Цель:
- Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма.
- Развивать творческие способности, мышление, интерес к изучению русского языка.
- Воспитывать внимательное отношение к слову, как значимой единице языка.
Оборудование: учебник, карточки для осуществления обратной связи ученик-учитель, проектор, ноутбук, рисунки к уроку, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел для вас звонок
Начинаем наш урок.
Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.
2. Чистописание
УуДдАаРр Ее Нн Ии Ее
- Посмотрите, его имя написано на доске. Запишите сначала все эти буквы, а рядом – имя принца. (Ударение)
3. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы повторим, для чего нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
- Слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: “Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение некоторых из вас!” Слова, конечно, не поверили.
На доске:
(Здесь учитель будет демонстрировать картинки)
замок | стрелки |
- Вышел вперед замок (появляется картинка – замок) и сказал: “Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение – это просто черточка! А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
- Как вы думаете, какое теперь слово получилось? (Замок)
(На экране появляется картинка замка)
Я увидел на заре
Чудный замок на горе
Но войти в него не смог
На дверях висит замок
У ворот стрелок стоит
Ворот золотом расшит
- А потом вышли стрелки. Они сказали, что умеют стрелять и защитят себя. Ударение их выслушало и превратило в стрелки.
- А теперь попробуйте сами закончить сказку. (Ответы детей)
- А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
- Ударение может изменить смысл слова.
4. Актуализация знаний учащихся
- Найдите одинаково написанные слова, объяснте, как узнать, что они разные.
Зима
За окном метель мела
Снег несла, в трубе гудела
Стало все белее мела.
- Вот видите, сколько работы у принца Ударения? Но, несмотря на свою загруженность, он приготовил задание. Прочитайте, что за слова написаны на доске.
На доске:
уху ворот пили
(Рассуждения детей над значением слов)
- Видите, как трудно без ударения! Я сейчас вам помогу.
(Учитель просит детей открыть ноутбук и просчитать записанные предложения)
Мы сегодня ели ...
Комар подлетел к ...
Собака сидит у ....
У рубахи был вышит ворот...
Дети ... молоко
... бревно ровно.
- Сделайте вывод. (По предложению можно понять, о чем идет речь.)
- Запишите любые два предложения, но не забудьте про ударение.
- Слог, который произносится сильнее других, с ударением, называется ударным. Как вы думаете, как называется слог, на который не падает ударение? (Он называется безударным)
5. “Физминутка”
Буратино
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз— два, раз— два!
Вот и кончилась игра!
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Зарядка
Каждый день мы по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
- Принц Ударение очень доволен вашей работой. Он предлагает вам еще задание. Справитесь?
- Я говорю слово, а вы на карточке, лежащей перед вамибудете записывать только букву, обозначающую ударный гласный звук.
- Пенал. Какую букву записали? (А)
- Теперь работайте без моей помощи:
Учитель, альбом, ручка, портфель, пятница, цветы, ёлка. (Взаимопроверка)
- Какая буква обозначает всегда ударный звук? (Ё)
- Как называются буквы, которые вы записали? (Гласные) Значит, ударение может ставиться над любой буквой гласного звука.
- Принц очень рад, что вы пришли к нему в замок. Вам гостям он загадывает загадку.
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
- Верно ли это?
- Почему ошибся принц?(Неверно поставлено ударение)
- Исправьте его. Запишите в тетрадь, поставьте ударение.(Взаимопроверка)
6. Закрепление
- На прощание последнее испытание.
- Я вам говорю слово, а вы его меняете.
Хлопок – хлопок
Полки – полки
Стоит – стоит
Мука – мука
Поля – Поля
- Сколько слов вы запомнили?
- Запишите их.
Составьте предложения с любой парой слов. (Взаимопроверка)
7. Обобщение и подведение итогов.
- Молодцы!
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
- Какие слова относятся к нашей теме?
- Какие еще секреты ударения мы раскрыли на уроке?
8. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
- Что понравилось?
- Что особенно запомнилось?