Урок физики по теме "Сила"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (432 кБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная: дать понятие силы как причины изменения скорости тела, охарактеризовать силу модулем, направлением и точкой приложения.
  • Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника.
  • Воспитательная: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения материала.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, ноутбук;
  • два диска для игры “Назови слово”;
  • кусочек железа, пробка, емкость с водой, магнит;
  • пружина и шарик;
  • тележка и песок;
  • баскетбольный мяч;
  • презентация учителя (презентация).

Ход урока

1. Проверка выполнения домашнего задания.

Двое учащихся показывают на доске решение задач [1] №220, №228 с комментариями.

Дидактическая игра “Назови слово”.

Описание: для игры нужны два диска, на один насаживают лист, где написаны буквы, на другой – лист с вопросами. Диски должны быть свободно насажены на оси так, чтобы они могли вращаться; оси соединены между собой планкой. На плаке нарисованы две стрелы: одна показывает на правый диск, другая – на левый. По очереди играющие учащиеся приводят диски во вращение. К примеру, стрелки после остановки дисков указали слева на букву “П”, справа – на вопрос: “Физическая величина”. Играющий ученик, то есть тот, чей сейчас ход, должен быстро назвать физическую величину, начинающуюся с буквы “П”, - это “плотность”, затем объяснить это понятие.

2. Актуализация знаний.

Мы сегодня будем говорить о силе. Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о силе. (Дети ставят цели с помощью учителя, 2слайд)

3. Изучение нового материала.

Эвристическая беседа.

Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут (3слайд) или толкают (4слайд). Тысячелетия назад люди выполняли все работы с помощью мышечной силы, своей или животных (5 слайд). Со временем они изобрели различные механизмы, чтобы облегчить свой труд. Слово “работа” может иметь несколько значений, но в научном обиходе под работой понимается применение силы для перемещения какого-либо тела. То, что тянет и толкает их, называется силой. Скажите, что происходит с предметами, если на них не воздействуют толкающие или тянущие силы. (Опираясь на предыдущие знания, дети отвечают, что предметы остаются неподвижными или будут двигаться с одинаковой скоростью в одном и том же направлении.)

  1. Существуетмножество разнообразных видов силы. Назовите, какие из них вам известны.
  2. С помощью какой силы предметы и тела держатся на воде? (6 слайд)(выталкивающая сила)
  3. Какую силу вам придется преодолеть, чтобы натянуть лук? (7 слайд) (сила упругости)
  4. Как называется сила, которая притягивает вес тела к земле? (8 слайд) (сила тяжести)
  5. Какая сила замедляет движение, когда передвигаете одну поверхность по другой? (слайд 9) (сила трения)
  6. С помощью какой силы некоторые металлы притягиваются к магниту? (10 слайд) (магнитная сила)
  7. При помощи, какой силы частицы удерживаются в капле воды? (11 слайд) (сила поверхностного натяжения)
  8. Рассмотрите, какое многообразие видов силы мы с вами определили. Приведите примеры на каждый из этих видов. Какую вы преодолеваете силу, пытаясь сжать пружину?(дети выбирают силу из перечисленных видов сил).
  9. Подумайте, каким видом силы вы могли бы дополнить схему многообразия силы (12слайд).

(Учащиеся объясняют изменение скорости тела при действии на него других тел и отмечают большее изменение скорости тела с меньшей массой и наоборот.Примеры, подтверждающие этот, учащиеся приводят по рисункам 41 а, б, в; 42 ,43, 44, 45 из учебника.)

Проведение опыта:

  • Кусочек железа, лежащий на пробке, опущенной в воду, притягивается магнитом по рисунку 55 учебника.
  • Действуя на пружину рукой, можно ее сжать. Сначала в движение приходит конец пружины. Затем движение передается остальным частям. Сжатая пружина, распрямляясь, приводит в движение шарик по рисунку 56 учебника.
  • Скатывание тележки с наклонной плоскости по рисунку 41 (а, б, в) учебника.

Комментарий опытов.

Как действуют силы? Подытожьте свои наблюдения. (Дети подводят итог проведенных опытов).

Как определить понятие силы? (учащиеся дают понятие силе – это тянущее или толкающее усилие, заставляющее тела двигаться, менять свою форму и направление движения).

Тела, изменяющие скорость движения других тел: человек в случае движения вагонетки (по рисунку 54 учебника);магнит (по рисунку 55 учебника); рука при действии на шар (по рисунку 56 учебника); пружина при действии шара (по рисунку 56 учебника); ракетка при движении шара (по рисунку 57 учебника).

