В статье мы с коллегой хотели подробно описать семинар, проводимый для социальных педагогов г. Лобня Московской области. В своей работе мы столкнулись с тем, что социальные педагоги, работающие с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, часто в недостаточной степени применяют свои знания, технологии, методики. И, по нашему мнению, происходит это порой из-за нехватки инструментария, нечеткого представления об алгоритме работы с детьми и семьей, а также о размытом представлении социальных педагогов о своей роли в системе профилактики и о мере и пределах профессиональной ответственности. Если и Вы в своей работе сталкиваетесь с подобными проблемами, мы надеемся, что наш семинар будет Вам полезен. Итак
Цель: определение роли социального педагога в контексте межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего.
Задачи:
- Дать теоретическое обоснование работы социального педагога.
- Познакомить на практике участников семинара с формами работы;
- Разграничить ответственность социального педагога и других органов профилактики
- Ознакомить социальных педагогов с проблемой профессионального выгорания.
Оборудование: три листа ватмана, геометрические фигуры (10 треугольников, 10 кругов), 3 маркера, 2 планшета, 2 ручки, карточки с текстом Постановления №101-ПГ по различным субъектам профилактики, бейджи по количеству присутствующих на семинаре с именами; раздаточный материал (по количеству присутствующих): уголки, ручки, буклет СРЦН, анкета и методические материалы по профессиональному выгоранию, текст Постановления №101-ПГ)
Подготовка: подготовить 1-го социального педагога для включения в работу группы. Под стулья для педагогов приклеить геометрические фигуры для разделения педагогов на две мини-группы. Ватманы озаглавить: “Ответственность социального педагога”, “Ответственность других органов профилактики”, “Сложности в решении т.с.ж. н/л”, и первые два отметить такими же геометрическими фигурами, какие под стульями (10 треугольников, 10 кругов).
Программа Семинара
время | форма | содержание |
1415 - 1500 | Кофе-пауза | Кофе-пауза, экскурсия по СРЦН по запросу |
1500 - 1515 | “Круг” | Вступительное слово |
1515 - 1520 | Теоретическое обоснование работы социального педагога | |
1520 - 1525 | Психолого-педагогическое упражнение “Ладони” | |
1525 - 1545 | Разбор типичной педагогической ситуации на реальном примере без имён с точки зрения межведомственного взаимодействия | |
1545 - 1615 | “Гражданский форум” | 1. Вступительное слово о сути гражданского форума. |
2. Продолжение разбора типичной педагогической ситуации в форме новой работы (1 часть гражданского форума) | ||
3. Работа в мини группах (если позволяет время) (2-я часть гражданского форума) | ||
1615 - 1625 | “Круг” | Психолого-педагогическое упражнение “Стаканчик” |
1625 -1635 | “Круг” | Ознакомление социальных педагогов с проблемой профессионального выгорания. |
1635 -1650 | “Заключитель-ный круг” | Рефлексия. Заключительное слово ведущего. |
ХОД СЕМИНАРА
I этап. Кофе-пауза, экскурсия по СРЦН по запросу.
II этап. Вступительное слово. Все участники семинара сидят в кругу
2.1. Директор приветствует участников семинара.
2.2. Ведущий социальный педагог: Сегодня наш семинар будет проходить по не совсем обычной схеме. У нас есть выступающие и трое ведущих.
Мы все находимся в кругу, и, как вы сами понимаете, работа в кругу имеет определённые правила. В контексте настоящего семинара эти правила будут следующими:
- уважать мнение другого;
- стараться излагать своё мнение четко и лаконично;
- стараться оценивать не человека, а его поступок или фразу;
- работаем все;
- при работе в кругу существует правило “стоп” - это значит, что если обсуждается кто-либо из присутствующих, то этот человек в любой момент может остановить обсуждение, сказав “стоп” и все остальные должны прекратить обсуждение, не требуя объяснений.
Нашей творческой группой предложена следующая структура нашей дальнейшей работы:
- Вступительная часть, проговаривание правил, что мы уже сделали;
- Теоретические основы работы социального педагога;
- Проведение практического упражнения;
- Разбор типичной педагогической ситуации на реальном примере без имён с точки зрения межведомственного взаимодействия
- Мы познакомимся с новой формой работы на семинаре – “Гражданский форум”;
- Проведение практического упражнения;
- Используя материалы гражданского форума, мы ознакомимся с проблемой профессионального выгорания.
- Проведение заключительного обсуждения в кругу и подведение итогов.
III этап. Теоретическое обоснование работы социального педагога
“В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:
- оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
- организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
- влияние на человека.
Процесс влияния на человека — это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
В чем основная роль социального педагога? Это социальная защита ребенка, подростка, семьи, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка и его окружение, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. Также социальный педагог обязан точно осознавать свою роль в системе социальной защиты и пределы своей профессиональной ответственности. А это значит, что социальный педагог должен знать, когда и в какой орган профилактики и социальной защиты он может и должен обратиться за помощью для преодоления тяжелой жизненной ситуации ребенка или семьи. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту — дело не легкое. Как же помочь ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?
Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.
Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе.
Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н. Толстой писал: “Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель”.
Существует еще понятие — педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влияния на воспитанников.
Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не просто говорить, а убедить, повлиять. Социальный педагог умеет понять воспитанника, умеет выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение и в то же время владеет навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, умеет сдерживать себя.
Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный в том числе и социальный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать “ключик” к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.
Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.
Социальный педагог сталкивается с горем ребенка, горем развода или потери родителей. Наши исследования говорят, что дети, потерявшие родителей в раннем детстве в психическом отношении могут оказаться впоследствии в группе риска. Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патологиям. Горе ребенку приносят разводы, сам процесс их и последующее положение ребенка. Поэтому, еще раз повторяю, педагог должен быть ДОБРЫМ.
Качества социального педагога, определённые профессиональным стандартом
1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью;
2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки
социальной истории, оценки ситуации;
3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;
4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы;
5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия;
6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;
7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных ;
8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;
9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;
10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;
11. Умение обеспечивать межведомственные связи;
Умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы профилактики (администрация, финансовые органы, общественные организации).
Семейная политика – это ключевая задача как государственной политики, так и политики всех субъектов профилактики нашего города. “Семья – надежда завтрашнего дня” и не только потому, что каждому человеку хочется спокойствия и уверенности, а потому, что такое спокойствие и уверенность может дать только благополучная семья. Поэтому, если мы хотим достойно жить, если мы хотим, чтобы жизнь после нас продолжалась, мы должны работать для семьи”
IV этап. Психолого-педагогическое упражнение “Ладони” Участники семинара стоят в кругу. После теоретической части.
Тренер: Уважаемые коллеги, а сейчас чтобы немного переключиться настроиться на дальнейшую работу, я хотела бы провести небольшое упражнение, которое очень ярко иллюстрирует одно из основных трудностей возникающее при работе у соц.педагога.
Упражнение “Ладони”
Тренер: Сложите ладони перед грудью и правой ладонью надавить на левую ладонь, еще сильнее, а теперь максимально еще сильнее. Ну вот, собственно, закончилось упражнение.
Обратите внимание, изначально было задание, правой ладонью надавить на левую, я не просила Вас левой рукой сопротивляться. Сопротивление идет левой рукой- рефлекторно, автоматически.
Из этого можно сделать вывод, что когда мы, свое мнение навязываем, проталкиваем, внушаем, даже если из хороших побуждений, всегда получим сопротивление. И это, вполне нормальная реакция. Нужно понять, что мы делаем не так.
V этап. Разбор типичной педагогической ситуации на реальном примере без имён с точки зрения межведомственного взаимодействия
Все участники семинара сидят в кругу, им раздаются карточки по Постановлению 101-ПГ с учетом сферы деятельности, т.е. чтобы представителям одного учреждения обязательно достались обязанности какого-либо другого учреждения.
Ведущий социальный педагог: Сейчас мы перейдем к первой из двух основных составляющих нашего семинара, а именно к разбору типичной педагогической ситуации. Для того, чтобы это было и понятно, и наглядно, работать мы будем на реальном примере из жизни, но давайте договоримся об анонимности, то есть реальные имена людей не называть. Сейчас мы Вам раздадим карточки, в которых обозначены права и обязанности субъектов профилактики.
Раздаются карточки.
Татьяна Игоревна, социальный педагог специальной школы для детей с ограниченными возможностями в развитии, опишет типичную ситуацию и расскажет о конкретных действиях, которые были направлены на преодоление т.ж.с.
Татьяна Игоревна, пожалуйста...(Татьяна Игоревна описывает ситуацию, рассказывает о своей работе и к кому она обращалась за помощью)
Вступает Лариса Юрьевна без представления
“Мы посмотрели как эта ситуация разрешалась и продолжает разрешаться в реальности. А сейчас мне хочется узнать Ваши идеи, что бы Вы сделали в такой ситуации и что можно сделать еще”. (В задачу психолога семинара входит отслеживать, чтобы высказались все присутствующие, не перебивая друг друга, соблюдая принятые правила; отследить момент, когда выступающие начинают повторяться – “бегать по кругу”)
VI этап. “Гражданский форум”
6.1. Вступительное слово о сути гражданского форума. (все сидят в кругу)
Ведущий социальный педагог: А теперь хочу предложить вашему вниманию ещё один вид работы “Гражданский форум”, и состоит он из двух частей: мозговой штурм и работа в микрогруппах.
Итак, только что обсуждая пед.ситуацию мы выяснили, что для качественного преодоления Т.ж.с. нужны усилия не только одного соц.педагога, но и других субъектов профилактики.
А теперь все Ваши идеи, ваш опыт, мысли, мнения, прозвучавшие в работе с пед.ситуацией нам нужно распределить по трём направлениям:.
