Задачи:
- Научить определять способ ухода за одеждой из искусственных и синтетических тканей в зависимости от символов на ярлыках одежды и ухаживать за ней;
- Развивать знания о способах ухода за одеждой;
- Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
Оборудование урока:
- Мультимедийная презентация, учебник, карточки-задания
Ход урока
I Организационный момент
Ознакомление обучающихся с темой и задачами урока.
Проверка готовности к уроку.
II Повторение материала
1. Текстильные волокна делятся на натуральные и:
- Растительные;
- Минеральные;
- Химические;
- Синтетические;
- Искусственные.
(ответ: 3, 4, 5)
2. К искусственным волокнам относятся:
- Нитрошелк;
- Вискозный шелк;
- Ацетатный шелк;
- Нейлон;
- Капрон.
(ответ: 1, 2, 3)
Установите соответствие между видом волокна и признаком его определения. Напишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву из центрального и условное обозначение из правого столбцов.
Волокно | Характер горения | Запах при горении |
Ацетат | а) сгорает полностью с образованием светло-серой золы | Горящей бумаги |
Хлопок | б) горит без пламени, с треском, на конце волокна образуется шарик, рассыпающийся при нажатии | Уксуса |
Натуральный шелк | в) горит быстро, вне пламени не горит, на конце – бурый плотный шарик | Жженого волоса |
- а -2
- в -1
- б -3
III Новый материал
В глубокой древности гардероб модницы (хотя у меня сомнения по поводу существования в то время понятия “мода”) состоял из пары шкур убитых животных или странного “нарядного платья” из листьев пальмы. Сегодня же наш гардероб гораздо более разнообразен: вечерние, нарядные, коктейльные, деловые платья, сарафаны, халаты, плащи и куртки, блузки, рубашки, туники, юбки, брюки, джинсы и много чего другого. И все это разнообразие требует к себе определенного бережного ухода.
Что такое бережный уход?
Уход – постоянная забота, поддержание и сохранение внешнего вида вашей одежды.
Ваша одежда, как и Вы сами, на протяжении дня подвергается воздействию внешних факторов. Она защищает Вас от палящего солнца, дождя и пыли, холода и ветра.
Где бы ни находились: дома, в школе или на улице, - наша одежда впитывает загрязнения как от окружающей среды, так и непосредственно от тела. Человек через поры кожи выделяет значительное количество пота и других веществ, следы которых мы можем увидеть, к примеру, на воротниках и манжетах своей одежды. Одежда страдает также от нашей неаккуратности, небрежности, торопливости.
Как же ухаживать за нашей одеждой, чтобы всегда выглядеть аккуратными, привлекательными?
Уход за одеждой можно разделить на несколько этапов: (запись в тетрадь)
- Определение сырьевого состава ткани, из которого изготовлено изделие, поскольку именно свойства волокон ткани определяют выбор условий ухода за изделием.
- Сортировка изделий в зависимости от сырьевого состава ткани и степени загрязненности изделия.
- Очищение одежды от загрязнения стиркой или химической чисткой.
- Сушка изделия.
- Утюжка изделия.
Работа по группам: (4 человека)
Девочкам раздаются карточки
Карточка 1
Изделия из вискозы можно стирать вручную или в стиральной машине при щадящем режиме и невысокой температуре (30-40 градусов). Для стирки используют моющие средства для тонких тканей. Вещи из вискозы нельзя отжимать, выкручивать и сушить в центрифуге. После стирки изделие, не отжимая, развешивают или раскладывают на чистой простыне или полотенце, скатывают трубочкой вместе с подложенной тканью и осторожно отжимают. Гладят вискозу теплым утюгом (положение терморегулятора – “шелк”, или ) во влажном состоянии или через влажный проутюжильник. При этом изделие нельзя пересушивать. Вещи из вискозы можно подвергать химической чистке.
