Урок-игра "Путешествие в страну Информатика"

Разделы: Информатика

Класс: 8

Ключевые слова: 8 класс, повторение и обобщение, урок-игра


Тип урока: урок-повторение.

Вид: урок-игра.

Технологии: игровая технология, разноуровневого обучения.

Раздел программы: Архитектура компьютера. Программное обеспечение компьютера.

Цель урока: Повторить и обобщить знания о принципах построения и работы компьютера, программного обеспечения на основе изученного материала и самостоятельного поиска.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обобщить и проверить знания о структуре компьютера, компонентах ПК, программном обеспечении ПК;
  • Проверить умение учащихся работать в текстовом редакторе WORD, работать с Проводником.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, воли к победе;
  • Воспитание находчивости, умения работать в команде.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности;
  • развитие интереса к изучаемому предмету.

Оборудование:

  • Компьютерный класс с операционной системой WINDOWS, текстовым процессором MS WORD(2003);
  • Персональный компьютер учителя;
  • Интерактивная доска InterWrite, проектор.

Ход игры

Сегодня мы отправляемся в путешествие по прекрасной, удивительной стране Информатика. Страна эта очень большая, в ней можно заблудиться. А для того, чтобы не заблудиться, у нас есть карта, на которую нанесен маршрут с остановками. На каждой остановке вам предстоит пройти испытания. В оценивании этих испытаний будут помогать помощники (команда жюри). Выиграет тот, кто наберет большее количество баллов к концу игры. Итак, начали!

Группа учащихся делится на три команды. Команды представляют свои названия.

Подготовительный этап

(Слайд 2. После оценивания жюри на слайде нажать кнопку ШИФР для показа правильного ответа). (1 балл за угаданный ключ)

Чтобы попасть в города Информатики, необходимо иметь ключ, которым открываются ворота всех городов. Ключ - это слово-шифр, которое команды должны отгадать. Кто быстрее? (Для проведения игры используется Презентация, раздаточный материал размещен в файле Приложение 1).

Задание для разгадывания ключа

С помощью этого органа чувств человек получает 80-90% информации. (Зрение). (Из ответа возьмите первую букву и вставьте ее в первую клетку ключа).

Мировая система компьютерных сетей. (Интернет). (Из ответа взять вторую букву и вставить ее во вторую клетку ключа).

Устройство, предназначенное для ввода в компьютер графической или текстовой информации с листа бумаги. (Сканер). (Из ответа возьмите 3 и 4 буквы и вставьте их в 3 и 4 клетки ключа).

Так называются сведения о ком-то или и чем-то, передаваемые с помощью знаков или сигналов. (Информация). (Из ответа возьмите 9 и 10 буквы и вставьте их в 5 и 6 клетки ключа). Ответ: знания.

Задание 1

Первая встреча за воротами – лагерь Теоретиков. ( Слайды 3,4)

Каждая команда выбирает “Умельца”, который должен поставить “палатку” для команды. (Выдается задание для выполнения его на ПК).

Задание для “Умельца”

С помощью Проводника выполни операции:

  1. На диске С в папке Урок создай папку с именем команды.
  2. Из папки Урок скопируй в свою папку файл “Переделкино”.
  3. Переименуй скопированный файл в файл “Ода компьютеру”.

Остальные участники команды показывают свои теоретические знания.

Задание для команды

Вам предстоит ответить на три вопроса. Каждый вопрос выбираем следующим образом:

  1. На столе у вас есть кубик, который определяет уровень вопроса и количество баллов за вопрос(1, 2 или 3). Бросайте кубик и выбирайте уровень вопроса.
  2. Называйте номер вопроса из выбранной категории. Номер вопроса выбираем сами - от 1 до 9.

Вопросы на 1 балл:

  1. К устройствам ввода или вывода относится монитор? Ответ: вывода.
  2. Назовите устройство, которое является “мозгом” и координирующим центром компьютера. Ответ: процессор.
  3. Назовите устройство, служащее для ввода текста и цифровой информации. Ответ: клавиатура.
  4. Как называется устройство для хранения информации? Ответ: память.
  5. Место нахождения процессора? Ответ: системный блок.
  6. Назовите устройство для вывода на печать текста и рисунков. Ответ: принтер
  7. Как называется минимальная единица информации? Ответ: 1 бит.
  8. Назовите устройство для ввода информации, часто применяемое в компьютерных играх. Ответ: джойстик.
  9. Какие виды внутренней памяти вы знаете? Ответ: ОЗУ, ПЗУ.