1. “Ответственность социального педагога”
2.“Ответственность других органов профилактики”
3. “Сложности в решении т.с.ж. н/л”
(Ведущие записывают озвученные предложения на ватманах)
6.2. Продолжение разбора типичной педагогической ситуации в новой форме работы (1 часть гражданского форума) (все сидят в кругу, высказывают предложения или идеи по заявленным разделам, которые обозначены на разных озаглавленных заранее листах ватмана. Ведущие записывают высказанные идеи, распределяя их по различным листам ватмана)
6.3. Работа в мини группах (если позволяет время) (Все разбиваются на две группы (в соответствии с маркировкой на стульях), выбирают пять наиболее значимых предложений, ранжируют их, выбирают представителя группы, девиз, после чего представитель в течение 1 минуты даёт краткую презентацию решения группы.)
Ведущий социальный педагог: “Переходим к следующему этапу нашего форума.
Сейчас нам необходимо разбиться на две группы.
Посмотрите каждый под свой стул – там Вы найдете одну из геометрических фигур. Распределяемся по группам – треугольники к треугольникам, круги к кругам”.
Предложить каждой подгруппе планшет для записей.
“Задача каждой группы заключается в следующем:
- Выбрать по заданному направлению 5 основных идей и ранжировать их.
- Выбрать представителя группы.
- Определить девиз группы.
- Представителю группы презентовать выработанную концепцию (с аргументацией) и девиз.
(Например “мы считаем, что главная роль и ответственность социального педагога заключается в... работаем под девизом... потому что...”
Защита представителями своих концепций
VII этап. Психолого-педагогическое упражнение “Стаканчик”
Тренер: Уважаемые коллеги, сейчас мы с Вами находимся в эмоциональном приподнятом состоянии, я бы хотела переключить Ваши эмоции в другое русло.
Упражнение “Стаканчик”
Тренер: Представьте себе, что перед Вами “драгоценный сосуд”, а теперь положите в него все самое дорогое, самое ценное: семью, детей, родителей, работу, друзей....
Посмотрите, как эти ценности хорошо лежат в этом сосуде, как им там удобно и комфортно.
Тренер, сжимает стакан и выбрасывает....
Тренер: Что Вы испытали? Что Вы сейчас чувствуете? Может кто-то хочет, что-то сказать?....
Выслушивает пару человек.
Тренер: Еще, кто-то может, что-то сказать? Может, кто-то что-то другое почувствовал?
Выслушивает тех, кто готов высказать свои ощущения.
Тренер: Обратите внимание, все чувства, которые Вы озвучили, они либо негативные, либо конструктивные. Эти чувства, не стимулируют на активность, на сотрудничество человека с человеком. В этом упражнении, Вы испытали стресс в “чистом виде”.
Но, чем был вызван этот стресс? Тем, что я забрала у Вас самое ценное и выбросила.
Так, и в работе с семьями попавшими в ТЖС, когда мы пытаемся предложить свои ценности, мы тем самым забираем ценности этой семьи. Пусть, она аморальная, асоциальная, но она имеет свои определенные ценности.
VIII этап. Ознакомление социальных педагогов с проблемой профессионального выгорания Все сидят в кругу. Ведущий на примере 3-го ватмана “Сложности в решении т.с.ж. н/л” знакомит участников семинара с проблемой и симптомами профессионального выгорания)
Тренер:
Ежедневно наша профессиональная деятельность наполнена многочисленными формами общения, неминуемо возникающими противоречиями, вынужденным трудоголизмом. Все эти факторы, сопровождающие нас в труде, постепенно могут привести к психологическому истощению, которое получило название “синдром профессионального выгорания”. По определению принято считать, что выгорание – это плата за сочувствие. Все сложности, связанные с трудностями, которые возникают в работе соц.педагога мы неспроста поместили не только на отдельный ватман, но и разбили на три подгруппы: организационные проблемы, личностные проблемы, проблемы взаимоотношений (клиент-коллеги-руководство). Когда педагог сталкивается с подобными сложностями в своей работе, он вольно или невольно встает на путь выгорания. В раздаточном материале наша инициативная группа подготовила для Вас мини-анкету, в которой мы предлагаем каждому из Вас максимально честно ответить на поставленные вопросы и понять, насколько проблема профессионального выгорания актуальна лично для Вас. Также в материале даны минимальные рекомендации, как поступать в случае, если Вы обнаружили у себя признаки выгорания.IX этап. Заключительный круг
Все сидят в кругу. Каждый по очереди высказывается, что ему понравилось – не понравилось в проведенной работе. После чего, ведущий акцентирует внимание на проведённых формах работы: работа в кругу, разбор педагогической ситуации, “гражданский форум” и на том, как они помогают в достижении цели, а именно в определении роли социального педагога в контексте межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего, границ личной профессиональной ответственности и роли субъектов профилактики в межведомственном взаимодействии в соответствии с Постановлением №101-ПГ Губернатора МО.
Спасибо за внимание к нашей статье и мы надеемся, что она будет полезна в Вашей работе!