Актуальность темы.
Актуальность проблемы, выбранной для разработки и реализации проекта “Моя семья!” с детьми младшего дошкольного возраста и их семьями состоит в следующем: в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому малышу. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Хотелось конечно же исправить эту ситуацию, тем самым мы придумали создать этот проект “Моя семья!” .Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Название проекта: “Моя семья”.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
Возраст детей: 3-5 лет.
Цели и задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о семье.
2. Обобщить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
4. Воспитывать чувства любви и привязанности к своим родителям, родственникам, проявлять заботу о родных людях. Способствовать гармонии в семье.
Подготовка к внедрению проекта:
1. Подборка методической литературы по теме.
2. Подборка художественной литературы.
3. Подборка дидактического материала, наглядных пособий (иллюстрации, фото родителей и членов семьи).
4. Составление перспективного плана.
План совместной деятельности в системе педагог-дети-родители
Направления / Образовательные области | Формы работы |
1.Познавательно – речевое развитие - Познание - Коммуникация, развитие речи - ФЭМП - Чтение художественной литературы |
Рассматривание иллюстраций, книг,
фотографий о семье. Беседы о семье, маме, папе,
дедушки, бабушки. Фотовыставка: “Семейные традиции, увлечения”. Д/и “Кто, где живет”. Беседа с детьми “Кто, с кем живет”. Звуковая культура речи: звук “у”. Д/и “Выложи фигуру”, “Лабиринт”. Чтение стихотворений А. Барто: “Разговор с дочкой”, “Мама”, “Купание”, “Младший брат”. Чтение пословиц и поговорок: “Семья – опора счастья”, “Семья – это радость, тепло и уют”. |
2. Художественно – эстетическое
развитие - Рисование - Аппликация - Лепка |
Рисование “Дом, в котором я живу”.
Выставка рисунков. Аппликация: “Цветок для мамы”. Лепка из соленого теста: “Я пеку, пеку, пеку всем родным по пирожку”. |
3. Социально-личностное развитие - Социализация - Безопасность - Труд |
Д/и “Семья”, “Назови имена (родных)”,
“Ласковое слово”, “Узнай
профессию”.Пальчиковая игра “Моя семья”.
Настольно – печатные игры: театр “Кто в домике
живет”, “Подбери картинку”, “Разрезные
картинки”. Беседа на тему “Как нужно вести себя дома”. Беседы с детьми о труде взрослых, где и как они работают, как помогают. |
4. Физическое развитие - Здоровье - Физическая культура |
Беседа на тему: “Чистота – залог
здоровья”. Закаливающие процедуры. Подвижная игра “Поезд”, “Курочка и цыплята”, “Зайцы и волк”, “Трамвай”. |
Список использованной литературы.
1. А.К.Бондаренко “Воспитание детей в игре” - Москва “Просвещение” 1983г.
2. В.И.Петрова “ Нравственное воспитание в детском саду” Программа и методические рекомендации; М.Мозайка – Синтез, 2005г.
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы ” под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой , М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.