Вопросы на 2 балла.

  1. Верно ли, что при отключении питания стирается вся информация, находящаяся в ПЗУ? Ответ: нет.
  2. Сохранится ли информация в ОЗУ, если отключить от сети ПК? Ответ: нет.
  3. Является ли арифметическо-логическое устройство составной частью процессора? Ответ: да.
  4. Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор?
    Ответ: в ОЗУ.
  5. Можно ли пользователю сделать запись в ПЗУ? Ответ: нет.
  6. В каком виде представлена информация, предназначенная для обработки процессором? Ответ: в двоичном виде.
  7. Что называется файлом? Ответ: Файл - это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.
  8. Как называется специальный блок, с помощью которого внешнее устройство взаимодействует с процессором ПК? Ответ: контроллер.
  9. Что такое разрядность процессора? Ответ: Максимальная длина двоичного кода, который может передаваться или обрабатываться процессором целиком.

Вопросы на 3 балла.

1. Выберите из нижеперечисленных набор устройств, из которых можно собрать ПК:

  1. Процессор, память, клавиатура;
  2. Процессор, память, дисплей, клавиатура, дисковод;
  3. Процессор, память, дисковод.

Ответ: 2.

2. Назовите три положения, которые составляют суть принципа программного управления.

Ответ:

  1. Любая работа выполняется компьютером по программе.
  2. Исполняемая программа находится в ОП.
  3. Программа выполняется автоматически.

3. Какова информационная структура внутренней памяти? Ответ: битово-байтовая.

4. Выберите из ниже перечисленных набор устройств, из которых можно собрать компьютер:

  1. Пишущая машинка, память, дисковод.
  2. Процессор, память, монитор, клавиатура.
  3. Процессор, память, дисковод.

Ответ: 2 .

5. Какова информационная структура внешней памяти? Ответ: файловая.

6. В чем различие между внутренней и внешней памятью?

Ответ: 1 - внутренняя память хранит информацию, пока компьютер включен, при отключении информация исчезает. Внешняя память - различные магнитные, Flash носители, которые не требуют постоянного питания. 2 - скорость доступа к внутренней памяти выше.

7. Почему компьютер имеет два вида памяти?

Ответ: внутренняя память невелика по объему, но обладает высокой скоростью выполнения операций; внешняя по объему безгранична, но по скорости уступает внутренней.

8. В чем заключается свойство адресуемости внутренней памяти?

Ответ: Занесение информации в память и извлечение ее из памяти производится по адресам.

9. В чем заключается свойство дискретности?

Ответ: Информация в памяти в виде последовательности ячеек - битов, в одном бите хранится один бит информации.

Задание 2

Город Программград.(Слайд 5)

Без программы компьютер - просто железо. Но по пути к городу команды преследовало пламя компьютерных вирусов, поэтому программы, которое хотели продемонстрировать наши программисты, испорчены. Покажите программы, что с ними случилось и за дело - исправляйте ошибки!

А). По одному игроку от команды должны представить небольшое сообщение по теме “Программное обеспечение”. Темы: системное ПО, прикладное ПО, системы программирования. Жеребьевка показывает выбор тем.

(Слушаем выступления, а жюри их оценивает. Максимальный балл – 3).

Б). Команда работает по заданиям:

Выберите из предложенного списка программы, относящиеся к:

  1. Системному ПО - на графике обозначьте “0”.
  2. Прикладному ПО - на графике обозначьте “1”.

Список:

  1. Программа обучения английскому языку;
  2. Текстовый редактор WORD;
  3. Операционная система MS- DOS;
  4. Антивирусная программа DrWeb;
  5. Операционная система WINDOWS;
  6. Тренажер клавиатуры;
  7. Программа - архиватор WINZIP;
  8. Компьютерная игра ZOOM;
  9. Графический редактор PAINT.

Максимальное количество баллов - 9. Снижается по баллу за каждый неверный ответ.

Ответ:

Задание 3

Город Умниково. (Слайды 6,7,8,9).

