Урок музыки: "Там русский дух… Там Русью пахнет!"

Разделы: Музыка


Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование положительных качеств, положительного отношения, любви к искусству.

Задачи:

  • образовательная: формирования представления о произведениях изобразительного искусства и музыки;
  • воспитательная: вызвать у учащихся интерес к изобразительному искусству и музыке, возбудить чувство сопереживания;
  • развивающая: эмоциональный отклик на музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства; умение выражать своё отношение к произведениям искусства, высказывать своё мнение, свои мысли.

Ход урока

Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию (вверх – вниз).

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Ребята, а вы любите сказки?

На доске запись “Сказка”

Ученики: Да.

Учитель: Назовите свои любимые сказки?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: О чём говорится в сказках?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Сказки рассказывают нам о жизни русского народа, о могучей силе, подвигах и победах могучих русских богатырей, о красоте.

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, когда возникли сказки?

Ученики: Давно, в далёкие – далёкие времена.

Учитель: А вы знаете, кто является их создателями?

Ученики: Народ.

Учитель: Раньше люди не умели читать и писать. Не было книг, букв, не существовало письменности, поэтому сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Учитель: Как вы понимаете выражения “из уст в уста”, “из поколения в поколение”?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: И поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Но не только сказки относятся к устному народному творчеству, но и былины.

На доске запись “Былина”.

Учитель: Но чем отличается былина от сказки?

Ученики: Былины исполняются на распев, неспешно. Былины исполняет баян – сказитель.

Учитель: Музыканты в таких случаях говорят: “Исполнять в былинном стиле” (то есть спокойно, не спеша, величественно – героического характера).

Звучит фрагмент былины.

Учитель: Как вы думаете, кто является главным персонажем былин?

Ученики: Богатырь, богатыри.

Запись на доске “Богатырь”.

Учитель: Кто такие богатыри?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Имена, каких богатырей вы можете назвать?

Ученики: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Учитель: Ребята, кто такие богатыри?

Ученики: Физически сильные люди.

Рассмотреть картину В. Васнецова “Богатыри”.

Обратить внимание на правильное название картины.

Учитель: Ребята, рассмотрите картину В. Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображён?

Ученики: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Учитель: Как вы думаете, все ли сильные?

Ученики: Да.

Учитель: Всмотритесь в лица всех богатырей. Как вы думаете, какое главное качество у каждого из них?

Ученики: Добрыня Никитич – ум, Илья Муромец – сила, Алёша Попович – добро.

Все три слова появляются на доске поочерёдно.

Учитель: Вслушайтесь в слово БОГАТЫРЬ. От каких слов оно произошло?

Ученики: Богатый, богат, ходит под Богом, Богом данный дар.

Учитель: Как вы думаете, какой дар дан каждому из них?

Всмотреться в лица всех трёх богатырей.

Ученики: Одному – сила (Илья Муромец). Другому – ум (Добрыня Никитич). Третьему – добро (Алёша Попович).

Учитель: Что важно для человека из этих трёх начал? Что есть богатство?

Учитель: Одно добро без силы и ума будет действительно?

Ученики: Нет.

Учитель: Ум без добра – Что он несёт миру?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Сила нужна человеку без ума?

Ученики: Нет.

Учитель: Что же важнее?

Ученики: Для человека важны все три дара. Сила, ум и добро.

Учитель: Какой же смысл вложил В. Васнецов в свою картину? Для того, чтобы перечислить былинных героев собравшихся на одной картине?

Ученики: Нет. Для того, чтобы показать, что только совместное существование трёх начал (сила, ум, добро) делает человека поистине богатым.

Учитель: Всмотритесь в портрет русского композитора А. Бородина.

Показ портрета композитора. Запись на доске.

Учитель: Александр Бородин – известный русский композитор XIX века. Занимался химией, был учёным.

Учитель: Как вы думаете, каким человеком был Бородин?

Ученики: Сильным, серьёзным, задумчивым, добрым, сосредоточенным, умным.

Учитель: Мы можем его назвать богатым?

Ученики: Да.

Учитель: Музыкальное произведение, которое вы сейчас услышите, Бородин написал в 1876 году. Это Симфония №2 “Богатырская”.

На доске запись названия произведения.

Учитель: Сейчас мы с вами услышим это произведение. В ходе слушания определите, какая музыка по звучанию?

Слушаем Симфонию №2 “Богатырская”.

Учитель: Какая музыка по звучанию?

Ученики: Сильная, сдержанная, серьёзная, мужественная, строгая, мощная, грозная, героическая.

Учитель: Созвучно ли название произведения со звучанием?

Ученики: Да.

Учитель: Кто исполняет музыкальное произведение?

Ученики: Симфонический оркестр.

Учитель: Почему Бородин для исполнения своей музыки выбрал симфонический оркестр?

Ученики: Подчеркнуть силу, мощь, мужество.

Учитель: Созвучна ли Симфония №2 А. Бородина картине В. Васнецова “Богатыри”?

Ученики: Созвучна.

Учитель: Да, вы правы.

Совместные выводы учителя и учащихся по уроку.

Исполнение песни.