Цели:
- Формировать умение грамотно писать гласные после шипящих и ц, закрепить алгоритм выбора нужной буквы.
- Развивать образное и логическое мышление, приёмы языкового анализа, сравнения, обобщения.
- Воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний.
Формы работы: активные
Оснащение урока: мультимедийный
компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Целеполагание
– Сегодня на уроке мы будем, в основном, повторять ранее изученные правила. Поэтому прочитайте предложения и назовите виды орфограмм, с которыми предстоит работать.
Приложение 3. Слайд 2.
Ещё раз горячо убеждаем: без ленцы и прохладцы изучайте русский язык, увлечённо работайте с каждым словом. Тогда каждый из вас окажется не просто борцом с неграмотностью, а счастливцем, которому всё нипочём.
– Посмотрите в листки самоконтроля (Приложение 1), все ли виды орфограмм перечислены? О чём не сказали? Почему?
Слайд 3.
– Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
Слайд 4.
– Сегодня на уроке повторяем правила употребления гласных е, э, правописание гласных после шипящих и ц, знакомимся с сочетанием йо.
3. Правописания гласных а, у, и, е после шипящих.
Слайд 5.
– Запишите слова, добавив пропущенные буквы. Расставьте ударение.
ЩВЛЬ щавель
НЧТЬ начать
ДЛЖТ одолжит
КРСВЙШЙ красивейший
ШВЛШЬ шевелишь
ЩРТСЯ щурится
ЩКЛД щеколда
ЧДНЙ чудный, чудной
– От чего зависит выбор гласной в последнем
слове? (От лексического значения)
– Приведите примеры словосочетаний,
доказывающих это (чудный день, чудной
ребёнок).
– Расскажите об употреблении гласных после
шипящих.
Слайд 6.
4. Правописания гласных о-е-ё после шипящих
– Повторим алгоритм выбора о-е-ё после шипящих.
Слайд 7, 8.
– Заполните самостоятельно таблицу, рассуждая по алгоритму (Приложение 2)
Слайд 9.
часть слова | буквы | ||
ё | о | е | |
корень | |||
суффикс | |||
окончание |
Ш…рстка, свинц…вый, свеж…го, пораж…н, крюч…к, отраж…нный, горяч…, трещ…тка, ситц…вый, ш…рты, стереж…т, ж…рдочка, матч…м, чащ…ба, тренаж…р, , молодож…н, певуч…, ш…рник, врач…м, каланч…й, ш…рох, теч…т.
– Проверьте правильность заполнения таблицы, не забудьте выписать ошибки.
Слайд 10.
– Обратите внимание: в слове трещотка в современном русском языке уже не выделяется суффикс -отк-, а в слове чащоба - -об-.
– Объясните значение слов трещотка, чащоба, шорник, каланча.
Слайд 11.
– Прочитайте слово шорох справа налево (хорош). Слово, которое читается справа налево и слева направо, называется палиндром.
Слайд 12.
5. Правописание гласных о-е после ц.
– Запишите слова с орфограммой после ц. Выделите часть слова, где находится сомнительная гласная, поставьте ударение.
Слайд 13.
Глянцевая бумага, цокольный этаж, отправить письмецо, миниатюрное зеркальце.
– Сделайте вывод о правописании о-е после ц.
– Продолжите ряд примеров, записывая слова с
орфограммой после ц:
Почистить детское платьице, обняться с отцом,
виртуозный танцор, танцевать в паре, гарцевать в
седле, продолжать цокотать (произошло от
слова цокот, написание сохраняется),
держаться молодцом, перцовый пластырь,
состязания борцов, глянцевая бумага.
– Сделайте орфографический разбор.
– Объясните значение слов гарцевать, глянцевая.
Слайд 14.
– В словах иноязычного происхождения после ц может писаться о и в безударном слоге. Соедините слово и его значение.
Слайд 15.
палаццо музыкальное произведение
герцог дворец
скерцо дворянский титул
меццо-сопрано голос
6. Физкультминутка.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах, на мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал морковь и огурцы.
И только одного не знал, где и, а где же ы.
7. Правописание гласных и-ы после ц.
– Прочитайте правило. Дополните каждое его положение подтверждающими примерами. Кто затрудняется, может воспользоваться материалами учебника (страница 79).
Слайд 16.
Выбор гласных и/ы после ц зависит от их места в слове и от формы слова. Буква и после ц пишется в корнях слов и в слова на ция.
Примеры: … (цирк, цитрус, циновка)
Исключения: … (цыган, цыпочки, цыкнул, цыпленок, цыц)
Буква ы после ц пишется в суффиксах и окончаниях прилагательных, в окончаниях существительных множественного числа и единственного числа Родительного падежа.
Примеры: … (птицы, сестрицын, голубцы)
При написании фамилий правило не всегда соблюдается.
Примеры: … (Синицын, Синицин)
Слайд 17.
Ц…кламен, овац…я, рукавиц…, аппликац…я, летописц…, ц…низм, ц…новка, пяльц…, правдолюбц…, делегац…я, ц…тата, розоволиц…й, лжец…, сигнализац…я, ц…корий, ц…трус, ц…почки, птиц…н, ц…клон, иконопосц…, Синиц…н.
– 1 вариант выписывает слова с и после
ц, 2 вариант – с ы после ц.
– Проверьте друг у друга правильность
выполнения работы. При затруднении можно
воспользоваться подсказкой.
Слайд 18.
– Как вы понимаете значение слов овация, пяльцы, цикорий, цинизм?
Слайд 19.
8. Употребление букв э, е, ё и сочетания йо.
– Самостоятельно прочитайте материал учебника
на странице 81.
– Объясните употребление гласных е, ё,
э в упражнении 119 (устно).
9. Обобщение изученного.
Слайд 21.
Старый князь Голиц…н любил рассказывать о лете, проведенном на юге Франц..и. Он подробно описывал великолепный сад с ц…трусовыми деревьями и ч…дными кустами роз, старинный палац…, в котором музиц…ровали вечерами его друзья. Здесь собирались певц… и оркестранты, в их кругу можно было столкнуться с дириж…ром и скрипач…м. а какие были ночи! Ш…рохи тенистых аллей, ш…пот глянц…витых листьев магнолии, аромат ж…молости… Целое лето сч…стливых впеч…тлений.
– Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы.
Слайд 22.
– Проверьте свои работы, укажите ошибки.
10. Итог урока
– Сформулируйте правила написания гласных после шипящих и ц.
Слайд 23.
11. Домашнее задание
Слайд 24.
1. Выполнить работу над ошибками в листке
самоконтроля, повторить правила.
2. Упражнение 121.
3. Творческое задание по выбору: подобрать слова
– палиндромы с о/ё после шипящих.
Используемая литература:
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Москва, «Русское слово», 2006.
- Розенталь д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Москва, Айрис-Пресс, 2005.
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Москва, «Просвещение», 20001.
- Михайлова С.Ю. Правописание гласных после шипящих и Ц, в суффиксах глаголов и причастий.
- Орфоэпический словарь русского языка. book.tr200.net›v.php?id=191318
- Толковый словарь русского языка. classes.ru›Русский язык›…-dictionary-Ozhegov.htm