Урок русского языка по теме "Ударение"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма.
  • Развивать творческие способности, мышление, интерес к изучению русского языка.
  • Воспитывать внимательное отношение к слову, как значимой единице языка.

Оборудование: учебник, карточки для осуществления обратной связи ученик-учитель, проектор, ноутбук, рисунки к уроку, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел для вас звонок
Начинаем наш урок.

Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.

2. Чистописание

УуДдАаРр Ее Нн Ии Ее

- Посмотрите, его имя написано на доске. Запишите сначала все эти буквы, а рядом – имя принца. (Ударение)

3. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы повторим, для чего нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

- Слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: “Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение некоторых из вас!” Слова, конечно, не поверили.

На доске:

(Здесь учитель будет демонстрировать картинки)

замок стрелки

- Вышел вперед замок (появляется картинка – замок) и сказал: “Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение – это просто черточка! А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

- Как вы думаете, какое теперь слово получилось? (Замок)

(На экране появляется картинка замка)

Я увидел на заре
Чудный замок на горе
Но войти в него не смог
На дверях висит замок
У ворот стрелок стоит
Ворот золотом расшит

- А потом вышли стрелки. Они сказали, что умеют стрелять и защитят себя. Ударение их выслушало и превратило в стрелки.

- А теперь попробуйте сами закончить сказку. (Ответы детей)

- А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?

- Ударение может изменить смысл слова.

4. Актуализация знаний учащихся

- Найдите одинаково написанные слова, объяснте, как узнать, что они разные.

Зима

За окном метель мела
Снег несла, в трубе гудела
Стало все белее мела.

- Вот видите, сколько работы у принца Ударения? Но, несмотря на свою загруженность, он приготовил задание. Прочитайте, что за слова написаны на доске.

На доске:

уху ворот пили

(Рассуждения детей над значением слов)

- Видите, как трудно без ударения! Я сейчас вам помогу.

(Учитель просит детей открыть ноутбук и просчитать записанные предложения)

Мы сегодня ели ...
Комар подлетел к ...
Собака сидит у ....
У рубахи был вышит ворот...
Дети ... молоко
... бревно ровно.

- Сделайте вывод. (По предложению можно понять, о чем идет речь.)

- Запишите любые два предложения, но не забудьте про ударение.

- Слог, который произносится сильнее других, с ударением, называется ударным. Как вы думаете, как называется слог, на который не падает ударение? (Он называется безударным)

5. “Физминутка”

Буратино

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Ветер

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз— два, раз— два!
Вот и кончилась игра!

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

Зарядка

Каждый день мы по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.

- Принц Ударение очень доволен вашей работой. Он предлагает вам еще задание. Справитесь?

- Я говорю слово, а вы на карточке, лежащей перед вамибудете записывать только букву, обозначающую ударный гласный звук.

- Пенал. Какую букву записали? (А)

- Теперь работайте без моей помощи:

Учитель, альбом, ручка, портфель, пятница, цветы, ёлка. (Взаимопроверка)

- Какая буква обозначает всегда ударный звук? (Ё)

- Как называются буквы, которые вы записали? (Гласные) Значит, ударение может ставиться над любой буквой гласного звука.

- Принц очень рад, что вы пришли к нему в замок. Вам гостям он загадывает загадку.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

- Верно ли это?

- Почему ошибся принц?(Неверно поставлено ударение)

- Исправьте его. Запишите в тетрадь, поставьте ударение.(Взаимопроверка)

6. Закрепление

- На прощание последнее испытание.

- Я вам говорю слово, а вы его меняете.

Хлопок – хлопок

Полки – полки

Стоит – стоит

Мука – мука

Поля – Поля

- Сколько слов вы запомнили?

- Запишите их.

Составьте предложения с любой парой слов. (Взаимопроверка)

7. Обобщение и подведение итогов.

- Молодцы!

Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.

- Какие слова относятся к нашей теме?

- Какие еще секреты ударения мы раскрыли на уроке?

8. Рефлексия.

  • Оцените свою работу на уроке.
  • Что понравилось?
  • Что особенно запомнилось?