Программа элективного курса "Берестяное кружево Шемогодья". 9-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Пояснительная записка.

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса рассчитан на 18 часов по одному часу в неделю. Данный курс направлен на развитие у учащихся творческого воображения, а интересная творческая работа помогает приобрести определенные умения и навыки на практике. Курс предусматривает развитие базового курса технологии, в котором есть региональный компонент.

Элективный курс “Берестяное кружево Шемогодья” имеет практическую направленность. Этот курс поможет воспитать у учащихся чувство материала, что непосредственно связано со становлением эстетического вкуса.

Художественная обработка бересты представляет собой целый спектр направлений: плетение, резьба, тиснение, гравировка.

В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не говоря уже о странах “третьего мира”. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты.

Прорезная береста Великого Устюга является своеобразным видом русского народного творчества. Без знания истории промысла, его традиций и выразительных средств нельзя в полной мере оценить это художественное явление нашей отечественной культуры. Особенно важно серьезное изучение художественной бересты Великого Устюга XVIII - первой половины XIX века и крестьянского промысла, возникшего в свое время близ города на реке Шемоксе, в связи с возрождением резьбы по бересте на экспериментальной фабрике художественных изделий "Великоустюгские узоры". Велик и общий интерес к этому виду искусства, способному занять достойное место в ряду народных промыслов России. Уровень современных знаний об искусстве прорезной бересты позволяет рассматривать его как сложную систему, обладающую специфическими законами строения и развития. Именно по этому, старшему школьнику будет интересно изучение этого промысла.

Данная программа рассчитана на детей 9, 10 класса, т.к. прорезная береста развивает мышление, пространственное видение, аккуратность, усидчивость, скрупулезность.

Актуальность курса.

Предлагаемый курс направлен на художественную обработку не дефицитных, но легко доступных материалов. Изделия, изготавливаемые учащимися, имеют полезную направленность, что является одним из условий успешной деятельности учащихся.

В наше время люди стремятся в первую очередь облагородить свое жилище. Все чаще и чаще мы прибегаем к услугам или советам художников-оформителей, дизайнеров. Мы стремимся к неповторимости, новым технологиям и т.п. Но, не смотря на новые возможности, новые материалы, сердцу человека ближе изделия из природных материалов, т.к. энергетика таких вещей дает позитивный заряд. И современные дизайнеры все чаще и чаще стали использовать в декорировании изделия мастеров, все больше стал цениться ручной труд, уникальность, неповторимость изделий. Прорезная береста дает большой потенциал для “полета мыслей”, и такие работы всегда можно вписать в любой интерьер.

Цель курса. Приобщение детей к духовным традициям Русского Севера через занятия прорезной бересты.

Задачи курса.

  • сформировать знания, умения и навыки у учащихся при изучении одного из видов художественной обработки бересты – резьба по бересте, который может оказать помощь в выборе профессии;
  • способствовать развитию творческого воображения, повышению культурного уровня, расширению кругозора, становлению личности.

По окончании курса дети должны

Знать:

- охрану труда, противопожарную безопасность;

- правила организации рабочего места;

- технологию подготовки материала к работе;

- название инструментов и приспособлений;

- технологические особенности прорезной бересты;

Уметь:

- применять на практике знания об охране труда и противопожарной безопасности;

- правильно организовывать свое рабочее место;

- самостоятельно готовить материал к работе;

- выполнять несложные работы.

Почасовое тематическое планирование учебного материала по элективному курсу
“Берестяное кружево Шемогодья”

Тема занятия Кол-во часов Ведущая форма проведения занятия
1 Введение. 1

1

Лекция.

Практикум.

2 Художественные особенности прорезной бересты. 1

1

Лекция.

Практикум.

3 Технологические особенности прорезной бересты. 1

1

Лекция.

Практикум.

4 Исходные элементы прорезной бересты. 1

1

Лекция.

Практикум.

5 Растительный орнамент прорезной бересты. 1

1

Лекция.

Практикум.

6 Работа по образцам. 3 Практикум.
7 Изделия с изображением анималистического характера. 1

3

Лекция.

Практикум.

8 Заключительное занятие. 1 Выставка работ.
  Всего 18  

Содержание образовательной программы “Берестяно6е кружево Шемогодья”

Тема № 1. Введение.

Знакомство с искусством прорезной бересты. История развития прорезной бересты и ее современное состояние. Охрана труда, противопожарная безопасность. Организация рабочего места. Правила подготовки материала к работе. Инструменты и приспособления.

Практическая работа. Подготовка рабочего места и материала к работе.

Тема № 2. Художественные особенности прорезной бересты.

Элементы прорезной бересты: геометрические и растительные. Сочетание различных геометрических и растительных элементов резьбы. Разнообразие орнаментов прорезной бересты. Декорирование элементов орнамента.

Практическая работа. Отработка приемов резьбы по бересте. Отработка приемов декорирования.

Тема № 3. Технологические особенности прорезной бересты.

Технология выбора фона. Правила определения направления резания. Приемы работы с резаком.

Практическая работа. Отработка правил определения направления резания, приемы работы с резаком.

Тема № 4. Исходные элементы прорезной бересты.

Геометрические элементы, растительные элементы (листья, цветы, основные растительные связки).

Практическая работа. Выполнение узоров.

Тема № 5. Растительный орнамент прорезной бересты.

Орнамент. Закономерности построения орнаментов. Орнаментальные ленты растительного узора, розетки. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Понятие о композиции.

Практическая работа. Выполнение несложной композиции.

Тема № 6. Работа по образцам.

Практическая работа. Выполнение работы по образцу резной закладки с композицией геометрического орнамента.

Тема № 7. Изделия с изображением анималистического характера.

Стилизация животных, птиц, рыб. Декоративная переработка образов под сочетание растительной резьбы.

Практическая работа. Исполнение в материале.

Тема № 8. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы по изучению элективного курса “Берестяное кружево Шемогодья”.

Список литературы.

  1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: “Высшая школа”, 1990.
  2. Капустина А.В., Сыроватская Л.Н., Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. – М.: Северный паломник. 2002.
  3. Клыков С.С. Работа с берестой./Методическое пособие для учителя. Архангельск, 1995.
  4. Попова О.С., Каплин Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: “Знание”. 1984.
  5. Фитягин В.В. Изделия из бересты. – М.: АСТ “Астрель”. 2001.
  6. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. М.: “Педагогика”, 1979.