Интегрированное занятие по развивающей психологии и художественной литературе по сказке "Цветик-семицветик" В.Катаева

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная концепция дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие творческого потенциала личности, формирование богатого внутреннего мира ребёнка.
Определяющим звеном в решении этой проблемы является приобщение детей к художественной литературе. Содержание  образовательной области  «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Художественной литературе принадлежит важная роль в процессе формирования личности ребенка.
Художественная литература, в частности, один из ее жанров – сказка – одна из форм освоения мира. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказки ребенок получает знания о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится находить выходиз трудных ситуаций, преодолевать барьеры, верить в силу добра.любви и справедливости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.
В системе дошкольного воспитания и образования можно и нужно использовать художественные произведения для решения многообразных задач– воспитательных, дидактических, развивающих,психокоррекционных, психопрофилактических.
Детские психологи и психотерапевты активно используют метод сказкотерапии для детей.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).
Можно просто прочесть ребенку сказку,а можно прочесть ее с выражением, еще  можно рассказать, импровизируя, а можно поиграть со сказкой, «погрузиться» в сюжет, «прожить» историю эмоционально.
Занятия, проводимые на основе сюжета сказки, в «сказочной атмосфере», вызывают у детей интерес, радость, стимулируют воображение, импровизацию, эмоциональное внимание.
Использование сказкотерапевтических приемов при ознакомлении с художественной литературой  оказывают большое влияние на познавательное, эмоциональное и  социально- нравственное развитие ребенка.
В работе со сказкой часто используются приемы психогимнастики.
Использование элементов психогимнастики помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения, и, в целом, способствует профилактике эмоциональных и коммуникативных трудностей.

Цели  занятия:

  • эмоционально-личностное  развитие
  • профилактика эмоциональных  нарушений.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания о содержании сказки  В. Катаева «Цветик- семицветик»,
  • акрепить знания о жилищах животных, животных холодных и жарких стран,
  • закрепить знание об основных цветах спектра.

Воспитательные задачи:

  • стимулировать эмоциональное восприятие книги,
  • формировать положительную мотивацию к чтению,
  • воспитывать  доброжелательное отношение друг к другу,
  • воспитывать  нравственные чувства,  общечеловеческие ценности.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные процессы, речь,
  • развивать эмоциональную и интонационную выразительность,
  • развивать мимику и выразительные движения тела,
  • развивать коммуникативные навыки,
  • cтимулировать развитие воображения.

 Оборудование и материалы:

  • полка с книгами,
  • разноцветные лепестки из картона,
  • аудиозаписи: «Шум ветра», «Шум моря», спокойная музыка для релаксации,
  • мешочек,
  • баранки для детей,

Предварительная работа:

  • прочтение книги В.Катаева « Цветик-Семицветик»,
  • знакомство с основными цветами спектра,
  • разучивание с детьми фразы «Каждый охотник желает, знать где сидит фазан»,
  • разучивание с детьми  приговоров из сказки («Лети, лети, лепесток…», «Семь медведей»),
  • знакомство с эмоциями,
  • проведение дидактической игры  на классификацию животных,
  • игры  в лото « Чей домик?», « Животные», «Зоопарк настроений»,
  • разучивание игры  «Море волнуется…»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оформление зала воздушными шарами, собранными в цветок. Полка с книгами.
Дети входят в зал, звучит музыка.  

Воспитатель: Ребята, как празднично украшен наш зал. А вот  – на почетном месте – стоят книги.

Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят  слушать  книжки
И девчонки, и мальчишки.

Психолог: У нас сегодня необычная встреча.У нас встреча с одной очень-очень хорошей книгой.

Воспитатель: А как называется эта книга – мы сейчас узнаем.

Воспитатель читает начало книги: Жила-была девочка Женя…Ребята, вы узнали эту книгу? О чем эта сказка?  (Ответы детей)

Психолог: А хотите поиграть в сказку?

Звучит фонограмма «Шум ветра». Психолог достает из книги желтый лепесток.

Психолог: Вы догадались, что это? (Лепесток) Этот желтый лепесток Девочка Женя оторвала самый первый, чтобы вернуться домой, помните? А какие слова она при этом произнесла?  (Ответы детей) Она еще не была уверенна, что этот цветок волшебный, и поэтому произносила слова с интересом, с любопытством. Попробуйте  и вы.

Психогимнастика на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Воспитатель: Женя  вернулась домой. А мы поможем найти свои дома  животным.

Дидактическая игра «Кто где живет»

В болоте –
В берлоге –
В конуре –
В хлеву –
В конюшне –
В курятнике –
В скворечнике –
В дупле –
В улье –
В хатке –
В муравейнике –
В аквариуме –
В гнезде –
В логове –
В норе –

Звучит фонограмма «Шум ветра». Психолог достает из книги  красный  лепесток.

Психолог: Этот лепесток Женя потратила на то, чтобы…(склеить разбитую вазу).Она очень спешила, чтобы мама не успела заметить, и  произносила волшебные слова торопясь. Попробуйте и вы.

Психогимнастика  на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Воспитатель: Ваза в сказке сделалась, как новая.

Звучит фонограмма «Шум ветра». Психолог достает из книги  синий   лепесток.

Психолог: Синий лепесток Женя оторвала третьим, чтобы … (попасть на Северный полюс).Она уже точно знала, что цветок выполнит любое ее желание и поэтому произнесла волшебные слова уверенно, с гордостью. Попробуете?

