Программные задачи.
Образовательные
- Формирование элементарных представлений о Японии; знакомство с бытом, культурой, обычаями японцев.
- Закрепление навыков работы с географической картой.
Развивающие
- Развитие связной речи.
- Развитие зрительного внимания и восприятия.
- Развитие общей моторики.
- Развитие мышления и памяти.
- Развитие творческого воображения.
Воспитательные
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Стимулирование и поощрение уважительного отношения к другим национальностям и народам.
Оборудование. Презентация “Путешествие по Японии”.
Предварительная работа:
- чтение и рассказ воспитателя о Японии, чтение японской сказки “Урашима и черепаха”;
- изготовление способом Оригами журавликов;
- составление букета “Икебана”;
- лепка фигурок Нэцкэ из соленого теста и роспись фигурок;
- изготовление символа счастья, долголетия и благополучия – дракона; Разучивание японской подвижной игры “Кагоме”,
- беседа о Родине, о родном городе, ознакомление с государственной символикой, работа с картой, разучивание пословиц о Родине и о семье, загадок и народных игр;
- создание презентации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание эмоционального положительного фона. Развитие мышления и связной речи.
Воспитатель встречает детей в групповом помещении ,предлагает им встать в круг на ковре.
Посмотрите, ребята, перед вами большая карта мира (или глобус), где можно увидеть все страны. Наша планета очень большая, на ней много разных стран. Какие страны вы знаете? В какой стране живем мы? Кто может показать Россию на карте? Посмотрите внимательно на карту. Давайте попробуем отыскать Японию. Вот она, страна, окружена Тихим океаном, Восточно-Китайским, Охотским, Японским морями.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в очередное путешествие.
Мы полетим на самолете, занимайте места.
Солнце в небе золотится.
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом
Солнце в небе голубом.
Эта птица - самолет,
Он отправился в полет.
Презентация “Путешествие по Японии”
(Cлайд 1, 2, 3)
Есть у японцев для солнца оконца:
Утром посмотрит японец в окно -
И сразу увидит, как всходит оно!
Географическая карта. Япония окружена Тихим океаном, Восточно-Китайским, Охотским, Японским морями. (Cлайд 4, 5)
На государственном флаге Японии изображено солнце - большой красный круг, на белом фоне..Япония и солнце не разделимы, поэтому в японской символике солнце занимает значимое место. Флаг Японии называют “солнечным” флагом. Белый фон означает чистоту, красный круг- тепло, солнце, яркость и искренность. (Cлайд 6)
Герб Японии (Cлайд 7)
Столица Японии - город Токио. Здесь соседствуют памятники старины (замок, где расположена императорская резиденция) и современные здания высотой в 40-60 этажей.
(Cлайд 8, 9)
Большая часть суши покрыта горами, есть в горах и действующие вулканы. Случаются и извержения, и землетрясения. Это серьезные стихийные бедствия. (Cлайд 10)
Природа. (Cлайд 11-13)
В традиционных японских домах очень мало мебели. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы. (Cлайд 14-16)
Японский театр. (Cлайд 17)
Главные праздники. (Cлайд 18-30)
(Игра малой подвижности “Кагоме”)
Искусство Икебана. (Cлайд 31-34)
Воспитатель: Японцы говорят: “Икебана – песня цветов, которая создает настроение”. Чтобы составить икебана нужно знать правило.
Посмотрите, каждая икебана имеет основное направление, а значит, передает свое особое настроение.
Воспитатель: Куда направлены ветки, цветы в этом букете?
Дети: Вверх,
Воспитатель: Поднимите руки вверх. Если ветки направлены вверх, значит, эта икебана рассказывает о радости, веселье.
- А здесь, как расположены веточки?
Дети: Вверх и немного в сторону.
Воспитатель: Покажите руками. Это значит, что икебана говорит о спокойствии, равновесии.
- Вот еще одна цветочная композиция, в ней все цветы направлены в сторону и немного вниз (показ). Попробуйте догадаться, какое настроение спряталось в этом букете.
Дети: Может быть грусть, печаль …
Воспитатель: Теперь вы знаете правило составления икебана.
Искусство Оригами (Cлайд 35- 37)
Воспитатель :
Перед тем, как отправиться в путешествие, мы много читали про Японию, делали поделки.
Сейчас, ребята, будет происходить чудо на ваших глазах. Прямо у нас в (группе) расцветет цветок сакуры. Вы будете рассказывать, что знаете об этой стране, а цветок будет распускаться.
(Прикрепляется серединка цветка, на котором написано ЧТО Я ЗНАЮ О ЯПОНИИ.)
1 ребенок:
- Я знаю, что Японию называют Страной восходящего солнца.
(У цветочка “появляется” лепесток с названием “Страна Солнца”)
2 ребенок:
- Я знаю, что страна состоит из множества островов, главными и наиболее известными из которых считаются четыре острова – Хонсю Хоккайдо Кюсю и Сикоку.
(У цветочка “появляется” второй лепесток с названием “Страна островов”)
3 ребенок:
- Я знаю, что герб Японии цветок хризантемы.
(У цветочка “появляется” второй лепесток с названием “хризантема”)
4 ребенок:
- Я знаю, что в Японии любят кушать суши. Суши – это японский деликатес из риса и маринованной рыбы, обернутой в морские водоросли. Японцы принимают пищу палочками для еды.
(Лепесток – “Суши”)
5 ребенок: Я знаю, что национальная одежда Японцев - кимоно.
(Лепесток – “кимоно”)
6 ребенок:
- Я знаю, что в Японии очень любят Оригами. Это древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги.
(Прикрепляется лепесток “Оригами”)
7 ребенок:
Я знаю, что в Японии национальное искусство “икебана”.
Воспитатель подводит итоги:
- Какой красивый цветок сакуры расцвел у нас. А сейчас мы возвращаемся из путешествия, и нас ждет чайная церемония, ароматный зеленый чай.