Тема урока "Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Е, Э и сочетание ЙО"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Формировать умение грамотно писать гласные после шипящих и ц, закрепить алгоритм выбора нужной буквы.
  • Развивать образное и логическое мышление, приёмы языкового анализа, сравнения, обобщения.
  • Воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: активные
Оснащение урока: мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Целеполагание

– Сегодня на уроке мы будем, в основном,  повторять ранее изученные правила. Поэтому прочитайте предложения и назовите виды орфограмм, с которыми предстоит работать.

Приложение 3. Слайд 2.

Ещё раз горячо убеждаем: без ленцы и прохладцы изучайте русский язык, увлечённо работайте с каждым словом. Тогда каждый из вас окажется не просто борцом с неграмотностью, а счастливцем, которому всё нипочём.

– Посмотрите в листки самоконтроля (Приложение 1), все ли виды орфограмм перечислены? О чём не сказали? Почему?

Слайд 3.

– Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

Слайд 4.

– Сегодня на уроке повторяем правила употребления гласных е, э, правописание гласных после шипящих и ц, знакомимся  с сочетанием йо.

3. Правописания гласных а, у, и, е после шипящих.

Слайд 5.

– Запишите слова, добавив пропущенные буквы. Расставьте ударение.

ЩВЛЬ                                            щавель
НЧТЬ                                              начать
ДЛЖТ                                            одолжит
КРСВЙШЙ                                   красивейший
ШВЛШЬ                                        шевелишь
ЩРТСЯ                                          щурится
ЩКЛД                                            щеколда
ЧДНЙ                                             чудный, чудной

– От чего зависит выбор гласной в последнем слове? (От лексического значения)
– Приведите примеры словосочетаний, доказывающих  это (чудный день, чудной ребёнок).
– Расскажите об употреблении гласных после шипящих.

Слайд 6.

4. Правописания гласных о-е-ё после шипящих

– Повторим алгоритм выбора о-е-ё после шипящих.

Слайд 7, 8.

– Заполните самостоятельно таблицу, рассуждая по алгоритму (Приложение 2)

Слайд 9.

часть слова буквы
ё о е
корень      
суффикс      
окончание      

Ш…рстка, свинц…вый, свеж…го, пораж…н, крюч…к, отраж…нный, горяч…, трещ…тка, ситц…вый, ш…рты, стереж…т, ж…рдочка, матч…м, чащ…ба, тренаж…р, , молодож…н, певуч…, ш…рник, врач…м,  каланч…й, ш…рох, теч…т.

– Проверьте правильность заполнения таблицы, не забудьте выписать ошибки.

Слайд 10.

– Обратите внимание: в слове трещотка в современном русском языке уже не выделяется суффикс -отк-, а в слове чащоба - -об-.

– Объясните значение слов трещотка, чащоба, шорник, каланча.

Слайд 11.

– Прочитайте слово шорох справа налево (хорош). Слово, которое читается справа налево и слева направо, называется палиндром.

Слайд 12.

5. Правописание гласных о-е после ц.

– Запишите слова с орфограммой после ц. Выделите часть слова, где находится сомнительная гласная, поставьте ударение.

Слайд 13.

Глянцевая бумага, цокольный этаж, отправить письмецо, миниатюрное зеркальце.

– Сделайте вывод о правописании о-е после ц.
– Продолжите ряд примеров, записывая слова с орфограммой после ц:
Почистить детское платьице, обняться с отцом, виртуозный танцор, танцевать в паре, гарцевать в седле, продолжать цокотать (произошло от слова цокот, написание сохраняется), держаться молодцом, перцовый пластырь, состязания борцов, глянцевая бумага.
Сделайте орфографический разбор.
– Объясните значение слов гарцевать, глянцевая.

Слайд 14.

– В словах иноязычного происхождения после ц может писаться о и в безударном слоге.   Соедините слово и его значение.

Слайд 15.

палаццо                               музыкальное произведение
герцог                                   дворец
скерцо                                   дворянский титул
меццо-сопрано                    голос

6. Физкультминутка.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах, на мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал морковь и огурцы.
И только одного не знал, где и, а где же ы.

7. Правописание гласных и-ы после ц.

– Прочитайте правило. Дополните каждое его положение подтверждающими примерами. Кто затрудняется, может воспользоваться материалами учебника (страница 79).

Слайд 16.

Выбор гласных и/ы после ц зависит от их места в слове и от формы слова. Буква и после ц пишется в корнях слов и в слова на ция.

Примеры: … (цирк, цитрус, циновка)
Исключения: … (цыган, цыпочки, цыкнул, цыпленок, цыц)

Буква ы после ц пишется в суффиксах и окончаниях прилагательных, в окончаниях существительных множественного числа и единственного числа Родительного падежа.

Примеры: … (птицы, сестрицын, голубцы)

При написании фамилий правило не всегда соблюдается.

Примеры: … (Синицын, Синицин)

Слайд 17.

Ц…кламен, овац…я, рукавиц…, аппликац…я, летописц…, ц…низм, ц…новка, пяльц…, правдолюбц…, делегац…я, ц…тата, розоволиц…й, лжец…, сигнализац…я, ц…корий, ц…трус, ц…почки, птиц…н, ц…клон, иконопосц…, Синиц…н.

– 1 вариант выписывает слова с и после ц, 2 вариант – с ы после ц.
– Проверьте друг у друга правильность выполнения работы. При затруднении можно воспользоваться подсказкой.

Слайд 18.

– Как вы понимаете значение слов овация, пяльцы, цикорий, цинизм?

Слайд 19.

8. Употребление букв э, е, ё и сочетания йо.

– Самостоятельно прочитайте материал учебника на странице 81.
– Объясните употребление гласных е, ё,  э в упражнении 119 (устно).

9. Обобщение изученного.

Слайд 21.

Старый князь Голиц…н любил рассказывать о лете, проведенном на юге Франц..и. Он подробно описывал великолепный сад с ц…трусовыми деревьями и ч…дными кустами роз, старинный палац…, в котором музиц…ровали вечерами его друзья. Здесь собирались певц… и оркестранты, в их кругу можно было столкнуться с дириж…ром и скрипач…м. а какие были ночи! Ш…рохи тенистых аллей, ш…пот глянц…витых листьев магнолии, аромат ж…молости… Целое лето сч…стливых впеч…тлений.

– Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Слайд 22.

– Проверьте свои работы, укажите ошибки.

10. Итог урока

– Сформулируйте правила написания гласных после шипящих и ц.

Слайд 23.

11. Домашнее задание

Слайд 24.

1. Выполнить работу над ошибками в листке самоконтроля, повторить правила.
2. Упражнение 121.
3. Творческое задание по выбору: подобрать слова – палиндромы с о/ё после шипящих.

Используемая литература:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Москва, «Русское слово», 2006.
  2. Розенталь д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Москва, Айрис-Пресс, 2005.
  3. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Москва, «Просвещение», 20001.
  4. Михайлова С.Ю. Правописание гласных после шипящих и Ц, в суффиксах глаголов и причастий.
  5. Орфоэпический словарь русского языка. book.tr200.netv.php?id=191318
  6. Толковый словарь русского языка. classes.ruРусский язык…-dictionary-Ozhegov.htm