Цели:
- Обучающие: познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием.
- Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Формируемые учебные универсальные действия:
- Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
- Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
- Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.
Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.
Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение, комментированное письмо, самооценка, проблемная ситуация.
Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал с правилами, проектор, ноутбук, презентация “Спряжение глаголов”.
1. Организационный момент.
Учитель читает стихотворение.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На гостей вы посмотрите,
Поприветствуйте их всех.
А вас на уроке пусть ждёт успех.
2. Словарная работа. Проводит в виде теста с последующей самопроверкой.
Слайд 3
3. Актуализация знаний.
Учитель организует работу по задаванию вопросов по изученному материалу. У каждого ребёнка табличка с определением уровня своего знания.
“+” - это я знал | “ - ” - я думал иначе, ошибочная информация | “!” - обратить особое внимание | “?” –новая информация |
2 группы составляют правила про глагол, личную форму глагола из разрезанных слов.
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия и состояние предметов. признак предмет кто? что? какой какая? чей?
Личная форма глагола указывает на того, кто выполняет действие. Личная форма имеет лицо и число. не указывает образуется при помощи изменения окончаний
4. Изучение новой темы.
На слайде спряжение глаголов.
Учитель задаёт вопрос: “Как вы думаете, что сделали с глаголами?” Учащиеся исследуют содержание слайда и делают вывод, что глаголы изменяли по лицам и числам.
Слайд 6–7
Учитель объясняет значение слова спрягать по толковому словарю.
Слайд 9
Работа по учебнику. Учащиеся изучают правило учебника и сравнивают с своими выводами. Группа детей собирают правило на доске из разрезанных кусочков.
Слайд 10
Исследование типов спряжения.
Учитель даёт задание ещё раз внимательно изучить глаголы и сравнить окончания, проанализировать и сделать вывод. После анализа получается вывод, что окончания разные: одни с буквой и, другие с буквой е.
Демонстрация слайдов с типами спряжения.
Слайд 11–12
Чтение правила учебника и сравнение со своим выводом.
5. Применение изученного правила.
Учитель даёт задание разделить слова на 2 группы по спряжениям с последующей взаимопроверкой.
Слайд 18
6 Домашняя работа. Предлагается на выбор по уровню сложности 2 упражнения.
7. Подведение итогов, рефлексия.
Закончите фразу:
- Мне на уроке
- Я узнал
- Я научился