Урок в 9-м классе по теме "Химические свойства раствора серной кислоты"

Разделы: Химия


Цели урока.

  • Образовательные: изучить в ходе практической работы химические свойства серной кислоты.
  • Развивающие: развитие умений выделять признаки и свойства объектов, классифицировать факты, развивать навыки исследовательского труда, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать навыки работы в группе, соблюдать правила безопасной работы с химическими реактивами, воспитание культуры умственного труда.

Ход урока

Организационный момент.

Добрый день! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, наша совместна работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.

Актуализация опорных знаний.

Проводим химическую разминку.

Учитель: на прошлых уроках мы рассмотрели оксид серы (IV) и оксид серы (VI)

  • Назовите молекулярную формулу оксида серы (VI) - (Ученики - SO3 )
  • Какой это оксид – Основный или кислотный – (кислотный)
  • Что образуется в результате взаимодействия оксида серы (VI) с водой – (серная кислота)
  • Какова молекулярная формула серной кислоты - (H2SO4)

Учитель: раствор серной кислоты проявляет свойства, характерные для растворов кислот.

  • Каковы эти свойства – (ученики перечисляют общие свойства кислот)

Учитель: тема урока: “Химические свойства раствора серной кислоты”

  • Какова цель урока – (ученики – изучить химические свойства раствора серной кислоты).

Объяснение нового материала. Сообщаем учащимся, что на уроке они не просто изучат химические свойства раствора серной кислоты, а проведут расследование, а пройдет урок в форме ролевой игры. Для получения разнообразных сведений о свойствах разбавленной серной кислоты создаются рабочие группы: следственный отдел, криминалисты, эксперты. Каждая группа получает задание – инструкцию по проведению расследования, где определена цель исследования (Приложение 1).

Перед работой вспоминаем правила техники безопасности:

  1. Не трогайте вещества, посуду и не приступайте к работе без разрешения учителя.
  2. Вещества нельзя проверять на вкус.
  3. При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу.
  4. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.
  5. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота или щелочь попадет на руки или на одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды.

На следующем этапе урока учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут. На столах находятся необходимые реактивы и оборудование. Ученики проводят эксперимент, соответствующие цели своего исследования, знакомятся со свойствами раствора серной кислоты, принимают самостоятельные решения, делают выводы, готовятся рассказать о результатах своего расследования. В процессе изучения нового материала учащиеся делают записи в тетрадях. По окончании работы группы докладывают о результатах своего исследования. В это время остальные учащиеся дополняют новыми сведениями о химических свойствах раствора серной кислоты свои записи в тетрадях. После выступлений учащиеся формулируют общий вывод: разбавленная серная кислота обладает общими химическими свойствами, характерными для растворов кислот: изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода взаимодействует с оксидами металлов, основаниями и солями. Учащиеся записывают вывод в тетрадях. Оцениваем сообщения учащихся.

Закрепление знаний.

Предлагаем учащимся тесты “Соединения серы. Серная кислота” (Приложение 2).

Ученики сдают тесты учителю.

Домашнее задание: пар.13 и индивидуальные задания.

Спасибо всем за урок.