Цель. Активизация мыслительной деятельности младших школьников через комплексный системный анализ слова.
Задачи.
Обучающие:
- обучение комплексному системному анализу слова;
- расширение представлений о слове с позиций грамматики из точки зрения нравственного смысла;
Развивающее:
- развитие умений анализировать, систематизировать, обобщать языковой материал;
- умение применять полученные знания в нестандартной ситуации;
- формирование орфографической зоркости;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование навыков рефлексии.
Воспитывающие:
- формирование навыков речевой культуры, работы в сотрудничестве;
- воспитание любви к русскому языку, уважения к авторскому творчеству.
Оборудование урока: слайды с материалами урока, индивидуальные таблицы “Путь к слову”, толковы словари, фортепиано, аудиозапись.
Ход урока
I. Организационное начало урока
Эмоциональный настрой
Учитель: Поговорим?
Дети: О чем?
Учитель: О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?
Дети: Поговорим. Нам будет интересно.
II. Эвристическая беседа
Экран – эпиграф. Учитель читает детям стихотворения.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливается,
И равнодушным холодом дышать.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят
У каждого из слов душа своя.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Что подсказало вам? Главная мысль – о словах, ключевые слова
- Да, сегодня вы держите путь к слову. Вы работаете в группах.
* Каждая группа выберите капитана.
У капитана есть набор смайликов, которые выражают разные эмоции. В зависимости от вашей работы вы будете получать их.
* У каждого из вас есть маршрутный лист, который вы будете заполнять во время нашего пути.
И карточки – помощники, ими могут пользоваться те, у кого будут затруднения при выполнении заданий.
III. Основная часть. Творческая мастерская. Характеристика слова в языковой системе.
1) Произношу, записываю.
- Сегодня мы держим путь к слову, а к какому – вы должны догадаться.
Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди, когда только что повстречались? (Как здоровье, дела, настроение)
- Давайте произнесем это слово все вместе. (Настроение)
СЛАЙД: правильно произношу, записываю настроение.
- Возьмите свои маршрутные листы и напишите слово настроение.
- Что такое настроение?
Где оно живет?
Где оно ложится спать?
И где оно встает?
- Как вы понимаете смысл слова настроение?
Сегодня, мы с вами, попробуем разобраться, что же это за такой интересный предмет, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно ощутить, почувствовать.
2) Работа над лексическим значением.
СЛАЙД: проникаю в тайну слова настроение
- Давайте попытаемся раскрыть секрет, тайну, смысл этого всем знакомого и одновременно очень загадочного слова.
- Что для этого понадобится? (толковый словарь)
Откройте словари на слове настроение. Найдите все значения этого слова.
Обсудите в группах. Капитаны - оцените работу.
- Зачитайте, что вы узнали о слове настроение?
1 группа – называйте первое значение.
СЛАЙД:
Проникаю в тайну слова настроение
Внутреннее душевное состояние (веселое, бодрое, грустное)
2 группа – назовите 2-е значение.
СЛАЙД:
Проникаю в тайну слова настроение
Внутреннее душевное состояние (веселое, бодрое, грустное) | Направление мыслей, чувств у
кого-нибудь (Настроить на веселый лад) |
3 группа – назовите третье значение.
СЛАЙД:
Проникаю в тайну слова настроение
Внутреннее душевное состояние (веселое, бодрое, грустное) | Направление мыслей, чувств у
кого-нибудь (Настроить на веселый лад) |
Склонность делать что-нибудь |
Закройте словари.
3) Работа с однокоренными словами.
Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей. В ней много палочек, где хранятся различные знания. И сейчас вы, в своей памяти должны найти слова – родственники для слова настроение.
Слайд: Слова родственники.
Кто затрудняется – на столе есть карточки-помощники. (приложение 2) Обсудите в группах и запишите слова в маршрутные листы (приложение 1), помогите тем, кому сложно. Капитаны – оцените работу.
Что? Настрой (боевой, веселый)
Какой? Настроенный (на победу)
Что сделать? Настроить гитару
- Зачитайте ответы.
1 группа
назовите имена существительные Настрой (боевой, веселый) кто? Что? Настройщик (музыкальных инструментов)
2 группа
Назовите имена прилагательные Настроенный на победу какой?
3 группа
назовите глаголы Настроить гитару что сделать?
Итог: Как много нового вы узнали о слове настроение! Молодцы!
IV. Характеристика Слова с нравственно-эстетической точки зрения.
4) Размышляю о душе слова.
- Поговорим о душе слова. Ведь слово – как живое существо, которое как и человек способно радоваться и грустить, обижаться и упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа.
- Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Мы произносим слово друг и слово враг, и понимаем, какое из них притягивает добро, а какое зло. Представьте, что слово НАСТРОЕНИЕ превратится в магнит. Оно, может притягивать к себе другие слова.
Слайд: Размышляю о душе слова настроение.
Поразмышляйте о душе слова НАСТРОЕНИЕ , посовещайтесь в группах, запишите эти слова в свой маршрутный лист. Кому сложно – воспользуйтесь карточкой-помощником. Капитаны оцените работу.
(Работа в группах)
- Зачитайте, настроение – какое? Душа – какая?
