Интеграция предметов: литературное чтение (обучение грамоте) – технология.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новым звуком и новыми буквами, выяснить, какой это звук: глухой или звонкий, твердый или мягкий, парный или непарный.
- Провести дифференциацию звуков [ц], [ч], [с], развивать фонематический слух, формировать навыки чтения с буквой ц.
- Расширить знания и словарный запас о профессиях циркового искусства; способствовать воспитанию бережного отношения к природе, животным.
- Развивать умения аккуратно и точно приклеивать по линии контура вырезанные круги.
Оборудование:
1. Учебник “Азбука” Школа России ФГОС авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин.
2. Тетради для печатания, таблица слогов с буквами ч, ц, с.
3. Картина: кормушка, на которой сидят синицы, клюют корм. Схема к слову синица.
4. Предметные картинки: ножницы, цветок – роза, цыпленок, огурец.
5. Иллюстрированные картинки: тигр, прыгающий через кольцо; цапля на болоте; танцующие собачки; клоун, подбрасывающий вверх кольца.
6. Словарная работа: жонглер, акробат, клоун, гимнаст, дрессировщик, фокусник-иллюзионист.
Технология:
- у учащихся основы аппликаций “Животные в цирке”.
- “Слоненок” – 8 кругов;
- “Кошка” - 3 маленьких круга, 2 больших полукруга.
- Круги вырезаны на предыдущем уроке технологии.
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность
Учитель
- Сегодня мы на уроке литературного чтения познакомимся с новым звуком и буквами и определим, глухой это звук или звонкий, твердый или мягкий, парный или непарный, а также побываем на цирковом представлении.
2. Актуализация знаний
- Чтение с доски:
Зима в разгаре. На улице мороз. Белый пушистый снег покрыл землю.
- Кому особенно трудно в это время года? (Зимой очень трудно птицам находить корм.)
- Как человек заботится о них?
3. Определение темы урока
- Беседа по картине “Кормушка”.
Кто прилетел к кормушке? К кормушке прилетели синицы.
Что они делают? Синицы клюют корм. Анализ предложения.
Назовите новый звук в слове синицы. С каким звуком познакомимся на уроке?
- Составление схемы к слову синица.
Сколько слогов в слове синица? С какого звука начинается 3 – слог? (со звука [ц])
Какой это звук? (согласный, звучит глухо, твердо, непарный)
4. Определение места звука [ц].
Игра “Кому, какой предмет нужен?”
На доске предметные картинки: ножницы, огурец, цветок – роза, цыпленок.
Ответы учащихся: повару, маме, учительнице, курице.
В какой части слова слышится звук [ц] в начале, в середине, в конце слова?
Вывод: звук [ц] – согласный, глухой, всегда твердый, шипящий, непарный.
5. Знакомство с буквами Ц, ц
Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Е. Тарлапан
6. Печатание букв Ц, ц, слогов: ца, цо, ци, цы, це, цу.
7. Обобщение:
Так что же может о себе рассказать буква “ ц”? (обозначает согласный звук, глухой, всегда твердый, шипящий, непарный)
8. Физкультминутка
- Кто по утрам не спеша (ходьба на месте)
- Надувает желтый шар (дети дуют и разводят руками)
- А как выпустит из рук (поднять руки вверх, хлопок)
- Станет вдруг светло вокруг (повороты налево, направо)
- Что это за шар? (хором: Солнце).
Где слышится звук [ц] в слове солнце?
9. Чтение слогов по таблице
у | а | о | ы | и | е | ё | ю | я | |
ц | цу | ца | цо | цы | ци | це | - | - | - |
ч | чу | ча | чо | - | чи | че | чё | - | - |
с | су | са | со | сы | си | се | сё | сю | ся |
10. Чтение по учебнику “Азбука” стр. 54.
Кто ходит по болоту? (Цапля ходит по болоту.) Анализ схемы слова “ цапля”.
Учитель:
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит,
Как статуя.
11. Учитель: Посмотрите на афишу (цирковое приглашение)
Куда она нас приглашает? (В цирк).
Учитель:
Откройте учебник на стр. 50.
Это что? Это цирк шапито. Интересно? Интересно! Все сюда хотят попасть! Шумно, весело и тесно. Негде яблоку упасть.
12. Беседа по картине в учебнике на стр. 50.
Как называется место, где выступают артисты цирка? (Арена)
Какой она формы?
- А знаете ли вы? Слово “ арена” произошло от латинского слова “песок”. В Древнем Риме на площадке овальной формы проходили гладиаторские бои. В Испании и Мексике бои с быками проходят также на площадке, напоминающей арену. На картинке мы видим цирковое представление.
Кто выступает на арене? Ответы учащихся: клоун, наездник, дрессированный медведь, жонглер, лев, прыгающий через огненное кольцо.
13. Чтение по учебнику стр. 50, 52 (В целом, по предложениям, молча, выборочное чтение, хором).
14. Артикуляционная гимнастика “Слоник”. Губы хоботком, втянуть воздух через нос, при выдохе воздух пропустить через сжатые зубы с резким произношением звука [ц].
Учитель показывает картинку слона. Какой он? (скучный, грустный).
Мы его сделаем веселым, он ногами будет подбрасывать кольца. Задание первому варианту. А второй вариант изготовит аппликацию “ Кошечка с зонтиком”.
15. Технология:
Изготовление аппликаций: приклеивание кругов на контурную основу.
16. Демонстрация работ.
Учитель:
Детям всем на удивление
Выступает на арене
Хорошо подготовленный
Слоненок дрессированный.
Кошечке Маруське дали в лапки зонтик.
Под зонтиком кошечка гуляет.
Всех зрителей веселит и развлекает.
17. Обобщение: Назовите профессии циркового искусства (чтение по таблице)
дрессировщик | клоун | гимнаст | ||
канатоходец | акробат | жонглёр | ||
фокусник-иллюзионист |
18. Итог урока.
1. С какой новой буквой мы научились читать слова?
2. Что мы узнали о букве “ц”?
3. Где мы сегодня побывали на уроке?
4. Назовите слова, которые объединяет тема цирк?
19. Рефлексия: Чем вам запомнился урок? С каким настроением вы уходите с урока?