Урок окружающего мира. Тема: "Наши помощники ‒ органы чувств". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Образовательная система "Школа 2100"

Учебник "Я и мир вокруг" (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан)

Оборудование: презентация, книга (стилизованная под старинную), плашки с условными знаками органов чувств, мяч, минимум 4 предмета с разной поверхностью, бутылки с тёплой и с холодной водой, апельсин, чеснок, кофе, стаканчики двух цветов для каждой пары учащихся, сахар, соль, чайные пластиковые ложки для каждого ученика, запись звуков: грозы, мычание коровы, шум прибоя; индивидуальные компьютеры (с программой ПервоЛого).

Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

  • формировать интерес к новому учебному материалу;
  • самоопределение.

Регулятивные:

  • постановка цели;
  • формирование умения оценивать учебные действия;

Коммуникативные:

  • диалоговая форма обучения, основанная на взаимодействии учителя с учениками;
  • сотрудничество ученика с учеником;
  • построение монологического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета;

Планируемые результаты

  • работа в парах;
  • бережное отношение к своему организму;
  • использование знаково-символические средства;
  • наблюдать;
  • понимать заданный вопрос, строить ответ, делать умозаключение;
  • выбор частичной информации;

Ход урока

l. Актуализация знаний и постановка проблемы.

На экране демонстрируются слайды (пейзажи, цветы, животные крупным планом, городская улица). Завершает слайд-шоу природный пейзаж "Ранняя весна".

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Как прекрасен мир вокруг нас! И не зря в школе есть такой предмет - "Окружающий мир". Зачем мы встречаемся на этом уроке?

- Посмотрите на последнюю фотографию (ранняя весна) и представьте, что мы там оказались. Что можно сказать об окружающих предметах? Что почувствовать?

- Об этом нам рассказали наши помощники - органы чувств. Попробуйте сформулировать тему урока.

- Узнавать о мире окружающем нас.

- Вокруг голые деревья, белый холодный снег, свежий воздух, шум реки.

- "Наши помощники - органы чувств"

На доске появляется плашка " Органы чувств"

II. Совместное открытие.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- С древних времён люди стремились постичь тайны природы. И особо интересовал их человек, как он устроен.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си'на. (слайд с портретом мудреца и изображением книги "Канон врачебной науки) Ибн Сино, в латинизированной форме - Avicenna (Авице'нна); Этот древний мудрец с раннего возраста постигал разные науки, в том числе, занимался врачеванием. Все свои наблюдения и знания он записывал. Авиценна написал много книг. И сегодня на уроке мы не раз обратимся к одной из них "Канон врачебной науки". Она будет помогать нам на уроке.

 

Слайд белый. Учитель " читает" книгу.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Книга гласит! Чтобы узнать первого помощника человека, который даёт информацию о мире, надобно учителю взять предмет, а ученики пусть попробуют сказать каков он, назвать его признаки. (В руках учителя жёлтый мяч)

- Что помогло нам определить эти признаки?

- Глаза - это орган зрения. "Чувствует" форму, размер, цвет, действие предмета.

- Жёлтый, шарообразный, большой, упругий, может катиться.

- Глаза.

На доске появляется плашка с изображением глаз.

Слайд с видением мира животными: собаками, мышами, лошадьми и коровами. Учитель разъясняет, что животные видят мир иначе, чем человек. У них отсутствует восприятие красного цвета.

Слайд с изображением корриды.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Как вы считаете, почему бык бросается на тореадора? - В его руках красный плащ.

Слайд, на котором девушка держит красную ленту и рядом спокойно стоит бык.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Рискует ли девушка, стоя около быка? Вспомните слайд о видении мира животными. - Нет. Не рискует. Потому что коровы не видят красного цвета.

Слайд белый. Учитель вновь обращается к книге.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
-Чтоб помощника узнать, надо храбреца позвать. И не видя чтоб предметы, он почувствовал ответы.  

