Цели математической игры:
- Повышение интереса к предмету математики;
- Развитие памяти, внимания, математического мышления;
- Побуждение каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала;
- Расширение кругозора учащихся;
- Обучение игре в команде;
- Воспитание дисциплинированности, чувства товарищества.
Оборудование: компьютер + мультимедийный проектор.
Ход мероприятия
Вступительное слово:
Сегодня мы собрались, чтобы побольше узнать интересного и занимательного о такой серьезной науке как математика.
Внимание! Внимание! Слушайте и не говорите, что вы не слышали! Царица наук- математика повелевает найти самых талантливых, умных и внимательных и объявляет математическую игру “Своя игра”. Класс-победителя ждет всеобщее признание, самых активных - царское звание “лучший математик”,
"Немногие умы гибнут от износа,
по большей части они ржавеют от неупотребления”.
Кристиан Боуви (американский писатель-сатирик)
Итак, начинаем.
Правила игры:
В игре принимают участие 3 команды. Игра состоит из 3 раундов.
Задача каждой команды набрать как можно больше баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы в игре. Каждый вопрос имеет свою стоимость. Вопросы выбирает капитан команды. Если команда не отвечает на выбранный вопрос, то право ответа переходит к следующей команде.
В начале игры выбираются 3 учащихся (по одному из каждой команды), которые будут считать баллы.
В конце игры объявляется команда -победитель.
I раунд
Вопросы:
Известные математики.
100 баллов
Чьи это слова: “Дайте мне точку опоры и я переверну мир”. (Архимед)
200 баллов
Этот ученый во всем искал гармонию: в геометрии, в арифметике, в движении небесных тел, в музыке. А фундаментом гармонии он считал числа. (Пифагор)
300 баллов
Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Остроградского.
Кто она? (Софья Ивановна Ковалевская)
400 баллов
Именно этому ученому принадлежат слова “Математика-царица всех наук. Арифметика - царица математики” (Карл Фридрих Гаусс)
Веселые вопросы
100 баллов
Что находится между городом и селом? (союз “и”)
200 баллов
И пчелы из сказки про Винни-Пуха и дроби типа 8/3 могут быть охарактеризованы этим прилагательным. (Неправильные)
300 баллов
У меня было 3 целых яблока, 4 половинки и 8 четвертинок. Сколько было яблок? (7)
400 баллов
Сын отца профессора разговаривает с отцом сына профессора, а профессор в разговоре не участвует. Может ли так быть? (Может. Сын отца-это брат. Отец сына - это муж. А профессор – жена.)
Числа
100 баллов
Какими двумя цифрами оканчивается произведение 1*2*3*4*5*6*7*8*9*10*11*12*13? (Двумя нулями)
200 баллов
Шифровка
Е | Д | Д | И | Й |
Г | А | У | П | Н |
Е | Н | К | Й | Т |
Е | А | В | Д | Р |
О | З | Р | Е | А |
9 | 20 | 13 | 2 | 17 |
5 | 16 | 22 | 10 | 8 |
12 | 1 | 3 | 25 | 18 |
19 | 7 | 15 | 6 | 21 |
4 | 23 | 11 | 24 | 14 |
(Никогда не предавайте друзей)
300 баллов
Индийцы называли его “сунья”, арабские математики “сифр”. А как мы его сейчас называем? (Нуль)
400 баллов
Египетские математики знали только единичные дроби и дроби 2/3 и ?, для которых были специальные названия и символы. Какая дробь обозначалась символом
Логические задачи
100 баллов
Во сколько раз путь на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж? (в 5 раз)
200 баллов
За три минуты бревно распилили на полуметровые бревна, причем каждая распиловка занимала 1 минуту. Найти длину бревна. (2 м)
300 баллов
За книгу заплатили 1 рубль и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
(2 руб)
400 баллов
Продолжи ряд 1, 1, 4, 8, 9, 27... (16, 64, 25)
Единицы измерения.
100 баллов
В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров, применялась мера в 4 г. Какая существует пословица, имеющая непосредственное отношение к этой мере массы?
(Мал золотник, да дорог)
200 баллов
Как называлась мера зерна в Киевской Руси, которая вмещала 14 пудов. (Кадь)
300 баллов
Какая мера длины изображена на рисунке
(Прямая сажень. Косая сажень)
400 баллов
Указом короля Генриха IV (1101 г) в английском обиходе была принята мера длины, равная расстоянию от носа короля до конца среднего пальца его вытянутой руки
(примерно 0, 9144м). Как она называется? (Ярд)
Кот в мешке
Достается команде, которой “не хватило” вопроса (в таблице 20 вопросов, а команд - 3).
Команда сама устанавливает цену вопроса (еще не видя его).
Вопрос: Найдите лишнее по смыслу слово, остальные замените общим названием:
Баррель, литр, килограмм, галлон. (Единицы объема)
II раунд
Конкурс капитанов
- Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается... (не два, а шесть)
- Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно... (не пять, а четыре)
- Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается... (не два, а три)
- Говорил учитель Ире, что два больше, чем... (один, а не четыре)
- Меньше в десять раз, чем метр, всем известно... (дециметр)
- Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно ... (две, а не три)
- У меня собачка есть, у нее хвостов аж... (один, а не шесть)
- У доски ты говори, что концов у палки... (два, а не три)
- Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит... (не единица, а пять)
- На уроках будешь спать, за ответ получишь... (два, а не пять)
- Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -... (не две, а четыре)
- Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего... (пять, а не четыре).
III раунд. Финал
В финале используются 3 из предложенных 4 вопросов. Четвертый вопрос используется для выявления победителя в том случае, если 2 команды набрали одинаковое количество очков.
Известные математики.
500 баллов
Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В. Ломоносов, называвший его “вратами учености”. Именно в нем впервые на русском языке введены понятия “частное”, “произведение”, “делитель”. Назовите учебник и его автора. (Арифметика. Л.Ф. Магницкий)
Веселые вопросы
500 баллов
Карандаш положили на пол и попросили нескольких человек перепрыгнуть его.
Никто не смог этого сделать. Почему? (Карандаш положили рядом со стеной, вплотную)
Числа
500 баллов
На гранитном постаменте памятника Надпись:
PETRO PRIMO CATHARINA SECUNDA
MDCCLXXXII.
Расшифруйте надпись. Что это за памятник?
(Петру Первому от Екатерины Второй. 1782. Медный Всадник)
Логические задачи
500 баллов
Представьте себе корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, который поднимает воду каждый час на 20 см. Через какое время покроется водой третья ступенька лестницы? (Лестница поднимается)
Подведение ИТОГОВ.
Команде-победительнице вручается почетная грамота. Также грамотами можно поощрить самых активных участников из каждой команды.
Дополнительные задания (если остается время до звонка с урока)
Игра “Математическое ли это слово”
(Если “да” - хлопаем в ладоши, если “нет” - топаем ногами.)
Треугольник, ишак, уравнение, дециметр, катет, периметр, перманент, биссектриса, формуляр, угол, интрига, цифра, апофема, резус.
Игра “Не собьюсь”
Учащийся называет натуральные числа, а вместо чисел, которые делятся на 3, говорит “не собьюсь”. Если ошибка – игра прекращается, и вызывается другой учащийся. Выигрывает тот, кто сумел назвать больше натуральных чисел и не ошибиться.
Использованный ресурс для презентации.
- http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=122000 (шаблон урока-игры “Счастливый случай” )
- Шаблон дополнен картинками, звуковыми эффектами, эффектом исчезновения использованных баллов. Табло с вопросами задействовано дважды: в основной игре и - в сокращенном виде - в финале. (Презентация.ppt)