Задачи урока:
Образовательные:
- Определить положение серы в Периодической системе Д.И.Менделеева.
- Познакомить учащихся с нахождением серы в природе
- Рассмотреть строение атома серы.
- Дать характеристику физическим свойствам серы.
- Дать характеристику химическим свойствам серы.
- Познакомить с областями применения серы.
Развивающие:
- Продолжить формирование умений учащихся на основании положения элементов в Периодической системе, определять строение атомов.
- Продолжить формирование умений учащихся на основании электронного строения атомов предполагать химические свойства элементов и оценивать возможность изменения этих свойств.
- Продолжить формирование умений учащихся составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Воспитывающие:
- Продолжить формирование у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.
Оборудование:
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
- Учебник «Химия – 9» И.И Новошинский, Н.С. Новошинская
- компьютер,
- проектор,
- электронная презентация урока Power Point «Сера» (Презентация)
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Тема урока на слайде 1.
II. Вводная часть:
Рассмотрев на прошлом уроке общую характеристику элементов VI группы главной подгруппы, мы переходим к подробному изучению серы. (Слайд № 2).
III. Основная часть урока.
1. Нахождение в природе.
В природе сера встречается как в свободном (самородном) состоянии, так и в составе соединений. (Слайды № 3,4,5,6).
2. Физические свойства серы. (Слайды № 7,8,9).
Знакомимся с физическими свойствами серы, её аллотропными модификациями.
(Демонстрационный опыт – физические свойства серы)
3. Положение в Периодической системе и строение атома. (Слайд № 10).
Охарактеризуйте положение серы в периодической системе химических элементов.
Сера находятся в VI группе главной подгруппе и 3 периоде Периодической системы химических элементов.
4. Строение атома
Как определить заряд ядра атома и количество энергетических уровней?
Как определить число электронов на внешнем энергетическом уровне?
Как записать электронную формулу внешнего энергетического уровня атома серы?
5. Строение – свойства. (Слайды № 11,12,13).
Рассматриваем заполнение энергетических уровней атома серы, определяем валентные возможности атома, вероятные степени окисления и примеры веществ с данными степенями окисления.
Проводим сравнение окислительно-восстановительных возможностей серы, определив высшую, низшую и промежуточные степени окисления (Слайд № 14).
6. Химические свойства серы.
Рассматриваем химические свойства серы как окислителя. (Слайд № 15, 16, 17).
- Взаимодействие с металлами
- Взаимодействие с неметаллами (водородом, углеродом, фосфором)
Определяем химические возможности серы как восстановителя. (Слайд № 18).
- Взаимодействие с кислородом, фтором, хлором.
6. Получение серы.
Рассмотрим основные способы получения серы.
- Выплавление из руды с помощью водяного пара (Слайд № 19).
- Неполное окисление сероводорода (Слайд № 20).
В уравнении реакции неполного окисления сероводорода необходимо расставить коэффициенты методом электронного баланса (проверка по слайду).
7. Применение серы. (Слайд № 21).
Рассказ о применении серы в промышленности и быту.
IV. Заключение: (Слайд № 25).
Каково положение серы в периодической системе Д.И. Менделеева?
Что такое «аллотропия»?
Какие степени окисления возможны у атома серы?
В чём проявляется окислительно-восстановительная двойственность серы?
V. Домашнее задание:
- Учебник «Химия-9» И.И Новошинский, Н.С. Новошинская
§ 22, стр. 104, № 1 – 3. (Слайд № 26).