Цель: Раскрыть особенности и понятия импрессионизма как художественного стиля в живописи, поэзии и музыке.
Задачи:
- Дать начальные представления об импрессионизме : его истоках, развитии в различных видах искусства; взаимопроникновение живописи и музыки на примере данного стиля.
- Развивать музыкальные способности: музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление.
- Воспитывать любовь и уважение к музыке.
Тип урока: урок – исследование.
Оборудование: Компьютер, проектор ( презентация) ,интерактивная доска, магнитоплан, фортепиано.
Ход урока.
Слайд 1
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
Слайд 2
- Мы сегодня обратимся к одному из самых интересных и ярких направлений французского искусства конца XIX –начала XX века- импрессионизм. Главным представителем в музыке является Клод Дебюсси. Его музыка будет звучать на протяжении всего урока.
Слушание: К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
Слайд 3
(Ребятам предлагается два портрета разных стилей)
- Какой портрет вы бы подобрали к прозвучавшей музыке? Объясните, почему?
Вл. Боровиковский
Портрет графини Лопухиной
О.Ренуар
Юная девушка, расчесывающая волосы.
Слайд 4
- Есть реалистическое изображение, но существует еще и эмоциональное изображение. Так рождается стиль в живописи – импрессионизм.
Импрессионизм – ( от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции, а затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли свое воплощение в литературе и музыке.
- Рассмотрим основные черты импрессионизма в живописи.
Слайд 5
( ребята стараются определить черты самостоятельно при сравнении полотен академической живописи и импрессионизма)
Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками.
Прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолетное впечатление. Малейшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток. Наивысшим воплощением стали циклы картин К.Моне «Стога сена» и «Парламент Лондона»
К.Моне «Руанский собор»
К.Моне «Руанский собор»
В свете восходящего солнца
Слайд 6
К.Моне Стог сена в Живерни
К.Моне Лондонский парламент
Солнце, пробивающееся сквозь туман.
Родственное живописному импрессионизму многообразием тончайших нюансов передаваемых чувств и настроений, изысканностью манеры их выражений во французской поэзии конца XIX века рождается – течение « символизм».
Слайд 7
Интереснейшим моментом является в символизме тесное соприкосновение поэзии с музыкой, которая способна передать удивительное богатство оттенков чувств, смысла и красок. Не случайно характерной чертой эстетики символистов является «омузыкаливание» в стихах.
- прослушайте два стихотворения и определите, какое из этих стихотворений относится к стилю символизм.
( ребятам раздаются листы со стихами)
П.Верлен «Искусство поэзии»
«Сначала музыку! Певучий,
Придай размер стихам твоим,
Чтоб невесом, неуловим,
Дышал воздушный строй созвучий.
Строфу напрасно не чекань,
Пленяй небрежностью счастливой,
Стирая в песне прихотливой
Меж ясным и неясным грань.
Ищи оттенок, не цвета,
Есть полутон и в тоне строгом
В полутонах, как флейта с рогом,
С мечтой сближается мечта.
Так музыку – всегда, везде!
Пусть будет стих твой окрыленным,
Как бы гонцом души влюбленной
К другой любви, к другой звезде.
Вадим Семернин «Музыка»
Нет на свете лучше инструмента:
Голоса, что музыкой живет.
Нет для сердца лучшего момента,
Если хор возвышенно поёт…
Будто бы звучат органа трубы -
Тело так людей напряжено,
О святом о чем-то шепчут губы,
Что с молитвою сопряжено.
Вознесется голос, в небе тая,
Словно это ангелы поют,
И летает звук, не улетая,
Да и сам ты будто уж не тут!
Голос, голос, кто тебя не слышит.
Тот без крыльев на земле живет:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовет.
Звуки все просторней, все согласней,
Будто наполняют паруса…
Я не знаю музыки прекрасней.
Чем людские эти голоса!
- Прочитайте те строки, по которым вы определили стиль.
Вслед за художниками и поэтами импрессионизмом увлекаются и музыканты. Появляется, так называемая. Музыкальная живопись, изображение картин с помощью звуков.
Музыкальный импрессионизм характеризуется передачей мимолетных впечатлений, настроений, чувств.
Творческое задание:
Слайд 8
_ у каждого искусства есть свой язык и свои средства воплощения. Но этими разными языками импрессионисты композиторы и художники, и поэты идут к одной цели. Какой? (передаче мимолетных впечатлений)
( на столах у учащихся заранее приготовлены листы бумаги и краски - гуашь)
Задание: изобразите услышанное.
(К.Дебюсси «Лунный свет»)
(ребята показывают работы)
- Какой образ лег в основу этой картины?
(Примечание: Все работы будут считаться правильными, т.к. это впечатление от услышанного.Потому как искусство импрессионистов – это впечатление).
Слайд 9
Музыка, которую вы сегодня слушали ,была написана французским композитором, человеком, которого считают одним из основоположников импрессионизма – Клодом Дебюсси.
В музыке Клода Дебюсси проявляется самобытность его таланта. Он стремился сблизиться с новыми направлениями в искусстве. Творчество Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство ощущений, точнее – воспоминаний о пережитых ощущениях. «Есть воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности» - писал он.
III. Итог:
Обобщение понятия «импрессионизм» в музыке, живописи и поэзии.
Сегодня на уроке мы встретились с картинами художников-импрессионистов, а также с музыкальными картинами композитора-импрессиониста. Как вы думаете, есть ли что-то, что объединяет эти жанры?
В них важен не столько сюжет, сколько чувства, ощущения, возникшие от соприкосновения с этими произведениями искусства. А музыка и живопись очень дополняют друг друга.
Слайд 10