Интегрированный урок русского языка и математики "Имена числительные в математике. Числа в русском языке"

Разделы: Математика, Русский язык


Цели:

  • образовательные: обогащение системы знаний по заданным темам русского языка и математики, закрепление понятий положительных и отрицательных чисел, навыков работы с координатной прямой, формирование умений правильного употребления в речи числительных в процессе решения математических и грамматических заданий;
  • развивающие: развитие наблюдательности и нестандартного мышления, выдержки и настойчивости в достижении цели, творческих способностей;
  • воспитательные: воспитание интереса, любви и уважения к предметам.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, слайды, карточки.

Методы: частично-поисковый, монологический ответ (сообщение)

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель математики: Здравствуйте.

Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. Настрой класса.

Сегодня у нас необычный урок. Во – первых, таких у вас ещё не было: и русский язык, и математика одновременно. Во – вторых, к нам пришли гости, учителя нашей школы, посмотреть, как мы работаем. Надеюсь, вы будете работать серьёзно, отвечать только полным ответом. Сегодня у нас заключительный урок по имени числительному, и нам предстоит повторить всё, что изучали в течение этого месяца, а также подготовиться к контрольному диктанту. Запишите сегодняшнее число и тему урока.

Учитель математики: на уроках математики мы всегда говорим о том, где можно применить знания по изучаемому материалу. Например, при изучении химии надо знать тему “Пропорции”, на уроках географии уметь находить масштаб, на уроках истории пригодится понятие координатной прямой, на уроках физики нужно уметь переводить одну единицу измерения в другую и т.п.

А сегодня мы хотим показать связь между предметами русского языка и математики. Ведь на каждом уроке мы называем числа, дроби, различные выражения, но не всегда правильно. В нашем учебнике даже есть рубрика, помогающая правильно говорить. Но, к сожалению, не все туда заглядывают. Например, как правильно прочитать дроби ? ( Написать их на доске и оставить до конца урока)

На сегодняшнем уроке мы повторим понятия положительных и отрицательных чисел, противоположных и целых чисел, поработаем с координатной прямой.

Запишите число, тему урока в тетради по математике.

3. Учитель русского языка: А когда на уроках русского языка мы сталкиваемся с числами?

(Ответы: запись даты, № упражнения, страницы, № разбора....)

Ребята, важно не только называть правильно числа, не менее важно уметь грамотно записывать математические термины. Давайте с ними сейчас поработаем. К доске пойдёт ........., остальные записывают в тетрадь.

Словарный диктант: координата, координатная прямая, отрицательное число, масштаб, отрицательное число, положительное число, отношение, пропорция, дробь (по ходу написания - объяснение орфограмм)

Учитель математики: Вы написали математические термины, вспомним, что они означают.

А) - Какие числа называются положительными? Отрицательными?

- Какая прямая называется координатной?

- Что называется координатой точки? Как она записывается?

- Как называется точка О(0)?

- Где на прямой расположены положительные числа? Отрицательные?

- Какие два числа называются противоположными?

- Если число положительное, то каким будет противоположное число?

- Какое число противоположно 0?

- Какие числа называются целыми?

Б) - Назовите координаты точек E, F, K, P ( чертеж на доске). Отметьте на этой прямой точки с координатами, противоположными данным.

В) Слайд №1

- Прочитайте выражения.

- Найдите значение m.

- Назовите числа, противоположные данным.

- Назовите положительные числа; отрицательные числа; целые числа.

- Выпишите в тетрадь пары противоположных чисел.

Учитель русского языка: А к какому разряду относятся дробные числительные?

Ученик: дробные числительные относятся к количественным.

Какие ещё числа были на экране? (целые)

На данный момент мы практически всё знаем о числительном как о части речи. Скажите, ребята, а что было самым сложным при изучении числительного, когда вы допускали ошибки?

Ученик: Самым трудным было склонение составных числительных.

- Да, действительно, самым сложным было склонение числительных. Сейчас мы просклоняем словосочетание 697 книг. В это время 2 человека выполняют задание на карточках (Приложение 1)

А прокомментирует ........ (ученик)., чётко проговаривая окончания и выделяя их. (Приложение №2)

Составьте предложение с данным словосочетанием в косвенном падеже.

(В это время проверка предложений)

Молодцы, прекрасно справились с этим заданием.

Учитель математики (Слайд № 2):

- Найдите значения выражений.

- Что в этих примерах общего? (Ответ: 40)

Учитель русского языка: Вы никогда не задумывались, почему числительное 40 так называется? Ведь 50 – это пять десятков, 70 – семь десятков. Как же произошло числительное 40? Об этом нам расскажет ........ (ученик) (Приложение № 3).

Учитель математики: Сейчас мы напишем в тетрадях небольшой числовой диктант. Из следующих предложений выпишите числа в два столбика: один столбик со знаком “+”, другой – со знаком “-”.

Числовой диктант: (диктует учитель русского языка)

- Наибольшая глубина Балтийского моря 459 метров, Азовского – 14 метров.

- При благоприятных условиях сосны достигают сорока метров.

- Наибольшая глубина Байкала 1637 метров.

- Максимальная высота Уральских гор 1896 метров.

Учитель математики: Что у вас получилось?

Ученик: со знаком “+”: 40 метров, 1896 метров;

Со знаком “ - “: 459, 14 метров, 1637 метров.

Учитель математики: Правильно. Объясни.

Учитель русского языка: Ребята, скажите, пожалуйста, а о каких количественных числительных мы ещё не говорили? (о собирательных)

Снова внимание на экран (Слайд № 3)

Пока класс работает с предложениями, 1 выполняет задание на обратной стороне доски (подчеркнуть те слова, которые не сочетаются с собирательными числительными) (Приложение № 4)

Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей, детенышей животных и с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

Учитель математики: А теперь задание такое, тоже с целыми числами: по рисунку определите поговорку или пословицу (показывает рисунки Слайды № 4 – 9), дети отвечают)

- семеро одного не ждут;

- за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь;

- 7 раз отмерь, один раз отрежь;

- не имей 100 рублей, а имей 100 друзей;

- одна голова хорошо, а две – лучше;

- двумя ложками кашу не едят.

Молодцы! С заданием справились отлично.

Ну а теперь вернемся к нашим дробям. Как все-таки правильно их прочитать?

(Дети читают дроби )

Учитель русского языка: Я в течение урока наблюдала за произношением вами числительных и убедилась в том, что знания этой темы вы успешно применяете не только на уроках русского языка, но и на уроках математики. Я надеюсь, что и на географии, биологии и других уроках вы не будете отходить от норм произношения.

4. Итоги урока. Оценки за урок.

Д.З. по математике: приготовить сообщения об истории происхождения положительных и отрицательных чисел, повторить п. 26, 27.

Д.З. по русскому языку: творческое. Зашифровать в рисунках пословицы, поговорки, загадки...., где встречаются числа.

Литература.

1. Г.А.Баранова. Уроки русского языка в 6 классе. Москва. Просвещение. 2003 г

2. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Учебник для учащихся 6 класса. Москва. Просвещение. 2007 г

3.Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство “Мнемозина”, 2008 г

4. Т.В.Раман Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 6 класс. Издательство “Экзамен” Москва, 2006 г

5.Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина. 6 класс. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2008 г