Цели урока.
- Образовательные: изучить в ходе практической работы химические свойства серной кислоты.
- Развивающие: развитие умений выделять признаки и свойства объектов, классифицировать факты, развивать навыки исследовательского труда, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать навыки работы в группе, соблюдать правила безопасной работы с химическими реактивами, воспитание культуры умственного труда.
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, наша совместна работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.
Актуализация опорных знаний.
Проводим химическую разминку.
Учитель: на прошлых уроках мы рассмотрели оксид серы (IV) и оксид серы (VI)
- Назовите молекулярную формулу оксида серы (VI) - (Ученики - SO3 )
- Какой это оксид – Основный или кислотный – (кислотный)
- Что образуется в результате взаимодействия оксида серы (VI) с водой – (серная кислота)
- Какова молекулярная формула серной кислоты - (H2SO4)
Учитель: раствор серной кислоты проявляет свойства, характерные для растворов кислот.
- Каковы эти свойства – (ученики перечисляют общие свойства кислот)
Учитель: тема урока: “Химические свойства раствора серной кислоты”
- Какова цель урока – (ученики – изучить химические свойства раствора серной кислоты).
Объяснение нового материала. Сообщаем учащимся, что на уроке они не просто изучат химические свойства раствора серной кислоты, а проведут расследование, а пройдет урок в форме ролевой игры. Для получения разнообразных сведений о свойствах разбавленной серной кислоты создаются рабочие группы: следственный отдел, криминалисты, эксперты. Каждая группа получает задание – инструкцию по проведению расследования, где определена цель исследования (Приложение 1).
Перед работой вспоминаем правила техники безопасности:
- Не трогайте вещества, посуду и не приступайте к работе без разрешения учителя.
- Вещества нельзя проверять на вкус.
- При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу.
- Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.
- Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота или щелочь попадет на руки или на одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды.
На следующем этапе урока учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут. На столах находятся необходимые реактивы и оборудование. Ученики проводят эксперимент, соответствующие цели своего исследования, знакомятся со свойствами раствора серной кислоты, принимают самостоятельные решения, делают выводы, готовятся рассказать о результатах своего расследования. В процессе изучения нового материала учащиеся делают записи в тетрадях. По окончании работы группы докладывают о результатах своего исследования. В это время остальные учащиеся дополняют новыми сведениями о химических свойствах раствора серной кислоты свои записи в тетрадях. После выступлений учащиеся формулируют общий вывод: разбавленная серная кислота обладает общими химическими свойствами, характерными для растворов кислот: изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода взаимодействует с оксидами металлов, основаниями и солями. Учащиеся записывают вывод в тетрадях. Оцениваем сообщения учащихся.
Закрепление знаний.
Предлагаем учащимся тесты “Соединения серы. Серная кислота” (Приложение 2).
Ученики сдают тесты учителю.
Домашнее задание: пар.13 и индивидуальные задания.
Спасибо всем за урок.