Психогимнастика  на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Воспитатель: Женя, конечно, попала на Северный полюс. А кого она там встретила? (Белых медведей). Сколько их было? (7)  Вспомните, какие они были? (Ответы детей)

Первый – нервный,
Второй – злой,
Третий – в берете,
Четвертый – потертый,
Пятый – помятый,
Шестой – рябой,
Седьмой – самый злой.

Воспитатель: А во что девочка была одета? (Ответы детей) Она, конечно же замерзла.

Психолог: Покажите, как бедной Жене было холодно в одном летнем платьице, с голыми ногами на морозе в сто градусов!

Психогимнастика «Холодно»

Психолог: А кого еще можно встретить на Севере? Давайте поиграем в игру: если животное, которое я назову живет на Севере – вы покажите, что там, на Севере, холодно, а если – в Жарких странах, то – как там жарко.

Игра «Холодно – жарко»

Жираф – Морж – Белый медведь – Бегемот – Шимпанзе – Пингвин – Крокодил – Песец – Слон – Носорог.

Звучит фонограмма «Шум ветра». Психолог достает из книги  зеленый  лепесток.

Психолог: Чего больше всего в этот момент хотела Женя? (Ответы детей) Но она произносила волшебные слова, замерзая.

Психогимнастика  на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Звучит фонограмма «Шум ветра». Психолог достает из книги  оранжевый  лепесток.

Психолог: Это лепесток – какой по счету? – пятый – Женя потратила на игрушки. Позавидовала другим – даже глаза от зависти стали желтыми, как у козы. Пожадничала и сказала – как?

Психогимнастика  на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Психолог: А теперь давайте превратимся в игрушки.

Игра «Море волнуется»

Звучит фонограмма «Шум ветра». Психолог достает из книги фиолетовый  лепесток.

Психолог: На что девочка потратила этот лепесток? (ответы  детей). Вы представляете, какой шум могут поднять 5 миллионов говорящих кукол? Женя никуда не могла деться от них, ее охватил ужас! Она хотела, чтоб все быстрее закончилось! Скажите волшебные слова так,  как Женя.

Психогимнастика  на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Воспитатель обращает внимание детей на количество собранных лепестков.

Воспитатель: Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик, и увидела, что остался всего один лепесток.« Вот так штука! – подумала Женя. – Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия .Ну ничего. Впредь буду умнее».

Воспитатель: Нам не хватает седьмого лепестка. А в каких сказках, пословицах встречается цифра 7? Чего на свете бывает только 7? (Ответы детей)

Психолог располагает лепестки в соответствии с цветами радуги.

Психолог: Как вы думаете, какой цвет  у последнего лепестка? (Голубой) Как вы догадались? Какой есть стишок про цвета радуги?

Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан

Звучит фонограмма «Шум ветра». Психолог достает из книги голубой  лепесток.

Психолог: Последний лепесток остался у Жени .Что же она сделала? А знаете, как она произнесла волшебные слова?
«…девочка бережно оторвала последний лепесток, на минутку прижала его к глазам, потом разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья»
Представьте, как Женя произносила эти слова.

Упражнение на интонирование фразы

Психолог: Ребята, а вы поняли, почему голос у Жени дрожал от счастья? (Ответы детей)

Этот сказочный цветок
Все, что хочешь, сделать мог.
Лепесток проделал круг.
И уже здоров твой друг.

Ребята, мы сегодня играли в сказку, собрали из лепестков Цветик-семицветик. Представьте, если бы у вас был один волшебный лепесток, и вы могли бы загадать одно желание – не спешите его произносить. Когда придете в группу, нарисуйте свое желание, и расскажите своим родителям.

Релаксация

Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомните лепесток желтого цвета – представьте пушистого цыпленка, мысленно погладьте его.
Вспомните красный лепесток – представьте розу – красивую свежую красную, полюбуйтесь.
Оранжевый лепесток – представьте апельсин – вспомните его сочный сладкий вкус.
Голубой цвет – представьте чистое  голубое небо. Синий цвет – представьте теплое море, в котором вы купаетесь, оно ласково гладит вас своими волнами.
Зеленый цвет – представьте зеленую молодую травку, по которой можно походить босиком.
Фиолетовый цвет –  вспомните нежную фиалку в цветочном горшке, которая растет у вас в группе.
Мы вспомнили и представили все лепестки волшебного цветка. А теперь можно открывать глаза.
Ребята, девочка Женя приготовила для каждого из вас сюрприз. Вы помните, куда отправилась Женя в начале сказки? (Ответы детей)
Пусть каждый достанет гостинец  из « чудесного мешочка» и подарит  одному человеку из вашей группы, чтобы каждый получил  подарок.

Дети угощают друг друга баранками.

Психолог:

Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!

(Н. Пикулева)

Звучит музыка, дети уходят из зала.

Список литературы:

  1. М.И.Чистякова. Психогимнастика, М., «Просвещение», 1995г.
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум  по сказкотерапии.С-П., «Речь», 2000г.
  3. Тренинг по сказкотерапии. Под ред. /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, С-П., «Речь», 2000г.
  4. Н.Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, «Академия развития», 1997г.
  5. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам., М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. Синицына Е. Умные сказки. «Лист». М.1997.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков. «Фолио». 1996.