Ученику завязываются глаза и предлагают определить поверхность предметов (шероховатая, гладкая, колючая, мягкая)

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Какой помощник помог определить поверхность?

- Можно я несколько предметов прислоню к твоей щеке? (Бутылки с тёплый и холодный водой)

- Что помогло определить температуру предметов?

- Что общего у рук и щеки? Чем они покрыты?

Кожа - орган осязания, помогает чувствовать поверхности предметов и температуру.

- Руки.

 

- Щека.

- Кожей.

На доске появляется плашка с изображением руки.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Дабы узнать, как работает следующий помощник, необходимо завязать наихрабрейшему отроку глаза.  

Учитель приглашает ученика, завязывает ему глаза и поочерёдно подносит к нему чеснок, апельсин, кофе.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- О чудо! Не видя предмета и не трогая его руками, были разгаданы все предметы. В чём секрет? Кто ему помогал?

- Нос. Ученик чувствовал запахи органом обоняния. А какой запах понравился больше всего?

- Приятные запахи называются ароматами. А вот неприятные запахи предупреждают об опасности. О каких опасностях может предупредить орган обоняния?

- А ещё наш нос может воспринять около 1000 запахов. (Появляется слайд)

- Нос.

 

- Запах апельсина.

- О пожаре, о испорченной пище.

На доске появляется плашка с изображением носа.

Физминутка:

Мы делили апельсин.
Много нас, а он - один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайся кто куда!

Слайд белый. Обращение к книге.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Возьмите два сосуда с белым веществом и попробуйте определить, что в каждом из них (ребята работают в парах). - Соль и сахар.

На экране фиксируются результаты. (Слайд с изображением стаканчиков с солью и сахаром)

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Какой орган помог вам узнать продукт?

На экране появляется изображение незнакомого гриба.

- Представьте - мы в лесу нашли незнакомый гриб. Говорят, что ядовитые грибы горчат. Попробуем на язык?

-Правильно. Незнакомые продукты пробовать опасно.

- Язык.

 

- Нет. Это опасно.

На доске появляется плашка с изображением языка.

Слайд белый. Учитель листает книгу.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Послушайте звуки и вспомните, где мы их можем услышать.

Шум прибоя. Крик чаек.

Мычание коровы.

Гроза.

- Какой орган вам помог услышать эти звуки?

Уши - орган слуха. Уши тоже могут информировать нас об опасности.

 

На берегу моря.

В деревне.

В городе.

- Уши.

- Сигналит машина, приближается поезд и т.д.

На доске появляется плашка с изображением ушей.

Физминутка. Под песню " Утро начинается:"

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Какие органы помогают нам почувствовать, познать окружающий мир?

- А, если органы чувств заболеют?

Здоровье это самое главное! Поэтому ко всем органам надо относиться бережно. Вовремя лечиться.

- Глаза, кожа, нос, язык, уши.

Мы будем плохо воспринимать ("чувствовать") окружающий мир.

Слайд со старинной книгой.

- В книгах люди во все времена находили знания, советы. С благодарностью закроем мы нашу книгу и обратимся к компьютеру.

III. Самостоятельное применение знаний.

В портативных компьютерах задание для двух вариантов (изображение розы или яблока и условные знаки органов чувств). Программа ПервоЛого. Необходимо выбрать те из них, которые соответствуют помощникам, несущим нам информацию об этом предмете. Совместная проверка (слайд). Учащиеся делают вывод, что работают не все органы.

 

 

IV. Подведение итогов. По плашкам.

- О чём говорили на уроке? Какие органы чувств помогают человеку познать окружающий мир?

V. Рефлексия. Слайд с цветовыми сигналами.

  • Зелёный круг - было интересно на уроке, всё понятно.
  • Жёлтый круг - было не всё понятно.
  • Синий круг - было не понятно.

Кружочки можно нарисовать на общем листе.

Музыкальные приложения.