Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование положительных качеств, положительного отношения, любви к искусству.
Задачи:
- образовательная: формирования представления о произведениях изобразительного искусства и музыки;
- воспитательная: вызвать у учащихся интерес к изобразительному искусству и музыке, возбудить чувство сопереживания;
- развивающая: эмоциональный отклик на музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства; умение выражать своё отношение к произведениям искусства, высказывать своё мнение, свои мысли.
Ход урока
Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию (вверх – вниз).
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте, учитель!
Учитель: Ребята, а вы любите сказки?
На доске запись “Сказка”
Ученики: Да.
Учитель: Назовите свои любимые сказки?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: О чём говорится в сказках?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Сказки рассказывают нам о жизни русского народа, о могучей силе, подвигах и победах могучих русских богатырей, о красоте.
Учитель: Ребята, а кто из вас знает, когда возникли сказки?
Ученики: Давно, в далёкие – далёкие времена.
Учитель: А вы знаете, кто является их создателями?
Ученики: Народ.
Учитель: Раньше люди не умели читать и писать. Не было книг, букв, не существовало письменности, поэтому сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
Учитель: Как вы понимаете выражения “из уст в уста”, “из поколения в поколение”?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: И поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Но не только сказки относятся к устному народному творчеству, но и былины.
На доске запись “Былина”.
Учитель: Но чем отличается былина от сказки?
Ученики: Былины исполняются на распев, неспешно. Былины исполняет баян – сказитель.
Учитель: Музыканты в таких случаях говорят: “Исполнять в былинном стиле” (то есть спокойно, не спеша, величественно – героического характера).
Звучит фрагмент былины.
Учитель: Как вы думаете, кто является главным персонажем былин?
Ученики: Богатырь, богатыри.
Запись на доске “Богатырь”.
Учитель: Кто такие богатыри?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Имена, каких богатырей вы можете назвать?
Ученики: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Учитель: Ребята, кто такие богатыри?
Ученики: Физически сильные люди.
Рассмотреть картину В. Васнецова “Богатыри”.
Обратить внимание на правильное название картины.
Учитель: Ребята, рассмотрите картину В. Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображён?
Ученики: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.
Учитель: Как вы думаете, все ли сильные?
Ученики: Да.
Учитель: Всмотритесь в лица всех богатырей. Как вы думаете, какое главное качество у каждого из них?
Ученики: Добрыня Никитич – ум, Илья Муромец – сила, Алёша Попович – добро.
Все три слова появляются на доске поочерёдно.
Учитель: Вслушайтесь в слово БОГАТЫРЬ. От каких слов оно произошло?
Ученики: Богатый, богат, ходит под Богом, Богом данный дар.
Учитель: Как вы думаете, какой дар дан каждому из них?
Всмотреться в лица всех трёх богатырей.
Ученики: Одному – сила (Илья Муромец). Другому – ум (Добрыня Никитич). Третьему – добро (Алёша Попович).
Учитель: Что важно для человека из этих трёх начал? Что есть богатство?
Учитель: Одно добро без силы и ума будет действительно?
Ученики: Нет.
Учитель: Ум без добра – Что он несёт миру?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Сила нужна человеку без ума?
Ученики: Нет.
Учитель: Что же важнее?
Ученики: Для человека важны все три дара. Сила, ум и добро.
Учитель: Какой же смысл вложил В. Васнецов в свою картину? Для того, чтобы перечислить былинных героев собравшихся на одной картине?
Ученики: Нет. Для того, чтобы показать, что только совместное существование трёх начал (сила, ум, добро) делает человека поистине богатым.
Учитель: Всмотритесь в портрет русского композитора А. Бородина.
Показ портрета композитора. Запись на доске.
Учитель: Александр Бородин – известный русский композитор XIX века. Занимался химией, был учёным.
Учитель: Как вы думаете, каким человеком был Бородин?
Ученики: Сильным, серьёзным, задумчивым, добрым, сосредоточенным, умным.
Учитель: Мы можем его назвать богатым?
Ученики: Да.
Учитель: Музыкальное произведение, которое вы сейчас услышите, Бородин написал в 1876 году. Это Симфония №2 “Богатырская”.
На доске запись названия произведения.
Учитель: Сейчас мы с вами услышим это произведение. В ходе слушания определите, какая музыка по звучанию?
Слушаем Симфонию №2 “Богатырская”.
Учитель: Какая музыка по звучанию?
Ученики: Сильная, сдержанная, серьёзная, мужественная, строгая, мощная, грозная, героическая.
Учитель: Созвучно ли название произведения со звучанием?
Ученики: Да.
Учитель: Кто исполняет музыкальное произведение?
Ученики: Симфонический оркестр.
Учитель: Почему Бородин для исполнения своей музыки выбрал симфонический оркестр?
Ученики: Подчеркнуть силу, мощь, мужество.
Учитель: Созвучна ли Симфония №2 А. Бородина картине В. Васнецова “Богатыри”?
Ученики: Созвучна.
Учитель: Да, вы правы.
Совместные выводы учителя и учащихся по уроку.
Исполнение песни.