую корзину предметов. Помогите нам разобраться, что растет в лесу?
Все предметы из корзинки высыпаются в обруч.
Эстафета: Дети делятся на две команды. 1ая команда выбирает то, что растет в лесу, 2ая команда выбирает то, что не растет. Раскладывают по разным обручам.
Логопед: - Давайте проверим, как ребята справились с заданием? В этом обруче все, что растет в лесу. А что же в этом обруче? Как это все могло оказаться в лесу?
Ответы детей.
Логопед: - Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу, чтобы не навредить природе?
слайд №11 – “Что нельзя делать в лесу”
Ответы детей.
Логопед: - Мы еще не сказали нашему гостю о том, что на нашей планете живут люди. От человека зависит многое. Каким должен быть человек, чтобы наша Земля оставалась чистой, красивой и зеленой?
Ответы детей.
Логопед: - Дорогой гость, скажи, пожалуйста, тебе понравилось на нашей планете? Мы сейчас проверим, узнал ли ты что-нибудь новое? А ребята тебе помогут.
Загадки:
Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой?
(Дождь)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам.
(Град)
Белая вата
Плывет куда-то.
(Облако)
Это кружевце летало,
Село на нос и пропало.
(Снежинка)
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил.
(Радуга)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
А стоять не велит.
(Мороз)
Логопед: Молодцы, все загадки отгадали. Мы сегодня с вами путешествовали по нашей планете. Побывали в лесу и у реки. Настала пора прощаться с нашим гостем. На прощание дети хотят прочесть стихотворение.
Ребенок 3:
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте,
Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ребенок 4:
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят...
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!
Логопед: - Мы тебе на прощание решили подарить глобус, чтобы ты не забывал про Землю.
Инопланетянину вручается глобус.
Дети прощаются с гостем. Под музыку гость улетает.
Логопед: - Наше путешествие подошло к концу. Надеемся вам всем оно понравилось.