Цель: Развитие экологической культуры личности ребёнка. Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия.
Задачи:
- Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга.
- Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
- Развивать экологическое мышление.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
Материал: разрезные картинки с изображением птиц
Ход занятия
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие, куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы,
Много жителей в нём,
Назовите этот дом (лес)
Правильно мы с вами отправимся в сказочный лес. Закрывайте глазки, а я произнесу волшебные слова:
По волшебному пути
В сказку можем мы войти
Музыка сейчас раздастся
В сказку нам попасть удастся.
Слайд №1
(На экране появляется картинка с высохшим лесом). Где же наш волшебный лес, что случилось?
Слайд №2
(Появляется конверт).
Слайд №3
Какое-то письмо, давайте его прочитаем: Здравствуйте, ребята! Посылаю вам письмо. Помогите мне, пожалуйста. Я не знаю, что мне делать. В моём лесу росли высокие деревья, сочная трава, цвели красивые цветы. Жили там яркие насекомые, пели птицы, резвились звери. Но вот однажды из леса исчезли птицы. То ли кто их напугал, то ли ещё что случилось, но птиц в лесу не стало. Посмотрите, во что превратился лес, помогите вернуть мне моих подруг. Сова. Слайд №4
Слайд №5
Ребята, давайте подумаем, что же могло произойти в лесу после того, как исчезли птицы.
Птиц не стало, кому от этого стало хорошо? Чем питались птицы в лесу? (Стало хорошо насекомым. Птицы их раньше ели.) Больше стало насекомых или меньше? (Насекомых стало больше).
А кому же стало плохо от того, что развелось много насекомых? Чем питаются насекомые? (Стало плохо растениям. Насекомые съели всю траву, листья, ягоды, грибы.)
Насекомые съели всю растительность, кто ещё остался без пищи? (Без пищи остались белки, зайцы, ежи.) Почему они остались без пищи? Чем питаются эти животные? Как их можно назвать, одним словом? (Они питаются травой, травоядные). Что может случиться с ними? (Они уйдут из этого леса или погибнут).
- Как же будут чувствовать себя хищники? (Им будет плохо, они тоже уйдут или погибнут от голода). Давайте уберём хищников с экрана.
- Что осталось от пышного красивого леса? (Голые деревья).
- По какой причине это произошло? (Насекомые съели все растения).
- С чего всё началось? (Птицы улетели). Слайд №6
Оказывается не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения, животные, птицы связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Давайте спасём лес, поможем вернуть в него птиц. Для этого мы с вами отправимся на волшебную лужайку.
Физк. минутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
Присаживайтесь, перед вами лежат разрезные картинки. Если вы их правильно соберёте, узнаете, что за птица изображена на картинке (дятел, синичка, клёст, соловей, кукушка,
Какая птица изображена на твоей картинке? (На моей картинке нарисован дятел. В лесу много дятлов. Игра “Один-много”). Молодцы, вы справились с заданием и помогли птицам вернуться в лес.
Слайд №7
Посмотрите, вот чудеса, наш волшебный лес снова ожил. Вернулись домой лесные жители, деревья вновь зашумели листвой.
Слайд №8
Сова вам говорит спасибо
Слайд №9
Давайте представим, что мы с вами превратились в стройные деревца. Наши руки – это ветки. Подул ветерок, и закачались деревья, зашелестели листочки-ш-ш-ш-ш.
Ребята, что нового мы узнали о лесных жителях? (мы с вами узнали, что растения, животные и птицы не могут обойтись друг без друга).
А какие правила должны мы знать, чтобы не навредить лесным жителям?
Нельзя в лесу шуметь, мусорить, разорять птичьи гнёзда, трогать птенцов, животных, ломать деревья.
Слайд №10
Молодцы. Наше путешествие подходит к концу. Присаживайтесь на стулья, закрывайте глазки. Раз, два, три – вот мы и в саду.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Всё это называется природой,
Давайте же всегда её беречь!
Литература.
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова “Сценарии занятий по экологическому воспитанию” 2008г.
- А.И.Иванова “Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду” 2007г.