Программа: автор А.В.Перышкин
Класс 8
Раздел “Электрические явления”
Тема “Электрический ток в металлах”
Цель: Формирование у обучающихся знаний об электрическом токе в металлах
Задачи:
- Образовательная – формирование единых взглядов на природу электрического тока в металлах, формирование умения работать с электрическими схемами.
- Развивающая – формирование умения находить ошибки и не допускать их при применении знаний на практике, а также логично объяснять новые явления, применять свои знания в нестандартных ситуациях.
- Воспитательная – воспитание внимательности,
познавательного интереса к предмету;
- формирование умения строить логическую цепочку рассуждений;
- воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду;
- выработка личностных качеств: аккуратности, внимательности при заполнении тетрадей, точности ответов; показать тесную связь физики с жизнью.
Тип урока - комбинированный
Формы работы учащихся - индивидуальная, фронтальная
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. | Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, позитивный настрой на урок. | 1 |
2 | Актуализация пройденного материала. | Повторение условных обозначений, применяемых в схемах; предлагаются различные задания | Повторяют условные обозначения, применяемые в схемах; делают в тетрадях и на доске чертежи схем | 6 |
3 | Постановка темы и цели урока. | Сообщение темы урока, гипотезы, цели и
задач урока Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Принимают участие в формулировке цели урока, отвечают на вопросы учителя. | 2 |
4 | Изучение нового материала. | Демонстрация учебного материала
(презентация) Работа с учебником (стр.79 – 80) Объясняет новый материал |
Смотрят и слушают, работают с учебником
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Составляют конспект. |
2
12 |
5 | Формулирование вопросов учащимися учителю по изученному материалу. | Отвечает на вопросы. | Задают вопросы. | 2 |
6 | Минутка отдыха | Предлагает физическую зарядку | Выполняют упражнения | 2 |
7 | Формулирование контрольного задания. | Предлагает тест по изученному материалу и анализирует результат выполнения задания учащимися. | Знакомятся с заданием и выполняют его, самопроверка | 6 |
8 | Обобщение, систематизация, закрепление знаний по изученному материалу. | Предлагает дополнительный материал, применяемый в жизни | Выслушивают доклад ученика | 4 |
9 | Рефлексия. Подведение итогов урока. | Формулирует выводы | Фиксируют выводы | 5 |
10 | Домашнее задание | Формулирует и комментирует домашнее задание | Слушают и фиксируют в дневниках | 3 |
Результат
- Готовность к активной учебно-познавательной деятельности, понимание практической значимости материала.
- Мультимедийная презентация повышает наглядность предлагаемого для изучения материала, позволяет активизировать внимание учащихся, предоставляет возможность демонстрации опытов, представление которых на уроке затруднительно.
- Использование компьютера при работе с тестами позволяет быстро оценить уровень усвоенных учащимися знаний, что позволяет оперативно осуществлять обратную связь на уроке с целью коррекции возможных ошибок учащихся.
Средства обучения.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронные учебные издания.
Ход урока
(слайд 2)
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Б. Пастернак
Учитель: ребята, давайте повторим условные обозначения, применяемые в схемах (слайд 3)
(стр.78 ) [1]
Фронтальный опрос учащихся (предлагаются различные задания)
(слайд 4)
Задание 1. НАЗОВИТЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕПИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
(слайд 5)
Задание 2. На рисунке изображены условные обозначения, применяемые на схемах
Каким номером обозначены
А. пересечение проводов?
Б. ключ?
В. электрический звонок?
Г. плавкий предохранитель?
Д. соединение проводов?
Е. потребители электроэнергии?
(слайд 6)
Задание 3. Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа?
(Рис. 1) Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2)
(слайд 7)
Задание 4. Из каких частей состоит электрическая цепь, изображенная на рисунке?
1. Элемент, выключатель, лампа, провода.
2. Батарея элементов, звонок, выключатель, провода.
3. Батарея элементов, лампа, выключатель, провода.
(слайд 8, 9) Индивидуальные задания учащимся (учащиеся работают на доске)
НАЧЕРТИТЕ СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
(слайд 10)
Чтобы нам продолжить путь,
Надо знанья почерпнуть.Мы тетради открываем
Ток в металлах изучаем
(слайд 11) Учитель: почему в металлических проводниках протекает электрический ток?
Гипотеза: Если существует металлический проводник, то заряженные частицы двигаются
Цель: познакомиться с особенностями электрического тока в металлах
(слайд 12) Задачи:
1. Повторить строение металлов
2. Убедиться, что металл в обычных условиях нейтрален
3. Выяснить, что представляет собой электрический ток в металлах
4. Представить доказательства физиков нашей страны и американских физиков
(слайд 13) Учитель объявляет тему урока
(слайд 14) Учитель: Что называется металлом?
Самое известное из ранних определений металла было дано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым:
“Металлом называется светлое тело, которое ковать можно. Таких тел только шесть: золото, серебро, медь, олово, железо и свинец”.
Спустя два с половиной века многое стало известно о металлах. К числу металлов относится более 75% всех элементов таблицы Д. И. Менделеева, и подобрать абсолютно точное определение для металлов – почти безнадежная задача.
