Формы и методы работы по интеллектуально-творческому развитию одаренных детей на уроках математики

Разделы: Математика


Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Как организовать процесс обучения на уроках математики?

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Важной задачей для педагогов в работе с детьми, в том числе и с одаренными детьми, является развитие способностей ребенка. Нужно не передать знания, а создать условий для того, чтобы ребенок мог углублять свои знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.

При традиционном обучении мало возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока. В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно. Одаренный ребенок часто оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают.

Содержание образовательной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать

  • детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
  • развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет детям переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
  • давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
  • должно способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с социум, природой, культурой и т.д.

При этом особое внимание должно уделяться сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

  • На занятиях необходимо широко использовать элементы следующих технологий обучения:
  • Технологию развивающего обучения;
  • Технологию личностно-ориентированного обучения;
  • Технология продуктивного обучения;
  • Технология творческих мастерских;
  • Проектное обучение;
  • Инновационные компьютерные технологии

Задача каждого учителя - обеспечить индивидуальные зоны творческого развития каждого ученика, поэтому целесообразно использовать уровневый подход в обучении.

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, найти рациональный способ решения.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия.

Метод проб и ошибок.

Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с “правильностью” стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод “если бы…”. Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий хорошо развивает воображение.

“Мозговой штурм” Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи.

Необходимо систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.

Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, буклет или книжка-раскладушка и т.д.

Но самое главное - это защита проекта. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

На первых этапах защита проекта проходит в классе. С самыми интересными работами учащиеся выступают на школьной конференции.

Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.

Для того чтобы работа с одарёнными детьми была максимально эффективна необходимо использовать часы КОУ (факультативы, индивидуально-групповые занятия и т.д.).

К сожалению, не всегда усилия педагога приводят к желаемому результату.

Успеха можно добиться, если взаимодействие учителя с одаренным учеником направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки. Учитель должен вести, направлять своих учеников.

Работая с талантливыми детьми педагогу необходимо стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Пример методической схемы проведения разноуровневого урока в 7 классе. Схема урока состоит из двух частей, двух планов урока, имеющих общую часть. Школьники имеют право выбрать, на каком уровне они желают работать, какие задания взять для самостоятельного выполнения. В ходе урока ученики могут перейти на другой уровень образовательной деятельности

Тема: “Сумма углов треугольника”

Класс разбивается на две группы: “А”(более подготовленные ребята), “ Б”

(менее подготовленные ребята).Учащимся группы “ А” предлагается выполнить лабораторную работу по теме: “Сумма углов треугольника”, для этого им выдается инструкция с рекомендациями по проведению лабораторной работы.

Инструкция имеет следующий вид.

  1. Рассмотреть модели треугольников.
    1. Оторви углы одного треугольника и приложи их друг к другу так, чтобы они имели общую вершину.
    2. Проделай это же с другим треугольником.
  2. Сделай вывод: чему равна сумма углов треугольника?
  3. Составь рассказ – доказательство о свойстве углов треугольника.

С ребятами группы “Б” в это время проверяется домашнее задание и проводится подготовительная работа для изучения нового материала о сумме углов треугольника на готовых чертежах.

После выполнения указанной работы, перед всеми учащимися класса ставится цель урока, что они сегодня узнают еще одно важное свойство треугольника.

Записывается тема урока “Сумма углов треугольника”

К доске вызывается более подготовленный ученик с отчетом-докладом о проведённой лабораторной работе, при этом он использует заранее приготовленную таблицу, которая является копией таблицы, данной лабораторной работе.

После прослушивания доклада, учащимся группы “А” предлагается самостоятельная работа на готовых чертежах. Найти углы треугольника.

В это время с группой “Б” уясняется изучаемая теорема и задаются вопросы:

Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника. Далее работа идет по учебнику. Глядя на рисунок 124, скажите, почему равны углы 1 и 4, 3 и 5?

Почему сумма углов 4, 2, 5 равна 180градусов?

А почему сумма углов 1, 2, 3 тоже равна 180 градусам?

Какой можно сделать вывод?

При таком подходе более сильные ребята самостоятельно проводят лабораторную работу, изучают таблицы, учатся самостоятельно анализировать, обобщат, делать выводы, систематизировать умения.

Литература.

  1. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
  2. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
  3. Зайцева Г.Д. Эвристическое обучение математике. - Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2008
  4. Г.Д.Зайцева, Т.В. Медведева. Использование современных дидактических концепций при обучении математике учащихся средней школы.: учебно - методическое пособие. Алтайская гос. Академия им. В.М. Шукшина.-Бийск :ГОУВПО “АГАО”, 2011
  5. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с 84.
  6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения.- М. Владос, 2000