Склонение имён существительных во множественном числе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе; развивать логическое мышление, память, речь, умение работать с информацией; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: учебник русского языка для 4 класса автора Рамзаевой Т.Г., тетради, карточки-задания, толковый словарь, доска.

Ход урока:

Организационный момент.

Всё у меня в порядке:
Учебник, ручка, дневник и тетрадки.
На уроке не ленюсь,
Быстро я всему учусь.

2. Словарная работа (орфографическая и лексическая). (на доске)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции...

- Где может происходить это действие? (на вокзале)

- Действительно, на вокзале. (слово вокзал появляется на доске)

Давайте скажем всё, что знаем об этом слове:

- Сколько в нём букв? Звуков? (7 букв и 7 звуков, 4 согласные и 3 гласные)

- Сколько слогов в этом слове? (два)

- На какой слог падает ударение? (на второй слог)

- Произнесите это слово, выделив ударный слог.

- Какие орфограммы надо запомнить? Вокзал (безударную гласную “О” и согласный звук “К”)

- Ребята, а кто может дать толкование этого слова?

- А какое лексическое значение слова вокзал даёт нам толковый словарь? ( “Вокзал - это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции или на пристани”).

3. Чистописание.

Массаж рук

На дворе пошёл снежок: стучим пальчиками по столу легонько сначала одним, потом другим, третьим, четвёртым, пятым. Ручки замёрзли! Потрём ладошки .... Мы перчаточки надели, расправили, ручками повертели, разогрели. Скажем хором: нам не страшен холод. Снимаем перчатки. Приступаем к чистописанию.

- Запишите это слово вокзал столько раз, сколько поместится на одной строке. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть буквы, которые нужно запомнить.

- Кто составит предложение с этим словом? (Работа у доски)

Подчеркнём в нём грамматическую основу. Обозначим род, склонение, число и падеж слова вокзал. Выделим окончание. Проверим (сильная или слабая позиция?).

4. Постановка темы урока.

- А теперь вернёмся к записанному мною на доске отрывку из стихотворения Маршака.

- Найдите существительные в этом тексте.

Дама, багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
собачонку.
даме, на станции
квитанции

- Среди названных существительных одно лишнее? Какое? (квитанции)

- Почему? ( мн.ч.)

- Откуда узнали? (по слову четыре)

5. Подготовка к усвоению новой темы.

- Я буду называть существительные в единственном, а вы во множественном числе и будем записывать их в два столбика: 1 - сущ.ед.ч., 2 – сущ. мн.ч.

- Только вот как мы сумеем доказать, что образованные нами существительные будут употреблены во множественном числе? Ваши предположения? (существительные в ед.ч.обозначают один предмет, а сущ.во мн.ч.-несколько предметов)

- А что скажет научный сотрудник? (подготовленный ученик читает на стр. 122 правило)

Работаем с комментированием у доски. Выделяем окончания у сущ.во мн.ч..

Страна, край, апельсин, яблоко, дочь, тигр, парта, стол, метель, снега, туча, облако, сердце, печь.

- Какие окончания имеют существительные во множественном числе именительном падеже?

-и -ы -а -я

Проверьте себя, прочитав вывод на стр.123 учебника (самостоятельное чтение)

6. Физкультминутка.

Подсолнух.

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

7. Открытие нового знания. Исследовательская работа.

- На какие типы склонения разделяются все имена существительные? (1, 2, 3-е скл.)

- Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?

- Давайте проверим ваши предположения.

Мы разделимся на группы и проведём исследование.

Вы должны будете поставить во множественное число существительные

Страна, конь, ель и просклонять. (работа в группах)

  1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
  Страна конь ель
И.п.      
Р.п.      
Д.п.      
В.п.      
Т.п.      
П.п.      

 К доске приглашаются ученики и выступают.

- Что вы заметили? (окончания не зависят от склонения)

8. Вывод.

- Какой вывод можно сделать? (во множественном числе существительные не различаются по склонениям)

А что скажет научный сотрудник? (стр. 124 правило)

- Так что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (что существительные во множественном числе по склонениям не различаются)

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

Склонение имён существительных во множественном числе. (появляется на доске)

9. Самостоятельная работа.

Упр.244. Скопируйте текст, выделите окончания существительных во множественном числе.

10. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята давайте вспомним:

- Что обозначают имена существительные во множественном числе? (много предметов)

- Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? (окончание)

- Различаются ли по склонениям имена существительные во множественном числе? (нет)

- Что на уроке было интересным?

- А что оказалось трудным?

11. Домашнее задание.

Стр. 122–124 (правило) упр. 243

- Спасибо за урок! Вы молодцы!