Цель. Закрепление знаний учащихся в постановке вопросов к названиям - действий.
Задачи:
- Упражнять учащихся в постановке вопросов к словам-действиям;
- Закрепить написание слов из словаря;
- Развивать орфографическую зоркость, зрительное восприятие, навыки грамотного, каллиграфического письма;
- Воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие, аккуратность.
- Прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, мультимедиа презентация (Приложение).
Ход урока
1. Организационный момент
(Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на работу.)
– Итак, друзья внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.
– Прочтите отрывок из “Сказки о царе Салтане”.
(Учащиеся читают отрывок из “Сказки о царе Салтане” сначала про себя, затем вслух)
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нём живёт ручная,
Да, затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
СЛАЙД-1
- На какие вопросы отвечают выделенные слова? (Примерные ответы детей: “Что делает? Что делают?”)
- Чем похожи все эти слова?
(Примерные ответы детей: “Обозначают действия предметов”)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных,
Чтобы было десять их.
(Учащиеся повторяют движения за учителем.)
2. Проверка домашнего задания
СЛАЙД-2
- Прочитаете предложение, соответствующее первой схеме.
(Учащиеся читают предложение, соответствующее первой схеме.)
- Прочитаете предложение, соответствующее второй схеме.
(Учащиеся читают предложение, соответствующее второй схеме.)
- Прочитаете предложение, соответствующее третьей схеме.
(Учащиеся читают предложение, соответствующее третьей схеме.)
- Что нового появилось в схемах и предложениях.
(Примерные ответы детей: “Добавились новые предлоги и слова названия предметов”.)
(Оценивание учащихся)
3. Сообщение темы урока
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Речь, в гости к одному из её жителей. А живут в этой стране разные слова.
- Угадайте, на чём отправимся в страну Речь.
- Я ПЫХЧУ, ПЫХЧУ, ПЫХЧУ И КОЛЁСАМИ СТУЧУ, ВМИГ ВСЕХ ВАС ТУДА ДОМЧУ. (Примерные ответы детей: “Поезд”).
- Открываем тетради.
- Записываем число, классная работа.
4. Минута чистописания
СЛАЙД-3
- Так на чём же мы отправимся в гости? (Примерные ответы детей: “На поезде”.)
- Какие буквы спрятались на поезде? Что вы о них можете сказать?
(Примерные ответы детей: “Согласные, глухие, парные буквы”.)
- Прочтите, что записано на второй строке? (Примерные ответы детей: “На второй строчке написаны слоги: око, опо, ото”.)
- Что интересного заметили? (Примерные ответы детей: “Слоги состоят из трёх букв- из двух гласных и одной согласной”.)
- Продолжите до конца строки. (Учащиеся пишут в тетрадях.)
- Прочитайте, что записано на третьей строчке? (Примерные ответы детей: “На третьей строчке записано предложение - Много поездов бегут по дорогам”)
- Найдите в этом предложении слово, обозначающее действие предмета. (Примерные ответы детей: “Слово обозначающее действие предмета-слово бегут”)
- Поставьте к нему вопрос (Примерные ответы детей: “Вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?”).
- Запишите предложение в тетрадь. Обратите внимание на соединения букв.
(Учащиеся пишут в тетрадях.)
5. Словарная работа
СЛАЙД-4
- Ребята по дороге нам придётся сделать одну остановку у колодца.
ОЙ, БЕДА, ОЙ, БЕДА, ПРОВАЛИЛИСЬ В КОЛОДЕЦ СЛОВА.
ИХ ДОСТАТЬ - НЕЛЕГКОЕ ЗАДАНИЕ!
НАДО ЗНАТЬ ТЕХ СЛОВ НАПИСАНИЕ!
- Ребята, помогите словам. Достаньте из колодца слова сначала ведром с буквой “О”, затем ведром с буквой “Е”. (Ответы детей: собака, берёза, медведь, коньки.)
- Запишите слова в тетрадь. (Учащиеся пишут в тетрадях.)
- Динамическая пауза.
СЛАЙД-5
- В ПУТИ МЫ ПРИТОМИЛИСЬ, ПОРА И ОТДОХНУТЬ.
(Учитель называет в разбивку слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действия предметов.)
- Если услышите слово, обозначающее предмет,- вы стоите смирно. Если услышите слово, обозначающее действие предмета,- вы имитируете это движение. Будьте внимательны.
(Учитель зачитывает слова: ПАЛЬТО, СТУЛ, БЕЖИТ, КОРОВА, МЫЧИТ, ВОРОНА, САМОЛЕТ, ЛЕТИТ, КРУЖИТСЯ, ПЛАЧЕТ, КУКЛА. Учащиеся имитируют движения.)
- Молодцы! Ну, вот вы и отдохнули! Давайте продолжим наш урок.
- Следующая остановка “Составляй-ка и записывай-ка”.
СЛАЙД – 6
Работа у доски:
- Прочитайте слова.
(Учащиеся зачитывают слова: ПОЛЗАЕТ, КРЯКАЕТ, ПЛАВАЕТ, ЕДЕТ, ПРЫГАЕТ).
- К данным словам подберите подходящие по смыслу названия предметов.
(Учащиеся подбирают к данным словам подходящие по смыслу названия предметов: УТКА, АВТОБУС, ЛЯГУШКА, ЧЕРЕПАХА, РЫБА).
- Составьте и запишите словосочетания.
(Учащиеся пишут в тетрадях.)
6. Закрепление
- Ребята, скажите, что вы делаете на уроках? (Ответы учащихся: “На уроке мы пишем, читаем, отвечаем”)
- Что обозначают эти слова: предмет или действия? (Ответы учащихся: “Эти слова обозначают действие предмета”)
Слайд- 7
- Для чего нужны такие слова в речи? (Ответы учащихся)
- Молодцы! Ну вот нас встречают жители страны Речь - слова, обозначающие действия.
Какие это слова, вы узнаете, прослушав стихотворение.
(Учитель зачитывает стихотворение, а учащиеся его слушают)
Я СТРАШНОЕ ДЕЛО, КАКОЙ ДЕЛОВОЙ
В ЛЮБЫЕ ДЕЛА УХОЖУ С ГОЛОВОЙ,
ЗАДАЧИ РЕШАЮ,
НА СКРИПКЕ ИГРАЮ,
СЫНИШКУ СОСЕДКИ КАТАЮ В КОЛЯСКЕ.
Я ПРЯЖУ МОТАЮ И ХЛЕБ ПОКУПАЮ,
НА СТАДИОНЕ ГОЛЫ ЗАБИВАЮ.
- Выпишите названия - действий с вопросом (Самостоятельная работа учащихся в парах)
ОБРАЗЕЦ: (Что делаю?) – решаю.
7. Домашнее задание (на карточках) - по подгруппам
II - группа первое четверостишье;
III - группа второе четверостишье.
8. Итог урока
- Заканчивается наше путешествие! Понравился ли вам урок?
- Какие задания выполняли? (Ответы учащихся)
- Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на уроке.
(Оценивание учащихся)
- Спасибо всем! Урок окончен.