Урок русского языка в 4-м классе: "Спряжение глагола" (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие: познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием.
  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.

Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.

Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение, комментированное письмо, самооценка, проблемная ситуация.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал с правилами, проектор, ноутбук, презентация “Спряжение глаголов”.

1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На гостей вы посмотрите,
Поприветствуйте их всех.
А вас на уроке пусть ждёт успех.

2. Словарная работа. Проводит в виде теста с последующей самопроверкой.

Презентация.

Приложение.

Слайд 3

3. Актуализация знаний.

Учитель организует работу по задаванию вопросов по изученному материалу. У каждого ребёнка табличка с определением уровня своего знания.

“+” - это я знал “ - ” - я думал иначе, ошибочная информация “!” - обратить особое внимание “?” –новая информация

2 группы составляют правила про глагол, личную форму глагола из разрезанных слов.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия и состояние предметов. признак предмет кто? что? какой какая? чей?

Личная форма глагола указывает на того, кто выполняет действие. Личная форма имеет лицо и число. не указывает образуется при помощи изменения окончаний

4. Изучение новой темы.

На слайде спряжение глаголов.

Учитель задаёт вопрос: “Как вы думаете, что сделали с глаголами?” Учащиеся исследуют содержание слайда и делают вывод, что глаголы изменяли по лицам и числам.

Слайд 6–7

Учитель объясняет значение слова спрягать по толковому словарю.

Слайд 9

Работа по учебнику. Учащиеся изучают правило учебника и сравнивают с своими выводами. Группа детей собирают правило на доске из разрезанных кусочков.

Слайд 10

Исследование типов спряжения.

Учитель даёт задание ещё раз внимательно изучить глаголы и сравнить окончания, проанализировать и сделать вывод. После анализа получается вывод, что окончания разные: одни с буквой и, другие с буквой е.

Демонстрация слайдов с типами спряжения.

Слайд 11–12

Чтение правила учебника и сравнение со своим выводом.

5. Применение изученного правила.

Учитель даёт задание разделить слова на 2 группы по спряжениям с последующей взаимопроверкой.

Слайд 18

6 Домашняя работа. Предлагается на выбор по уровню сложности 2 упражнения.

7. Подведение итогов, рефлексия.

Закончите фразу:

  • Мне на уроке
  • Я узнал
  • Я научился