Карточка 2
Изделия из ацетата стирают вручную или в стиральной машине при температуре 30 градусов или щадящем режиме. Для просушивания развешивают. Ацетат быстро сохнет и не требует глажения. При необходимости изделия гладят с изнаночной стороны через сухой проутюжильник при слабом нагреве утюга. Пользоваться сушильными устройствами не рекомендуется.
Карточка 3
Изделия из полиэстера стирают в стиральной машине при температуре 40-60 градусов. Для стирки изделий из белых тканей применяют универсальные моющие средства, для цветных – моющие средства для тонких или цветных тканей. Полиэстер можно отжимать в стиральной машине при щадящем режиме и досушивать на воздухе. Пользоваться программой для сушки нельзя, так как пересушенный полиэстер плохо гладится. Утюжат изделия из этой ткани умеренно нагретым утюгом (положение терморегулятора - “шелк”, или ) и через влажный проутюжильник. Вещи из полиэстера хорошо переносят химическую чистку.
Изделия из нейлона стирают и сушат так же, как и изделия из полиэстера, но нужно иметь в виду, что температура воды пр стирке не должна превышать 40 градусов. Гладят изделия из нейлона при минимальной температуре без увлажнения.
Карточка 4
Изделия из акрила стирают при температуре воды, не превышающей 30 градусов. Не допускается использование автоматической сушки.
Изделия из тканей, содержащих эластан, стирают с добавлением моющих средств, предназначенных для тонких тканей, и сушат только на воздухе. Температура стирки и глаженья зависит от вида волокон, входящих в состав смеси с эластаном.
- Изучив материал в карточках, девочки обмениваются информацией в устной форме.
К одежде, купленной в магазинах, прикрепляется ярлык по уходу за изделием. На нем часто пишут, как правильно стирать, чистить и гладить данное изделие. Есть ярлыки, где указываются знаки по уходу за одеждой, обозначающие правильные режимы стирки, глажения и можно ли стирать или подвергать химической чистке.
- Изучение символов и их обозначения.
IV Физическая пауза
Гимнастика для глаз
1. “Филин”:
- Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.
- Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Упражнение повторить 4-5 раз.
2. “Метелки”: выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста: вы, метелки, усталость сметите, глазки нам хорошо освежите.
Упражнение повторить 4-5 раз.
3. Следим глазками за зеленой точкой (кружочком, шариком в руках взрослого).
V Практическая работа
Работа с учебником: Практическая работа №10 стр. 58
VI Закрепление материла
- Назовите способы ухода за одеждой.
- Для чего необходимо на этикетках изображать символы ухода за изделием?
- Разгадайте кроссворд(работа с интерактивным планшетом – обучающиеся самостоятельно вписывают ответы в сетку кроссворда)
По горизонтали:
- Волокно, изделия из которого почти не мнутся. (Лавсан)
- Процесс удаления отдельного пятна с изделия без застирывания. (Химчистка)
- Самое “растяжимое” волокно. (Эластан)
- Волокно, изделия из которого можно кипятить. (Хлопок)
- Волокно, похожее на шерсть. (Нитрон)
- Вещество, из которого получают искусственные волокна. (Целлюлоза)
- Отечественное название дедерона. (Капрон)
По вертикали:
8. Волокно, имеющее лучшие гигиенические свойства среди химических волокон. (Вискоза)
VII Поведение итогов
Анализ ответов и работы обучающихся.
Оценка ответов и работы обучающихся.
VIII Домашнее задание. Параграф 15
Используемая литература
- Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ под редакцией В.Д. Симоненко. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.: ил.
- Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко/ авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
- Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / С.Э. Макруцкая. – 2 изд., перераб. И испр. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009. – 126 с.
- http://zadori.by/statyi/tematicheskie-statyi/uhod-za-washei-odezhdoi-znaki-uhoda
- http://www.cl-shop.ru/clt1.html
- http://himchistka18.ru/pub6/uhod-za-odejdoi.html
- http://child-style.ru/article_info.php?articles_id=2