Что изменяет скорость во всех рассмотренных примерах? (Сила - причина изменения скорости тела.)

Объясните изменение скорости отдельных частей под действием силы (рисунки 57 и 58 учебника.)

Что произошло с ластиком, когда вы надавили на него пальцем? (Рассказывают учащиеся о наблюдаемом, что ластик изменил форму).

Значит, он деформировался. Тела способны деформироваться под действием на силы. Дайте определение деформации тела (учебник, с. 55)(слайд 13).

Объясните неодинаковую деформацию различных тел за одно и то же время в случае действия на них разных сил (грузовая и легковая машина).

Вывод:

Сила – мера взаимодействия тел. Буквенное обозначение силы . Модуль силы (). (14слайд)

Показ опыта.

  • Баскетбольный мяч ударяют о пол с разной силой. В результате мяч после удара о пол отскакивает от пола на разную высоту. (Учащиеся отмечают большее изменение скорости тела при действии на него большей силы).

Какая существует зависимость действия силы от её приложения (на примере дверной ручки и воздействия на неё человеческой руки)?

Как изображены силы на чертеже (по рисунку 60 учебника)?

Какова зависимость результата действия силы на тело от её модуля, направления и точки приложения?

4. Закрепление материала.

Фронтальный опроспо вопросам:

  1. В результате чего может меняться скорость тела? Приведите примеры.
  2. Что такое сила?
  3. От чего зависит результат действия силы на тело?
  4. Как изображают силу на чертеже?

5. Домашнее задание.

  • Изучите параграф 23, выучите термины. (15 слайд)

6. Рефлексия.

  • Достигли ли вы поставленной цели урока? В какой степени?
  • Что узнали нового на уроке?
  • Что вас удивило?

Литература.

  1. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В.Перышкин. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина / авт.-сост. В.А.Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2005.

Ссылки на картинки.

  1. http://www.planetaskazok.ru/images/stories/permyak/rasskazy/img_46.jpg
  2. https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRv8Gl_ClgmPuoysyQvi03N-7FqsBdsDadXM_deKS6LY1JEOL_Kft6tNQ5kqg
  3. http://online-kiosk.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%
    B5%D0%BC%D0%BB%D1%8E-%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9-300x225.jpg
  4. http://ewater.ru/wp-content/uploads/2012/01/bxp60106h.jpg
  5. https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQgJM_nA9Mg16rVZeNAjto0rmZJSjyxRbFajVehSBecHSo33N7meFDZoVQ
  6. https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSLJYyr5mm3mq8_aAevrZ26wZzOCAyjfwe10HQlOzHQFsmqpL9C32KdgnI
  7. https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSzs2EEEQ7o2H9pYtnkpTNrkcNsv15o8GjpEElbq5GMcUNkZQC0m-U7dYBE
  8. https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQAEyaxJV7srR_0tlE5tirBzHrOvxtSVYObRi8thlPV7CN-wJTNKSuQgwsn
  9. https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTUM64vueKj2i21ze_1UaGHg4l0RIhOtedceVUwrD13TN1kAJdPC9vtz3o
  10. https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSPBgz9E5J4f-1EIgtYM9BwbWHqF6l3MzzJNDF4nbdAZ02LGcj2uA&reload=on
  11. https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTpljYsI1Y1k0PY47D2BkSa__-BY6YdmOVMdJ2DLv81KCsDi_qe1A
  12. http://ncuxo-ycnex.ru/wp-content/uploads/2010/07/law-attraction1.jpg
  13. https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRrH6fb69TBZr3a5K2c53SDVjS7zjcfDDAXCcP_sjf6eb4WgtxoJK3CFP0q
  14. https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT0SZ6fWYaKa9jhUt-fLybP9szgcc77Kdk2kWi1XXEmSFokm3lFlSfHqAA
  15. https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRHacuZBx03Zvb_yxhr78aQsvOUB7zFZWDYXtIgHxXCqlZh0VDPzxyQFQ
  16. https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTzWQqSixi9MqwSedyt5IPui2gG_Sn1lb66yvpDIRicE2q6ot8Hi-fUu4Q
  17. https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRn8WIhZa1-7i4-naTj5f6gIKMgOAtcUTPpjSR2mfrOP5seyN27zomQH5I
  18. https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQneg3rOaM6nGQdgjEciFLv-luwr4cjX1icUzHSz3K59tmmccfpwuyWXKp8
  19. http://xn---2-6kc3bfr2e.xn--p1ai/uploads/posts/2012-07/1341477922_slayd-2.png