Урок письма и развития речи "Постановка вопросов к названиям действий"

Разделы: Начальная школа


Цель. Закрепление знаний учащихся в постановке вопросов к названиям - действий.

Задачи:

  • Упражнять учащихся в постановке вопросов к словам-действиям;
  • Закрепить написание слов из словаря;
  • Развивать орфографическую зоркость, зрительное восприятие, навыки грамотного, каллиграфического письма;
  • Воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие, аккуратность.
  • Прививать учащимся интерес к предмету.

Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, мультимедиа презентация (Приложение).

Ход урока

1. Организационный момент

(Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на работу.)

– Итак, друзья внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.

– Прочтите отрывок из “Сказки о царе Салтане”.

(Учащиеся читают отрывок из “Сказки о царе Салтане” сначала про себя, затем вслух)

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нём живёт ручная,
Да, затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.

СЛАЙД-1

Презентация.

- На какие вопросы отвечают выделенные слова? (Примерные ответы детей: “Что делает? Что делают?”)

- Чем похожи все эти слова?

(Примерные ответы детей: “Обозначают действия предметов”)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных,
Чтобы было десять их.

(Учащиеся повторяют движения за учителем.)

2. Проверка домашнего задания

СЛАЙД-2

- Прочитаете предложение, соответствующее первой схеме.

(Учащиеся читают предложение, соответствующее первой схеме.)

- Прочитаете предложение, соответствующее второй схеме.

(Учащиеся читают предложение, соответствующее второй схеме.)

- Прочитаете предложение, соответствующее третьей схеме.

(Учащиеся читают предложение, соответствующее третьей схеме.)

- Что нового появилось в схемах и предложениях.

(Примерные ответы детей: “Добавились новые предлоги и слова названия предметов”.)

(Оценивание учащихся)

3. Сообщение темы урока

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Речь, в гости к одному из её жителей. А живут в этой стране разные слова.

- Угадайте, на чём отправимся в страну Речь.

- Я ПЫХЧУ, ПЫХЧУ, ПЫХЧУ И КОЛЁСАМИ СТУЧУ, ВМИГ ВСЕХ ВАС ТУДА ДОМЧУ. (Примерные ответы детей: “Поезд”).

- Открываем тетради.

- Записываем число, классная работа.

4. Минута чистописания

СЛАЙД-3

- Так на чём же мы отправимся в гости? (Примерные ответы детей: “На поезде”.)

- Какие буквы спрятались на поезде? Что вы о них можете сказать?

(Примерные ответы детей: “Согласные, глухие, парные буквы”.)

- Прочтите, что записано на второй строке? (Примерные ответы детей: “На второй строчке написаны слоги: око, опо, ото”.)

- Что интересного заметили? (Примерные ответы детей: “Слоги состоят из трёх букв- из двух гласных и одной согласной”.)

- Продолжите до конца строки. (Учащиеся пишут в тетрадях.)

- Прочитайте, что записано на третьей строчке? (Примерные ответы детей: На третьей строчке записано предложение - Много поездов бегут по дорогам”)

- Найдите в этом предложении слово, обозначающее действие предмета. (Примерные ответы детей: Слово обозначающее действие предмета-слово бегут”)

- Поставьте к нему вопрос (Примерные ответы детей: Вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?”).

- Запишите предложение в тетрадь. Обратите внимание на соединения букв.

(Учащиеся пишут в тетрадях.)

5. Словарная работа

СЛАЙД-4

- Ребята по дороге нам придётся сделать одну остановку у колодца.

ОЙ, БЕДА, ОЙ, БЕДА, ПРОВАЛИЛИСЬ В КОЛОДЕЦ СЛОВА.

ИХ ДОСТАТЬ - НЕЛЕГКОЕ ЗАДАНИЕ!

НАДО ЗНАТЬ ТЕХ СЛОВ НАПИСАНИЕ!

- Ребята, помогите словам. Достаньте из колодца слова сначала ведром с буквой “О”, затем ведром с буквой “Е”. (Ответы детей: собака, берёза, медведь, коньки.)

- Запишите слова в тетрадь. (Учащиеся пишут в тетрадях.)

- Динамическая пауза.

СЛАЙД-5

- В ПУТИ МЫ ПРИТОМИЛИСЬ, ПОРА И ОТДОХНУТЬ.

(Учитель называет в разбивку слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действия предметов.)

- Если услышите слово, обозначающее предмет,- вы стоите смирно. Если услышите слово, обозначающее действие предмета,- вы имитируете это движение. Будьте внимательны.

(Учитель зачитывает слова: ПАЛЬТО, СТУЛ, БЕЖИТ, КОРОВА, МЫЧИТ, ВОРОНА, САМОЛЕТ, ЛЕТИТ, КРУЖИТСЯ, ПЛАЧЕТ, КУКЛА. Учащиеся имитируют движения.)

- Молодцы! Ну, вот вы и отдохнули! Давайте продолжим наш урок.

- Следующая остановка “Составляй-ка и записывай-ка”.

СЛАЙД – 6

Работа у доски:

- Прочитайте слова.

(Учащиеся зачитывают слова: ПОЛЗАЕТ, КРЯКАЕТ, ПЛАВАЕТ, ЕДЕТ, ПРЫГАЕТ).

- К данным словам подберите подходящие по смыслу названия предметов.

(Учащиеся подбирают к данным словам подходящие по смыслу названия предметов: УТКА, АВТОБУС, ЛЯГУШКА, ЧЕРЕПАХА, РЫБА).

- Составьте и запишите словосочетания.

(Учащиеся пишут в тетрадях.)

6. Закрепление

- Ребята, скажите, что вы делаете на уроках? (Ответы учащихся: “На уроке мы пишем, читаем, отвечаем”)

- Что обозначают эти слова: предмет или действия? (Ответы учащихся: “Эти слова обозначают действие предмета”)

Слайд- 7

- Для чего нужны такие слова в речи? (Ответы учащихся)

- Молодцы! Ну вот нас встречают жители страны Речь - слова, обозначающие действия.

Какие это слова, вы узнаете, прослушав стихотворение.

(Учитель зачитывает стихотворение, а учащиеся его слушают)

Я СТРАШНОЕ ДЕЛО, КАКОЙ ДЕЛОВОЙ

В ЛЮБЫЕ ДЕЛА УХОЖУ С ГОЛОВОЙ,

ЗАДАЧИ РЕШАЮ,

НА СКРИПКЕ ИГРАЮ,

СЫНИШКУ СОСЕДКИ КАТАЮ В КОЛЯСКЕ.

Я ПРЯЖУ МОТАЮ И ХЛЕБ ПОКУПАЮ,

НА СТАДИОНЕ ГОЛЫ ЗАБИВАЮ.

- Выпишите названия - действий с вопросом (Самостоятельная работа учащихся в парах)

ОБРАЗЕЦ: (Что делаю?) – решаю.

7. Домашнее задание (на карточках) - по подгруппам

II - группа первое четверостишье;

III - группа второе четверостишье.

8. Итог урока

- Заканчивается наше путешествие! Понравился ли вам урок?

- Какие задания выполняли? (Ответы учащихся)

- Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на уроке.

(Оценивание учащихся)

- Спасибо всем! Урок окончен.