Слайд: Размышляю о душе слова настроение.
Какое?
Доброе, светлое, солнечное, радостное, приятное, сладкое, злое, горькое.
- Внимание на экран. Посмотрите, какие слова подобрала я – прочитаем вместе.
5) Слово и образ.
- Ответьте, пожалуйста, какое у вас настроение сейчас? Поможет Вам – “Словарик настроений”.
Слайд: “Словарик настроений”(приложение 3).
- Послушайте музыкальное произведение.
- Что вы представили, какие образы рождает у вас эта мелодия?
- А какое настроение у вас стало после прослушивания?
Аналогично.
- Прослушайте другое музыкальное произведение.
- Что теперь вы представили, какие образы рождает у вас эта мелодия?
- А какое настроение у вас стало после прослушивания этой музыки?
- Скажите, музыка влияет на состояние нашей души?
Т.о. получается, музыка влияет на состояния нашей души, разная музыка подарила нам разное настроение.
- Подумайте, что вы представляете, когда слышите слово НАСТРОЕНИЕ.
Говорю НАСТРОЕНИЕ и слышу что?
Слайд: Слово и образ слова настроение: воображаю, фантазирую.
Найдите в маршрутном листе цифру 5. Подумайте, посовещайтесь, впишите ваши фантазии. Можно воспользоваться карточкой-помощницей. Капитаны оцените работу.
- Итак, говорю настроение и представляю что?
- 1 группа - Настроение это
- 2 группа - Настроение это
- 3 группа - Настроение это
- Давайте прочитаем, какие слова и образы придумала я.
Слайд: Слово и образ слова настроение: воображаю, фантазирую.
Солнце, колючий ежик, лето и зима, воскресенье, дождь и солнце, газировка.
6) Слово и рифма.
- Давайте вспомним, что такое рифма.
Слайд: Рифма – созвучие концов стихотворных строк: лед – кот, котятки – перчатки.
- Подумайте, посовещайтесь группах и подберите слова – рифмы к слову настроение. Запишите в маршрутные листы. Капитаны – оцените работу.
- 1 группа - слова рифмы
- 2 группа - слова рифмы
- 3 группа - слова рифмы
- Давайте прочитаем, какие рифмы придумала я.
Слайд: Варенье, удивление, вдохновение и т.д.
Если вам что-то понравилось, можете добавить к своим рифмам.
V. Проба поэтического пера.
- Поиграем в игру? Игра называется: Проба поэтического пера. Я начну, а ты продолжи.
Сейчас каждый из вас попробует стать поэтом. Я предлагаю вам начало вашего стихотворения, которое вы прямо сейчас сочините. Помощниками вам будут слова-образы, слова-рифмы, которые вы подбирали.
Слайд: С хорошим настроением...
Когда нет настроения...
Выберите одну для вашей группы.
- Возьмите в руки новую страничку из вашей будущей книги. Здесь вы напишите стихотворение. Можно сочинять вместе, а кто- то один из группы прочитает его для всех слушателей.
Капитаны оцените работу.
- 1 группа – прочитайте свое стихотворение.
- 2 группа – прочитайте свое стихотворение.
- 3 группа – прочитайте свое стихотворение.
Молодцы, хорошо справились с заданием. Дома вы можете продолжите сочинять стихотворения на эту тему.
Слайд: полная таблица.
VI. Рефлексия.
- Путь к слову был долгий, не совсем обычный, но очень увлекательный. Я довольна вашими ответами, меня радуют ваши знания, старание.
- Кому сегодня на уроке было интересно?
- Кто что-то не понял?
- Представьте, что вы художники, которым предлагается необычное задание – изобразить свое настроение в виде рисунка на страничке вашей будущей книги.
- Как вы думаете, от чего зависит хорошее настроение у человека или плохое? ( от здоровья, поступков, музыки, окружающей обстановки)
- Наше путешествие закончилось. Я желаю вам только хорошего настроения. Ну а песенка, с которой мы начинаем с ребятами каждое утро, поможет вам его сохранить.
Песенка о хорошем настроении.
- Ребята, прикрепите смайлики и стихотворения к вашему маршрутному листу.
- Кто не согласен с поставленной вам оценкой?
- Давайте попрощаемся с гостями.
Спасибо за внимание.
Приложение 1.
Путь к слову
- Правильно произношу /записываю слово
- Проникаю в тайну/смысл слова
- Размышляю о душе слова
- Слово и образ
- Слово и рифма
Приложение 2.
Карточка-помощник
Слова - родственники
- Имя существительное – что?
- Имя прилагательное – какой? Какая? Какие?
- Глагол – что сделать?
- Размышляю о душе слова – какое?
- Слово и образ (воображаю, фантазирую)
- Слово и рифма (слова и словосочетания)
Приложение 3.
Словарик настроений.
- Праздничное, торжественное, радостное, весёлое, шутливое, смешное, светлое, прекрасное, сказочное.
- Доброе, приподнятое, уютное, мечтательное, задумчивое, таинственное.
- Сонное, ленивое, равнодушное.
- Неуютное, беспокойное, тревожное, печальное.
- Хмурое, мрачное, сердитое, угрюмое.
- Капризное, привередливое, хвастливое, насмешливое.