Цель обучения иностранному языку - это развитие умения общаться на иностранном языке, как в устной, так и в письменной форме.
Для успешного осуществления общения учащиеся должны овладеть особого рода навыками – автоматизированными компонентами речевой деятельности. Этим-то навыкам и надо обучать тех, кто изучает иностранный язык.
Необходимо напомнить, что представляет собой грамматический навык. Это - прежде всего, действия по расстановке лексических единиц в предложении, действия по отбору служебных слов и частиц, действия по образованию форм знаменательных слов или по отбору их форм из парадигмы.
Помимо действий, в состав грамматических навыков входят мыслительные операции – ими учащиеся руководствуются в ходе обучения, так как первоначально они выполняют действия осознанно. По мере овладения навыком, в результате тренировки мыслительные операции свёртываются и становятся, в конце концов, ненужными. Мыслительные операции предполагают знание учащимися некоторых грамматических понятий – таких, как время, лицо, число, частица, артикль.
Грамматические навыки входят в состав не только диалогической и монологической устной речи, но и в состав всех других видов речевой деятельности. Грамматические навыки письменной речи аналогичны по структуре действий и операций устной речи, но включают ещё орфографические действия.
Имеются грамматические навыки в аудировании и чтении. Однако это не те навыки, которыми приходится пользоваться в устной и письменной речи. Это рецептивные грамматические навыки. В них отправной точкой является воспринятый речевой материал – в нём требуется вычленить грамматическую форму по её признакам, узнать её, понять её значение и смысл всего контекста.
В данной статье хотелось бы остановиться на этапах формирования грамматического навыка. Это представляется возможным сделать на примере работы над темой “Passé composé”. К моменту изучения этой темы учащиеся уже знакомы с делением французских глаголов на группы, они умеют употреблять в речи различные формы глаголов I группы и некоторых глаголов III группы, таких как avoir, être, aller, prendre,faire, vouloir, pouvoir.
Работа начинается с предъявления на слух форм passé composé нескольких глаголов I группы, спрягающихся с avoir. Например, j’ai mangé, tu as mangé, il a mangé; j’ai donné, tu as donné, il a donné и т.д. Учащиеся несколько раз повторяют вслух предложенные примеры. После этого они записываются на доске. Выявив общие признаки, учащиеся с помощью учителя могут сформулировать правило образования passé composé у этих глаголов.
После этого начинается выполнение устных упражнений в отработке форм вне контекста предложений. В домашнее задание могут быть включены и упражнения в письменной форме, такие как спряжение отдельных глаголов.
Далее учащимся предлагается в небольшом тексте найти глаголы в passé composé и перевести их на русский язык.
“Claire et Suzanne ont un chat qui s’appelle Minouche. Le matin Minouche boit un peu de lait. Le petit Nicolas a donné une tomate à Minouche . Le chat n’a pas mangé cette tomate. Les chats ne mangent pas les légumes! Claire et Suzanne ont trouvé un peu de poisson pour Minouche, et elle a bien mangé. Puis Minouche a commencé à joué à la balle.”
Данная тема изучается, когда дети ещё достаточно маленькие, поэтому для поддержания интереса к изучению иностранного языка необходимо использовать на уроках рифмовки и игровые моменты. Для лучшего запоминания participe passé глаголов III группы можно заучить рифмовку “À la leçon”:
Nous avons beaucoup appris
Nous avons un peu écrit
Nous n’avons pas fait de fautes
Nous avons reçu des notes.
Вслед за упражнениями в отработке форм вне контекста предложения следуют такие, которые обучают выбору форм в составе предложения.
Например:
а) составить пары предложений, в одних из которых действия относятся к настоящему времени, а в других – к прошедшему времени.
Aujourd’hui Pierre lit un texte sur Riquiqui. Hier il un texte sur le Père Noël.
Aujourd’hui Pierre veut aller à la bibliothèque. Hier il aller au cinéma.
б) ответить на вопросы ( время глагола подсказано в вопросе, но надо выбрать форму лица.) Для этого вида работы целесообразно использовать игру в команды. Учащемуся предлагается выполнить определённые действия, а затем ему задаются вопросы для комментирования, выполненного действия.
- Mange un bonbon! (учащийся съедает конфету). Qu’est-ce qu’il a fait? (вопрос к группе учащихся) илиQu’est-ce que tu as fait? (вопрос к самому учащемуся).
Набор таких команд очень велик. Например: Lis la phrase! Écris un mot! Dessinele soleil! и т.д. Учащиеся всегда с большим удовольствием выполняют подобные задания.
Третья группа упражнений непосредственно включает тренировку навыка в речевую деятельность. В таких упражнениях применяется контекст нескольких связанных между собой предложений. Например:
а) расскажите, что вы делали на уроке сегодня. Используйте известные вам глаголы écrire, lire, dessiner, jouer, parler и т.д.
б) расскажите, что делал каждый член вашей семьи вчера вечером и т.д.
Аналогично проходит тренировка использования в речевой деятельности глаголов, спрягающихся в passé composé cо вспомогательным глаголом être.
После завершения этого этапа работы, можно предложить учащимся составить алгоритм операций, пользуясь которым, они будут употреблять в речи глаголы в passé composé :
- Определи, с каким вспомогательным глаголом (être или avoir) спрягается выбранный глагол.
- Вспомни нужную форму вспомогательного глагола.
- Образуй participe passé спрягаемого глагола.
- Согласуй в роде и числе participe passé глагола, если он спрягается в passé composé с глаголом être.
По мере овладения навыком, необходимость в этом алгоритме исчезнет. Необходимо отметить, что в ходе овладения речевой деятельностью отдельные правила обобщаются и образуют в сознании учащихся системные представления о грамматических явлениях иностранного языка.
Подводя итоги, необходимо отметить, что для владения устной речью учащимся необходимо приобрести грамматические навыки с помощью тренировки. Для приобретения навыка первоначально используются мыслительные операции, направляющие выполнение действий. По мере закрепления навыка операции делаются ненужными, свёртываются. Тренировка грамматических навыков трудоёмкая работа, поэтому нужно стараться сэкономить время путём отбора наиболее простых действий и операций.
Овладение грамматически правильной речью составляет базу для приобретения знаний о грамматическом строе иностранного языка.
Литература.
- Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе, 2000, №3.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку //М.: Арти - Глосса, 2000.
- Минньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку // М.: Просвещение, 1990.
- Причина Л.М. Система упражнений по формированию навыка употребления временных форм французского языка в устной речи // Иностранные языки в школе, 2000 №2.
- Цетлин В.С. Как обучать грамматически правильной речи // Иностранные языки в школе, 1998, №1