Цель:
- Способствовать формированию представления о технике изонити, развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
- Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических и экономических качеств личности. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям, к окружающей среде.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, образцы в технике изонить, инструкционные карты - заполнение угла и окружности, выставка работ, елочка, ножницы, нитки, подставки для инструментов, угол и окружность-пособие.
Ход урока
1. Организационный момент:
Проверка явки учащихся, приветствие.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
Полный сказок и чудес.
2. Актуализация знаний учащихся
В некотором царстве, в лесном государстве жила-была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, блестящая, на головке - ушко, сзади длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с Иголочкой во дворце жили ее родственники граф Ножницы и графини Катушки.
Однажды незадолго до Нового года принцесса Иголочка приказала своим слугам принести из леса настоящую зеленую елочку. Но вдруг дверь во дворец распахнулась, и в тронный зал вошли гости-маленькие Ручки. “Как так, без доклада, без приглашения?” - вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки обиделись, но не ушли - это были Умелые Ручки. Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и водрузили на трон.
- Ребята какой же трон был у принцессы Иголочки? (игольница)
- Правильно, специальная подушечка-игольница.
И вот какую историю рассказали Умелые Ручки:
В снегу стояла елочка-
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее-
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда- то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения-
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!
Принцессе стало немного стыдно за себя, она подумала...
- Ребята, что же подумала принцесса, когда услышала историю про елочку?
(если срубить елочку, она постоит пока праздник, а потом ее выкинут, а в лесу елочка будет расти долгие годы и принесет много пользы).
Но принцессе очень хотелось, чтобы в тронном зале в Новый год стояла елочка.
Умелые Ручки заметили как огорчилась Иголочка и сказали: “Не печалься принцесса, мы принесли тебе подарок” и подарили красивую коробку.
Иголочка открыла подарок и что же она увидела.. .елочку - красивую, зеленую как настоящую.
И принцессе Иголочке захотелось тут же украсить ее.
- Ребята, а вы поможете?
3. Изложение нового материала.
Сегодня на уроке мы научимся делать елочные украшения в технике изонить.
“Нитяная графика” или изонить- это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне.
Изонить как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В наше время чаще используется бархатная бумага – у нее готовый цветовой фон и фактура. Так же используют и цветной картон, и наждачную бумагу.
В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Картины из ниток весьма эффектны. Они вызывают восторг и удивление.
Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:
- заполнение угла;
- заполнение окружности.
Сегодня на уроке мы научимся делать елочные игрушки в технике изонить, используя приемы “заполнение угла” и “заполнение окружности”.
Итак, рассмотрим последовательность заполнения угла:
Заполнение угла
- начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
- разделить каждую сторону угла на 12 равных частей.
- пронумеровать полученные точки, начиная от вершины.
- сделать иглой проколы во всех точках, кроме вершины.
- вдеть нить в иглу.
- закрепить нить на изнаночной стороне скотчем.
- заполнить угол по предложенной схеме.
Рис.1
А теперь вместе с принцессой Иголочкой и ее подружками Катушками Умелые Ручки научат вас рисовать нитью. Но сначала откроем секреты, которые обязательно нужно знать, прежде чем приступать к работе в технике изонити.
При заполнении угла по лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой (а), по изнаночной — стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий (б).
Рис.2
4. Практическая работа:
Прежде, чем приступить к работе, необходимо вспомнить правила техники безопасности и принцесса Иголочка приготовила для вас задание:
- Внимательно рассмотрите картинки, назовите правильную и объясните, почему выбрали именно эту.
Рис.3
- А это задание для вас приготовил граф Ножницы:
- Внимательно рассмотрите картинки, назовите правильную и объясните почему выбрали именно эту.
Рис.4
- Ребята, делаем как я. В правой руке игла, в левой - заготовка.
Работаем одновременно со мной.
(показ приемов работы и одновременное выполнение детьми).
- Какой секрет мы узнали?
(на лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой, а на изнаночной стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий ).
Внимательно посмотрите на свою работу правильно ли у вас получилось?
Физминутка
Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Изложение нового материала
Итак, рассмотрим порядок заполнения окружности:
Заполнение окружности
- начертить окружность.
- разделить окружность на 12 равных частей.
- сделать иглой или шилом проколы во всех точках.
- вдеть нить в иглу.
- закрепить нить на изнаночной стороне скотчем или изолентой.
- заполнить окружность по предложенной схеме.
Рис.5
При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды (а), а по изнаночной нить повторяет линию окружности (б).
Рис.6
5. Закрепление:
- Какой секрет мы узнали? (на лицевой стороне рисунок в виде звезды, а на изнаночной нить повторяет линию окружности).
Внимательно посмотрите на свою работу правильно ли у вас получилось?
6. Итог урока:
Чему мы научились на уроке? Почему украшали именно искусственную елочку?
7. Оценивание:
Выставляются оценки с комментированием.
8. Домашнее задание:
Техника ниточного дизайна достаточно проста. В этом вы убедились сами.
Дома попробуйте придумать “свою” картину. Работу выполните на листе картона.