(МЕТАЛЛЫ — это вещества, обладающие высокой электропроводностью и теплопроводностью, ковкостью, пластичностью и металлическим блеском)
(слайд 15) Работа с учебником. Рассмотрим рис.52 (стр.79 – 80) [1]
Модель металла - кристаллическая решетка, в узлах которой частицы совершают хаотичное колебательное движение.
(слайд 16) Учащиеся выполняют опорный конспект (записи в тетрадях)
В узлах кристаллической решетки расположены положительные ионы
В пространстве между ними движутся свободные электроны
Отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютному значению равен положительному заряду всех ионов решетки
(слайд 17) Электроны взаимодействуют не друг с другом, а с ионами кристаллической решётки. При каждом соударении электрон передаёт свою кинетическую энергию.
Учащиеся рассматривают интерактивную модель строения металла
(слайд 18) Учитель: рассматриваем видеофрагмент и делаем выводы
(слайд 19)
Вывод:
1. В обычных условиях металл электрически нейтрален
2. Свободные электроны движутся в нём беспорядочно
3. Если создать в металле электрическое поле, то свободные электроны начнут двигаться направленно (упорядоченно), т. е. возникнет электрический ток
4. Беспорядочное движение электронов сохраняется
(слайд 20)
Учитель: Что представляет собой электрический ток в металлах? (стр. 80) [1]
(слайд 21) Минутка отдыха. Учитель предлагает физические упражнения движения заряженных частиц (колебания положительных частиц около положения равновесия и беспорядочного движения отрицательных частиц). Зарядка для глаз.
(слайд 22, 23) Подтверждение теоретического материала. Рассматриваем опыты физиков из нашей страны Леонида Исааковича Мендельштама и Николая Дмитриевича Папалекси, а также американских физиков Бальфура Стюарта и Роберта Толмена.
Доклад учащегося.
Опыт Мандельштама и Папалекси проведен в 1916 году. Цель опыта состояла в проверке того, есть ли масса у носителя электрического тока, электрона. Если масса у электрона есть, то он должен подчиняться законам механики, в частности закону инерции. К примеру, если движущийся проводник резко затормозить, то электроны еще некоторое время будут двигаться в том же направлении по инерции.
Для этой проверки исследователи вращали катушку с проходящим током, а затем резко останавливали ее. Возникающий бросок тока регистрировали с помощью телефона.
По щелчку тока в телефонах Мандельштамм и Папалекси установили, что электрон обладает массой. Но измерить эту массу они не смогли. Поэтому этот опыт — качественный.
Позже американские физики Толмен и Стюарт, используя ту же идею вращения катушки, измерили массу электрона. Для этого они измеряли возникающий при торможении катушки заряд на ее выводах.
Рассмотреть интерактивную модель опытов.
(слайд 24) Учитель: какова же скорость движения самих электронов в проводнике под действием электрического поля? Что возникает в проводнике и распространяется с большой скоростью?
Учащиеся находят ответы:
Невелика, всего несколько миллиметров в секунду, а иногда и ещё меньше.
Если возникает в проводнике электрическое поле, оно с огромной скоростью распространяется по всей длине проводника (близкой к скорости света 300 000 км/с), одновременно начинают двигаться электроны в одном направлении по всей длине проводника
(слайд 25) Сравнение электрического тока с течением воды в водопроводе, а распространения электрического поля – с распространением давления воды.
(слайд 26) Тестирование (учащиеся работают с презентацией теста) Самопроверка, самооценка.
(слайд 27) Учитель: Как можно избежать действия электрического тока при случайном прикосновении к электроприбору, которое оказалось под напряжением?
Для этого необходимо заземление, так как земля является проводником и, благодаря своим огромным размерам, может удерживать большой заряд.
Из каких материалов выполняется заземление?
Выслушать ответы учащихся.
(слайд 28, 29) Это интересно. Доклад учащегося.
На данный момент здания Мерилендского Стейт Хауза является самым старым зданием в Америке для законодательной власти США. Капитолий был построен во второй половине восемнадцатого века и использовался конгрессом Мериленда с 1772 года Стейт Хауз был спроектирован Джозефом Горацио Андерсеном, известным архитектором того времени, а огромный купол Капитолия поддерживает громоотвод который был сооружён и основан на характеристиках его изобретателя Бенджамина Франклина. Купол капитолия отображён на двадцатипятицентовике Мериленда
(слайд 30) Закрепление материала. Учащиеся отвечают на вопросы.
- Как объяснить, что в обычных условиях металл электрически нейтрален?
- Что происходит с электронами металла при возникновении в нем электрического поля?
- Что представляет собой электрический ток в металлах?
- Какую скорость имеют ввиду, когда говорят о скорости распространения электрического тока в проводнике?
(слайд 31)
Рефлексия. Итоги урока.
Домашнее задание параграф 34
(слайд 32)
Литература
1. Физика 8 класс / А.В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2011 г.
2. Тесты по физике /А.В. Чеботарева. Издательство “Экзамен” – М., 2010 г. (к учебнику А.В. Перышкина)
3. Сборник задач по физике / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова.- М.: “Просвещение”, 2007 г.