Команды приблизились к Академгородку страны Информатика - городу Умниково. Я буду задавать вопросы, а вы поднимаете табличку с нужным ответом. (Каждая команда имеет таблички с номерами 1, 2, 3.)

Поднимите табличку с верным ответом. (1 балл)

  1. Устройство ввода предназначено для обработки вводимых значений;
  2. Устройство ввода предназначено для передачи информации от человека к машине;
  3. Устройство ввода предназначено для реализации алгоритмов обработки, накопления и передачи информации.

Ответ: 2

Поднимите табличку с номером верного ответа. (1 балл)

  1. Устройство вывода предназначено для программного управления работой вычислительной машины;
  2. Устройство вывода предназначено для обучения, для игры, для расчетов и для накопления информации;
  3. Устройство вывода предназначено для передачи информации от машины к человеку.

Ответ:3

Поднимите табличку с номером верного ответа. (1 балл)

  1. Процессор осуществляет все операции с числами, преобразует символы и пересылает их по линиям связи с одних устройств на другие;
  2. Процессор служит для хранения информации во время ее непосредственной обработки;
  3. Процессор осуществляет арифметические, логические операции и руководит работой всей машины с помощью электрических импульсов.

Ответ: 3

Поднимите табличку с номером ответа, не соответствующего данному определению. (* - верный ответ) (3 балла)

I. Адрес-это:

  1. Порядковый номер байта ОП;
  2. *Порядковый номер элемента массива;
  3. Часть письма в электронной почте.

II. Вирус- это

  1. *Ошибка в программе;
  2. Возбудитель инфекционного заболевания;
  3. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

III. Диск - это

  1. Носитель информации;
  2. *Геометрическая фигура;
  3. Спортивный снаряд.

Задание 4

Дача Переделкино.

Выполнив сложные задания, можно немножко и отдохнуть на даче в Переделкино.

А) От команды выбирается по 2 “поэта”.

Дается четверостишие, задающее рифму. Оставив последние слова, сочинить стихотворение и назвать его “Ода компьютеру”. Напечатать текст и выполнить задание.

Собаке Качалова
С. Есенин

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.

Задание: (5 баллов)

  1. Удалить ненужные слова, оставив только последние в каждой строке.
  2. Вписать свои слова.
  3. Озаглавить текст. Изменить фамилию автора.
  4. Расположить текст стихотворения по центру, фамилию автора - по правой границе.
  5. Установить размер шрифта - 16 пунктов.
  6. Начертание - жирный, курсив.

В) Остальные игроки команды отвечают на вопросы, поднимая таблички с ответом. (3 балла)

1. Назовите клавиши удаления символов.(DELETE, BACKSPACE)

2. Какая клавиша помогает вставить пропущенный символ? (INSERT)

3. Назовите клавишу выхода из текущего режима.(ESCAPE)

4. Какая клавиша существует для ввода информации?(ENTER)

5. Какая клавиша заставляет курсор “прыгнуть ” в конец строки?(END)

6. Чтобы перейти в начало строки, надо нажать клавишу (HOME).

Задание 5

Город Байтовск.

В стране Информатика нужно хорошо знать единицы измерения информации.

Раздаются листочки, на которых необходимо выполнить задание по переводу одних единиц в другие.

Задание:

1 уровень (за каждый правильный ответ - 1 балл, всего – 5).

Запиши ответ:

  1. 1 байт = __ бит
  2. 1 Кбайт = __ байт
  3. 16 бит = __ байт
  4. 4 байта = __ бит
  5. 2,5 байта = __ бит

2 уровень (за каждый правильный ответ - 2 балла)

  1. Сколько битов в слове “информатика”? (88)
  2. Что больше 15360 байт или 16 Кбайт. (16 Кбайт).

Заключение. Мы подошли к финишу. Но окончание одного пути - это начало следующего. Пусть путешествие по стране Информатика будет всегда интересным и полезным.

Доброго пути!

Литература.

  1. Угринович Н.Д. Информатика 8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2010;
  2. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса.    Семакин И. и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  3. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. Семакин И., Шеина Т, Издательство: Бином. Лаборатория знаний ,2010
  4. Д.М. Златопольский Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. Москва, Чистые пруды, 2006 г.