Цель урока: Развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.
Задачи:
- Развивать способности ориентирования в широком диапазоне пройденного материала.
- Научить определять правильный ответ из общего хода мыслительной деятельности команды.
- Проверить правильный подбор учебного материала при повторении и расширении данных тем.
- Воспитывать чувство долга, ответственности за порученное дело; добросовестность, чувство коллективизма, радость сопереживания успехам товарищей.
Тип урока: урок-соревнование (урок-игра).
Форма проведения: викторина, построенная по сюжетам известной телевизионной игры «Своя игра».
Технология: групповая и индивидуальная работа.
Оборудование: презентация «Своя игра», два компьютера (один для показа мультимедийной презентации, другой для оперативного подсчета результатов в программе Microsoft Excel), мультимедийный проектор, интерактивная доска, сигнальные карточки, канцелярские принадлежности, 3 листа (А4) для финального раунда
Участвуют три команды.
План урока:
- Организационный момент (знакомство с правилами игры) (4 мин.).
- “Своя Игра” (35 мин: 14 мин. – время одного раунда, финал – 5 мин., 1 мин. – перерыв между раундами).
- Подведение итогов (6 мин).
Подготовительная работа:
- Повторить пройденный материал.
- Придумать название команды, выбрать капитана, сделать эмблему.
Ход урока
I. Организационный момент (знакомство с правилами игры)
"Своя игра" состоит из 2 раундов и финального раунда. Каждый раунд состоит из 4 тем по 5 вопросов в каждой (20 вопросов). Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности:
I раунд – стоимость вопросов (от 10 до 50),
II раунд – стоимость вопросов (от 20 до 100).
Игра начинается с жеребьёвки. Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан. Ведущий (учитель) зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает сигнальную карту. Команде, первой поднявшей сигнальную карту, предоставляется возможность ответа на вопрос. Обсуждение на этом заканчивается. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать (или отвечает сам).
Если команда отвечает правильно, то ей предоставляется право выбора следующего вопроса, если она отвечает неверно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неверный ответ уменьшает общее количество очков. Кроме того, в игре имеется “Кот в мешке”. Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде.
Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает. Каждый следующий раунд начинает команда, набравшая меньшее количество очков.
Финальный раунд (“Своя игра”) представляет пять возможных тем раунда. К финалу допускаются команды, набравшие положительное количество очков. Команды одна за другой убирают темы, которые им не нравятся (начинает убирать команда, набравшая меньшее количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема. Далее команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы (записывают на бумаге и сдают жюри). Задается вопрос. Команды думают над ним в течении 60 секунд, записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает. Подсчет очков производится автоматически в программе MS Excel независимым экспертом (учителем). Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
II. Представление каждой команды (название команды, эмблема)
III. Своя игра (сопровождается показом слайдов презентации)
(см. Приложение 2)
IV. Подведение итогов.
Учитель суммирует все баллы в электронной таблице MS Excel и проектирует результаты на экране (см. Приложение 1). Объявляет победителей. Далее разбирается весь ход игры. Учитель акцентирует внимание на удачных решениях, разбираются задания, с которыми не справились команды.
Итоги урока.