Урок-презентация "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (842 кБ)


Цель:

  • Познакомить детей с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка.
  • Развивать навыки выразительного чтения; умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; память, внимание, речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к животным и сочувствие.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

(Загадки в пословицах и поговорках на доске)

Прочитать загадки, отгадать, о ком или о чём идёт речь.

1.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят. (волк)

2.

Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт. (язык)

3.

Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (заяц)

- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их скороговоркой.

(Чтение учащимися хором под руководством учителя)

3. Проверка домашнего задания

- Какие бывают сказки? (литературные, народные)

- Какую новую тему мы начали изучать на прошлом уроке? ( Литературные сказки)

- Какую сказку мы называем литературной? (это авторская сказка)

- Сказки каких авторов вы читали? (дети называют сказки и автора)

4. Объявление темы урока и постановка цели

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя. Прочитайте, как его зовут? Рассмотрите его портрет. (на доске)

Рассказ учителя.

Родился Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.

Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери. Прочитайте название сказки.

“Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”

- Что мы можем по нему узнать? (Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся подробное его описание. Только не понятно, почему он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

5. Изучение нового материала

- Чтение сказки учителем до слов: “Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут”.

- Как вы думаете, что же будет дальше?

6. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
(Дети выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу)

Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте)

Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
(Садятся за парты)

7. Работа над сказкой

Чтение сказки до конца учащимися.

Беседа после чтения:

а) Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много смешных моментов)

б) Каким изображён заяц вначале сказки? (Смешным; глупым; всего боялся: треснет сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега.)

в) Прочитать выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки)

г) Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только хвастается)

д) Работа над иллюстрацией в учебнике (с.184)

- Какой эпизод сказки изобразил художник?

- Найдите отрывок и прочитайте

- Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?

- Почему художник одел всех зайцев в одежду?

- Какая на них одежда?

е) Словарная работа (работа по карточкам)

- Как вы понимаете выражения? Соедините стрелками выражение и его значение.

“Душа в пятки убежала”   он не мог говорить от страха
“Язык у хвастуна точно примёрз”   очень быстро бежал, во весь дух
“Задал такого стрекоча”   он очень сильно испугался

- Объясните свой выбор.

Работа по карточкам

ё) Найдите слова, которые описывают:

  • 1 вариант - Действия зайца: (Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится.
  • 2 вариант - Действия волка: (Ходил; проголодался; подумал; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал).

Работа с пословицами

- Замените выражение пословицей к сказке.

Побегает, поймает добычу - будет сыт - “Волка ноги кормят”.

Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится - “Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит”.

8. Итог урока. Рефлексия.

- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

- Как вы относитесь к зайцу?

- Зачем автор придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

9. Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки от имени зайца